ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ: Я НА ВЫБОРАХ НЕ ВРУ
ОБЪЕДИНИТСЯ ли Москва с Московской областью? Правда ли, что районным советником в столице теперь может стать хоть житель Урюпинска? Как оценивают на Петровке Санкт-Петербургскую "кузницу кадров"? На эти и другие вопросы ответил в конце прошлой недели на "Деловом завтраке" в "РГ" председатель Московской городской Думы Владимир Платонов.
Нажимать на чужие кнопки запрещается
- Владимир Михайлович! Ваши коллеги из Госдумы уже расслабляются на каникулах, а гордума все работает...
- В Охотном Ряду, на мой взгляд, и в течение года особенно не надрываются. Все время полупустой зал. Ощущение, что там может проголосовать кто угодно. Однажды, еще будучи членом Совета Федерации, я проэкспериментировал: взял и нажал кнопку в их зале - никто и внимания не обратил. А результат? Примерно 600 законопроектов еще не рассмотрено, а они ушли на каникулы.
- На Петровке так не бывает?
- У нас на сентябрь остается не более 10-15 законопроектов. Да и вся работа гордумы организована совершенно иначе. Никто другой не имеет права сесть в зале на место депутата. Карточку для голосования можно получить лишь после регистрации. Передавать ее кому бы то ни было категорически запрещено, как и нажимать чужие кнопки. Летний отпуск продолжается с 15 июля по 1 сентября. Второй перерыв в заседаниях Думы - с 25 декабря по 10 января.
- Недавно появилась информация о том, что столичная Дума утвердила смету своих расходов на 2003 год - в размере 360 миллионов 417 тысяч рублей. Если разделить на 35 депутатов, получается, что на каждого приходится свыше 10 миллионов рублей. Не дороговато для московских налогоплательщиков?
- Так нельзя считать. Кроме зарплаты депутатам, сюда входит содержание еще примерно 200 их помощников и аппарата Думы. А также оплата командировок, всех видов связи, транспорта и т. д. Правильнее поставить вопрос, в какую сумму каждому москвичу обходится работа законодательной власти - ведь мы же работаем от имени всех 9 миллионов горожан. Одному жителю столицы мы "стоим" 45 рублей в год.
- Мы спросили у читателей, каких законов не хватает для нормальной жизни столицы? "Не хватает закона о привлечении депутатов МГД к ответственности за невыполнение обещаний избирателям", - написал нам житель Шаболовки С. Глазков. И далее пояснил: "А конкретно - депутата Платонова В.М., три года назад пообещавшего моей семье, стоящей в очереди на жилье с 1995 года, помочь переселиться из 10-метровой комнаты в коммуналке, но так и не сдержавшего своего слова".
- Мне, конечно, приятно, что автор вопроса считает меня своим депутатом, но Шаболовка в мой округ не входит. Но главное не в этом - ни у меня, ни у других депутатов нет в кармане ключей от квартир. Мы распределяем деньги на строительство муниципального жилья, устанавливаем приоритеты, кому из
горожан дать его в первую очередь. "Льготники" получают квартиры за 2 года, очередники, увы, в данный момент - вставшие на учет еще в 1983 году. Могу сказать твердо - этот порядок соблюдается строго. И если Сергею Глазкову до сих пор не предоставлена квартира, значит, его очередь пока не подошла.
А вот с постановкой вопроса о необходимости повышения ответственности парламентариев совершенно согласен. Именно поэтому и разработал проект закона об отзыве депутата Московской городской Думы (сейчас депутата практически невозможно досрочно лишить мандата). К сожалению, коллеги не поддержали: для принятия в первом чтении не хватило двух голосов. Но я все равно собираюсь довести идею до логического конца.
