ЛОГИЧНЫЙ ВЕРДИКТ
В конституционном суде
Отсчет сроков пребывания глав субъектов РФ на своих должностях должен начинаться с октября 1999 года, то есть с момента вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ". Об этом говорится в постановлении Конституционного суда России, которое огласил во вторник его председатель Марат Баглай. Что касается глав всех субъектов РФ, в конституциях или уставах, в которых к моменту принятия данного закона существовали нормы, ограничивавшие пребывание их глав в соответствующих должностях двумя сроками, то местные законодатели вправе самостоятельно решать вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки - с 1999 года или с того момента, когда эта норма появилась в региональном законодательстве. Из постановления следует, что в случае, если следующие выборы главы субъекта пройдут до октября 2003 года, то он может избираться еще на два срока, если после этой даты, то на один срок.
***
В АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
В администрации президента РФ удовлетворены решением Конституционного суда РФ относительно выборов руководителей регионов. Источник в кремлевской администрации отметил в беседе с корреспондентом "Интерфакса": "Мы удовлетворены решением КС и тем, что данный вопрос был рассмотрен в достаточно короткие сроки". В Кремле считают, что решение КС позволит региональным руководителям планировать дальнейшие политические действия. "Решение КС также исключает двойное или тройное трактование, что позитивно отразится на политической ситуации в регионах и в стране в целом", - отметил собеседник агентства.
ПОЗИЦИЯ МЭРА
Мэр Москвы Юрий Лужков считает, что Конституционный суд РФ во вторник принял логичное и рациональное решение относительно отсчета срока пребывания губернаторов в своей должности. Об этом он заявил "Интерфаксу" по окончании заседания правительства столицы. В соответствии с вердиктом КС РФ, отсчет срока пребывания глав субъектов РФ на своих должностях должен начинаться с октября 1999 года, то есть с момента вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ".
По мнению Юрия Лужкова, суд своим решением "продемонстрировал уважение к тем нормативным документам, которые ранее были утверждены субъектами РФ, и закону, принятому нижней палатой российского парламента", определив точку отсчета его действия.
"Сам по себе вердикт КС понятен и рационален", - считает Юрий Лужков. В то же время он отметил, что в логику этого судебного решения не укладывается один пункт, согласно которому законодательные органы российских регионов вправе самостоятельно решать вопрос о том, как следует исчислять губернаторские сроки - с 1999 года или с того момента, когда эта норма появилась в региональном законодательстве. Он отметил также, что вопрос о "губернаторских сроках" можно было бы и не выносить на обсуждение КС, если бы Госдума изначально при принятии закона "об общих принципах организации законодательных органов государственной власти субъектов РФ" четко определилась с моментом отсчета о пребывании губернаторов в должности. В соответствии с решением КС Юрий Лужков получил право выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра на третий срок.
***
КОММЕНТАРИЙ
По просьбе "Тверской, 13" решение Конституционного суда комментирует председатель Мосгордумы Владимир ПЛАТОНОВ.
- Как вы можете охарактеризовать решение Конституционного суда о том, что ряд глав регионов сможет избираться в третий раз?
- Это один из шагов к построению демократического правового государства. Есть два пути для решения вопросов конституционного законодательства. Мы застали момент, когда Верховный Совет вносил устные поправки в Конституцию. Сейчас закон по внесению изменений в Конституцию очень жесткий в противовес тому, что делалось раньше. И сейчас у нас есть процедура внесения изменений в главы 3 - 8. Процедура очень непростая. По этой процедуре была только одна попытка внести изменения - в Госдуме в первом чтении была принята поправка - по наделению депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации правом проведения парламентских расследований. Но затем процесс остановился. Что касается внесения изменений в главы 1 - 2 и последнюю - до сих пор нет даже закона о Конституционном собрании. А только оно может инициировать такие глобальные изменения в Конституцию. Второй путь - это через решения Конституционного суда, что сейчас и произошло. Он очень долго и, как всегда, внимательно рассматривал эту проблему и, наконец, вынес свой вердикт. Насколько мне известно, решение было принято единогласно. Конституционный суд лишний раз подтвердил, что важнейший вопрос о том, сколько раз и как избираются органы исполнительной и законодательной власти регионов, решают законодательные собрания субъектов.
- Что значит решение Конституционного суда для Москвы?
- Что касается конкретно Москвы, то мы в своих документах никогда не вводили ограничения для выборов руководителей исполнительной власти города. Мы этого не делали, считая, что, если человек достоин, он может избираться и более чем два раза. Если недостоин - можно разрешить хоть сто раз избираться, и его не изберут, слава богу, ни разу. Таково московское законодательство, и если конкретно применительно к столице, данное решение Конституционного суда в совокупности с федеральными законами и законами субъекта Федерации дает право мэру города баллотироваться в третий раз.
Беседовал Владислав КИСЕЛЕВ, 83, стр. 1, Тверская 13
11.07.2002
|