Я предлагаю отзывать депутата за то, что по неуважительной причине пропустил 10 процентов заседаний, не принял участия в голосовании по 10 процентам обсуждавшихся вопросов (чтобы не было соблазна прийти, зарегистрироваться и отправиться дальше по своим делам). - А что представляет собой только что принятый Думой проект Кодекса депутатской этики? Что-то вроде существовавшего, но никого ни к чему не обязывавшего Кодекса строителя коммунизма? - Библия тоже никого ни к чему не обязывает, и тем не менее потребность в ней не отпадает на протяжении тысячелетий. Вот и выработка норм поведения депутата не повредит. Утверждаюсь в этом всякий раз, когда выслушиваю от человека массу благодарностей за то, что не помог даже, а всего лишь разъяснил, что к чему, или даже просто выслушал... Потом и подумаешь, через что он прошел до этого... - Как вы относитесь к тому, что к городской Думе прилепилось звание "карманной"? - За ярлык, наверное, надо в первую очередь благодарить СМИ. Обо всем хорошем - будь то открытие нового пожарного депо или очередного участка Третьего транспортного кольца - привыкли писать по шаблону: "спасибо мэру и правительству за детство счастливое наше...", хотя произошли эти события прежде всего потому, что деньги на них были заложены в городском бюджете. Но кто об этом помнит? Или возьмем фильмы о депутатах. Весь репертуар - "Член правительства" - о женщине-депутатке да "Депутат Балтики" - о странноватом мужике-интеллигенте, которого матросы накормили... Вот и все. Как я представляю "карманную" Думу? Внес, например, мэр какой-то документ, депутаты отхлопали и единогласно приняли. Мы же в этом созыве приняли более 250 законопроектов и внесли в них в общей сложности 1200 поправок, 700 из которых было принято. А какими мокрыми вышли из зала заседаний представители исполнительной власти после рассмотрения проекта бюджета-2003? Три часа шло обсуждение, было высказано огромное количество замечаний, на основании которых, не сомневаюсь в этом, будет внесено не менее 300 поправок! Мы не можем иначе: понимаем, какая ответственность лежит на 35 депутатах (напомню - в Госдуме 450 парламентариев!) не только перед москвичами, но и перед всей страной. Ведь составляем бюджет не просто столицы, а города, который дает свыше 30 процентов доходной части государственного бюджета.
- Кто больше вносит законопроектов - исполнительная власть или законодательная? -Как и во всем мире, исполнительная: до 70 процентов законопроектов. Но какое это имеет значение, если после доработки каждый из них становится законом Москвы?
- "Как удается избежать противостояния между двумя ветвями власти?" - спрашивает Н. Секретов из Омска. А читателя из Санкт-Петербурга интересуют подробности: есть ли в гордуме "правительственный час" как в Госдуме?
- У нас нет нужды в таком, как его в шутку называют, "сексуальном часе". Депутаты принимают участие в обсуждении всех проблем, вынесенных на заседание правительства города, а члены правительства - в работе гордумы. Совместная работа помогает примирить конфликт, заложенный в самой природе двух ветвей власти.
- Почему, на ваш взгляд, москвичи так плохо ходят на выборы городских депутатов? В минувшем декабре, например, явка составила всего 30 процентов. Не верят, что вы способны что-нибудь изменить в жизни города?
- А может, наоборот, человек не идет на выборы, потому что не нуждается в переменах и его устраивает нынешняя жизнь? В некоторых странах, например, к не пришедшему на выборы человеку применяются даже санкции: могут понизить в должности на службе или попросить заплатить штраф... Но я не сторонник таких мер. Мне кажется, москвичам просто нужно время, чтобы понять важность парламента для жизни города, как и самому парламенту, чтобы максимально проявиться.
Тринадцатый председатель: "Я не работаю против народа"
- Но за вас-то в 29-м округе проголосовали 60 процентов избирателей? - За это я должен быть благодарен сопернику: большинство решило - пусть уж лучше Владимир Платонов, чем Виктор Анпилов... - А время-то для работы в округе остается? Как- никак, тринадцатый раз за восемь лет избраны председателем гордумы. - Основная моя работа как раз в округе. Каждый месяц я веду личный прием. Кроме того, три моих помощника там находятся постоянно. Каждый четверг жителей бесплатно консультируют юристы. Когда кто-то начинает требовать: "Хочу иметь дело только с Платоновым", его спрашивают:"Вы хотите Платонова видеть или проблему решить?" Меня удивляют спрашивающие порой журналисты: а что вы делаете для народа? Но мы не работаем против народа. Мы все делаем для народа: любые законы, любые документы разрабатываются "для"... Но в отличие от других кандидатов в депутаты я на выборах не вру. Помню, один башкир вел избирательную кампанию под девизом: "Западному округу - западный образ жизни". А я избирателям говорил: не буду обманывать и убеждать, что с окончанием моих полномочий вы будете жить лучше, чем остальные москвичи. Депутатом иду для того, чтобы лучше стали жить все жители столицы. Ради этого и работаю как законодатель.
- Вы книгу Юрия Лужкова "Путь к эффективному государству" прочитали?
- Не успел, так как экземпляр получил лишь позавчера. Но я видел, как книга создавалась, знаю, насколько она выстраданная. Путь демократических преобразований, который прошла наша страна за последнее десятилетие, я разделил бы на три периода. Первый можно условно назвать "партия, дай порулить", второй - "берите суверенитета, сколько хотите". Сейчас идет третий - выстраивание вертикали власти. Все, что пока было написано на эту тему, можно объединить в серию "Кто виноват?". Эта же книга может стать настольной для исполнительной власти, потому что способна ответить на вопрос - что делать? Мне жаль, что у законодательной власти нет ничего подобного.
- Так напишите!
- Разве что в будущем... Меня пока хватило только на кандидатскую диссертацию.
- Признайтесь: жалеете о потере сенаторского кресла?
- Упаси господи! Москву в Совете Федерации сейчас представляет мой коллега Владимир Плотников - человек с богатым жизненным и парламентским опытом. До этого он был депутатом последнего Моссовета и гордумы двух созывов. Так что за город москвичи могут быть спокойны. Я же получил возможность сосредоточиться на своих прямых обязанностях.
Столица и ее законы
- Владимир Михайлович! Это правда, что гордума только что приняла закон, благодаря которому теперь районным советником в столице может быть избран любой россиянин, где бы он ни жил? - Правда, только не приняла закон, а привела существующий городской в соответствие с федеральным. Последние выборы мэра и в гордуму проводились по такому же принципу. Москвичи не надо агитировать, кто лучше защитит их интересы - москвичи или иногородние, сами в этом отлично разбираются.
- Не пора ли вспомнить о коренных москвичах, которых в ходе реконструкции выгоняют из центра города жить на окраины?
- Московская гордума - первый орган власти, обративший внимание на эту проблему. Всю жизнь столица заботилась о тех, кто приезжал либо на стройку, либо на завод. Сначала приехавшему давали общежитие, потом молодой семье - квартиру... А москвичи как жили поколение за поколением в коммуналках, так зачастую и продолжали там оставаться. Теперь обеспечение коренных москвичей жильем - в числе приоритетов города. Для нуждающихся создана специальная очередь. Есть специальная программа по расселению коммуналок. Для их обитателей при сносе дома оговорено право на получение квартиры в этом же районе. Реализовать это право будет сейчас полегче, так как стартовые дома взамен снесенных начали строиться не на деньги инвесторов, как еще недавно, а на бюджетные средства. Следовательно, теперь в них все до единой квартиры будут предназначены для переселенцев. - Почему, несмотря на требования Верховного суда РФ, в Москве не проводятся прямые выборы глав районных управ? Не действует в полном объеме федеральный закон о местном самоуправлении? - спрашивают Надежда Кавцевич и Зоя Лаврова.
- Многие москвичи наверняка хорошо помнят запущенный темный город 1993 года, когда Краснопресненский район объявил о суверенитете на недра и воздушное пространство, а Ленинский - выдвинул ультиматум убрать со своей территории "позорящий нас Институт судебной психиатрии им. Сербского..." Ликвидировались автобусные маршруты, которые шли в другой район. В общем, это стремление к самостийности могло далеко завести, если бы вовремя не спохватились, что такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, нужно рассматривать как единое целое. Вдумайтесь сами. Просто гуляя с собакой, здесь можно пересечь границы трех районов. Так что ж теперь, прежде чем взять в руки поводок, изучать правила содержания животных в каждом из них? Благодаря пониманию того, насколько опасным может оказаться такой подход, в статью 6 Федерального закона "Об основах местного самоуправления" были внесены поправки, учитывающие специфику городов федерального значения. Эти поправки дали возможность создать в городе систему власти, при которой местное управление осуществляется на уровне города. А мэра и депутатов Московской городской Думы москвичи выбирают прямым голосованием - разве это не самоуправление? Теперь московскую специфику предложено упразднить. Но это же не инструкция, а федеральный закон! Разве можно его то и дело в корне переписывать? Да и вообще, объясните мне, юристу, кто дал полномочия Верховному суду РФ создавать органы местного самоуправления? В Конституции РФ нет ни слова о райуправах и их главах.
- Ну так опротестуйте его решение! - Ни я лично, ни Москва в целом не противники местного самоуправления. И в Думе, и в правительстве города сейчас идет работа над законами на этот счет. Но мы против того, чтобы гнать ее, насильно сверху насаждая местное самоуправление к майским или ноябрьским праздникам в каждом дворе. - Как бы там ни было, раз столица не опротестовала решение ВС, у районов к новому году должен быть свой бюджет. А Дума вновь утвердила проект единого общегородского бюджета... - Лишь в первом чтении. Впереди еще два-три чтения... Пока же давайте признаем честно: действующего местного самоуправления пока нет не только в Москве - нет во всей России. - Региональные законодатели часто жалуются на то, что многие их инициативы просто гасятся Госдумой. Вы это ощущаете? - Со многими проблемами столица сталкивается раньше других, и потому ей приходится довольно часто выходить с законодательными инициативами. Иногда они получают поддержку: самый свежий пример - деприватизация жилья, механизм которой был разработан столичными депутатами. А что-то и зависает. Так, в Госдуме до сих пор лежит наша законодательная инициатива 1997(!) года о борьбе с экстремизмом.
- В конце прошлого года гордума выступила против эксперимента по 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг. Протест был вызван тем, что вас не поставили о нем в известность?
- И этим тоже. Как я уже говорил, мы действуем от имени и по поручению избирателей и потому добьемся, чтобы с нами как минимум согласовывали повышение тарифов. Очевидно же, что введи этот эксперимент не на добровольной основе, как сейчас, 6 из 8 миллионов москвичей встали бы в очередь за справками о том, что им такая квартплата не по карману. - "Когда будет готов закон о народной дружине?" - спрашивает москвич Николай Соколов. - Этот проект принят МГД, мэр внес в него свои поправки, так что осталось проголосовать за него в целом, опубликовать, и он вступит в действие.
За Москвой - Россия
- "Как раз в эти дни у нас, в Ярославле, состоялась торжественная закладка первого "московского" дома - столица выделила крупные инвестиции для развития в городе жилищного строительства. А еще открылся магазин московских товаров (для ярославских товаров в столице такой магазин уже действует). Как столичные депутаты оценивают такое сотрудничество?" Вопрос прислала М. Григорьева.
- Тесное сотрудничество с российскими регионами - основа политики столичных властей, которую я всемерно поддерживаю. Оно помогает нам восстановить утраченные экономические связи между краями и областями и почувствовать себя частью единой страны.
- В последнее время обсуждается идея объединения Москвы и Московской области - под предлогом того, что сейчас столица тянет все соки из Подмосковья, а если они станут одним целым, то ей придется заботиться и о развитии области. Что вы скажете, Владимир Михайлович?
-Уверен, что мы необделяем, а дополняем друг друга. Огромное количество москвичей отдыхают в области, имеют там собственность. А многие жители Подмосковья работают в Москве. Это заставляет нас считаться с интересами друг друга, вырабатывать общий подход к решению разных важных проблем, для чего создана совместная депутатская комиссия. Но я не сторонник объединения, хотя столица и область когда-то уже были единым целым. Сейчас в Москве вместе с приезжими - 12 миллионов жителей, добавьте 4 миллиона из области... Слишком сложно будет управлять, так как любое укрупнение имеет предел управляемости. - Недавно в Санкт-Петербурге состоялся важный международный экономический форум. Не знак ли это того, что Северная столица забирает себе у Москвы часть столичных полномочий? - В городе на Неве прошел уже шестой экономический форум. Было там раз и выездное заседание Совета Федерации. Президент встречался с главами государств - так сказать, без галстуков, как встречается и в других уголках России. От этого Москва не перестает быть столицей. Я считаю, что политикам, которые делают заявления о необходимости переноса столицы в Санкт-Петербург, не мешало бы посчитать, а в какую сумму этот переезд обойдется? Властям Германии, например, для того чтобы перебраться из Бонна в Берлин, потребовалось 12 миллиардов долларов. Нам что, деньги девать некуда? - "И все-таки как вы расцениваете такое количество выходцев из Санкт-Петербурга во властных структурах столицы?" - интересуется Евгений Соломенцев из Санкт-Петербурга. - Тому, что появилось немало новых людей, которые успешно работают в федеральных структурах, можно только радоваться. Во все времена откуда только ни ехали в Москву! Из Днепропетровска, со Ставрополья, из Свердловска... Чем же Санкт-Петербург плох? У нас работы всем хватит.
***
У столичных депутатов нет нужды в "сексуальном часе": они активно участвуют в работе правительства Москвы, а члены правительства - в деятельности гордумы.
***
Каждый москвич платит за столичные законы по 45 рублей в год.
Фото:
- Скажем честно: нет пока в России настоящего местного самоуправления.
Подготовила Любовь ПЯТИЛЕТОВА, 122п, стр. 1, 3, Российская Газета
08.07.2002
|