ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ: ТОЛЬКО ГРАМОТНО ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЗАКОН ЗАЩИ
Как известно, Москва - город контрастов. Часто чересчур резких, порождающих вопросы. С ними-то и отправился наш корреспондент к главе законодательной власти столицы - председателю Московской городской Думы Владимиру Михайловичу Платонову.
Около четырех месяцев прошло со дня публикации статьи "Дама с собачками", но в редакционной почте до сих пор появляются эмоциональные отклики на этот материал. Напомним, что в нем речь шла о собачьем питомнике в обычной московской квартире. А это, если коротко, издевательство над животными, незаконный бизнес и наплевательское отношение к многочисленным соседям.
Так что же скажет на это спикер Московской Думы, кстати, юрист по профессии?
БЕЗ ТЕНИ ЛУКАВСТВА
- Владимир Михайлович, можно ли обрисовать картину притихшей Думы словами Некрасова "На нивах шум работ умолк"?
- Это не совсем так. В заседаниях действительно наступил перерыв, или, как его называют в народе, парламентские каникулы. Но в это время никто не запрещает депутатам работать в самой Думе и в округах. Так что полного безлюдья в парламенте не наблюдается.
- С каким настроением Дума ушла на эти самые каникулы - как отличник, в дневнике которого одни пятерки, или похожая на нерадивого двоечника, оставившего несколько заданий на лето?
- Если следовать вашей логике, то мы не относимся ни к первой, ни ко второй категории "школьников". Но без ложной скромности могу сказать, что сделано действительно многое, практически все вопросы, которые депутаты планировали, рассмотрены. Кое-что отложили впрок, но, честное слово, совсем немного.
Посещаемость была высочайшая - на каждом заседании присутствовали не меньше 30 депутатов из 35. Депутаты приняли ряд важнейших законов, рассмотрели и приняли в первом чтении бюджет города 2003 года, внесли изменения в основу жилищной политики. Поработали также и над другими законами города Москвы, тем самым приводя их в соответствие с федеральными нормами.
- Какой принятый законопроект вы считаете наиболее важным?
- Все! Утверждаю это без тени лукавства, ибо с принятием нового закона и правоотношения, и взаимоотношения отраслей городского хозяйства начинают регулироваться твердым законом, а не размытыми инструкциями, изменчивыми желаниями и капризным настроением чиновников.
- Кстати, обычный москвич, который читает газеты и смотрит телевизор, часто ругает последних во всю силу своих легких... Вы не против, если я буду задавать вопросы от имени таких хулителей?
- Пожалуйста. Я даже признателен вам за то, что вы не спрашиваете про тот или иной закон.
МЫ ДАВНО НЕ ХОДИМ СТРОЕМ
- В последнее время наша жизнь тонет в строительном шуме: краны гудят и на окраинах, и в центре. Приказал долго жить отель "Националь", и готовится к смерти гостиница "Москва"...
- Думаю, не надо на этом концентрировать свое внимание и тем более волноваться. Разве стекляшка "Интуриста" являлась подлинным украшением Москвы? Да нет, конечно. Теперь на ее месте появится здание, которое действительно органично вписывается в панораму города.
Как известно, рассматривается вопрос о полном сносе и воссоздании гостиницы "Москва". Но это будет ее настоящим ренессансом - новое здание предстанет перед москвичами на более качественном уровне: с несколькими уровнями подземных гаражей, с учетом новых, более современных требований комфорта. Не сомневаюсь, что через несколько лет центр Москвы украсит прекрасный пятизвездочный отель "Москва".
Что же касается финансов, то на реконструкцию будут задействованы средства отнюдь не из бюджета, а инвестиционные. Совершенно официально заявляю, что, как и прежде, около 50% бюджетных денег будут расходоваться на социально значимые статьи расходов.
- Время от времени возникают какие-то фантастические проекты вроде строительства многоярусного гаража под Патриаршими прудами или создания Музыкальной улицы с кафе, магазинами, трактирами в районе Консерватории на Большой Никитской. Проходит время, и слухи затухают, но искорки остаются. Известно, что из них в любой момент может снова разгореться пламя...
- Мы давно не ходим строем и, слава Богу, сейчас на свет могут появляться любые идеи. Но прежде чем будет принято окончательное решение о каком-то новом строительстве в Москве или реконструкции, будет собрано огромное количество согласований. И мне кажется, если кто-то из специалистов решил, что нет ничего лучше, чем строительство подземной стоянки под знаменитыми прудами, то этот человек взял на себя чересчур большую ответственность. Но это не значит, что на Патриарших вовсю готовятся к переменам.
Различных идей - во всех сферах жизни - действительно возникает огромное количество, но, поверьте, и городской Думой, и исполнительной властью создана целая система защиты от воплощения в жизнь нелепых, зачастую буквально маниловских проектов.
КУДА ПРОПАЛА УЛИЦА ПУШКИНА?
- Вам приходится гулять по Москве? Ходить по городу не праздно, а окидывая окрестности заинтересованным взглядом...
- Разумеется. Есть расстояния, которые я преодолеваю только пешком. До Тверской, скажем, Отсюда быстрее дойти, чем доехать. Рискуя подвергнуться критике, скажу, что лично меня в Москве ничего не раздражает - даже памятник Петру 1 работы Церетели не вызывает у меня отторжения. Считаю это данью уважения всем реформаторам в России.
- И никакого негатива не замечаете?
- Я вынужден повторить: в Москве не может получиться так - кто-то сегодня захотел так, и работа завтра началась. Список согласующих документов у нас достаточно велик, но, скажем, во Франции, чтобы начать строительство, нужно получить порядка сорока согласований. Правда, потом уже никто не придет к вам взламывать асфальт, чтобы положить кабель или какие-то трубы. Все предусматривается заранее. У нас же, увы...
- Вы упомянули о памятниках. Вы не считаете, что количество монументов в столице стало уже чрезмерным?
- А по вашему мнению, в Москве есть памятники, которые не нужны городу?
- Да, убрал бы памятник Ленину на одноименном проспекте, Марксу - возле "Метрополя". Еще кое-что...
- Может быть... Я же, наоборот, считаю, что в городе мало мест, которые бы напоминали о нашей истории. Не худо, если бы на домах были указаны старые названия улиц. Ну, жили на Метростроевской люди, обитали на улице Горького... Разве кому-то портила существование улица Пушкина? Куда и зачем пропала улица Москвина? Это результат того, что в прошлом подобные вопросы решались не на основании законов, а небольшой группой людей.
- Экологическая ситуация у вас, Владимир Михайлович, тоже не вызывает тревоги? Парки, пляжи, дворы завалены мусором. Пластиковые банки и стеклянные бутылки бросают не только на тротуары и мостовые, но и на перронах метро, в вагонах...
- Увы, там, где живет человек, возникает мусор. И есть правила, которые наказывают за такие нарушения. Со мной было не раз - стоит машина на светофоре, и из соседнего окна вылетает "бычок". Опускаю стекло, спрашиваю: "Вы москвич?" - "Да, москвич". - "Что же вы в своем городе мусорите?" Обычно человек смущается.
Городские власти принимают меры, чтобы мусор убирался, но приставить к каждому неряхе милиционера невозможно. Актуальна пословица: "Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не мусорят". Пока такой культурой поведения мы похвалиться не можем, надо действовать карательными мерами. И будет правильно, если, скажем, за разбитую бутылку будет установлен солидный штраф. Но...
Мы ввели штрафные санкции за нарушение правил в метрополитене и внесли изменения еще в несколько законов. Но потом были вынуждены на основе федеральных законов и представления прокуратуры внести в них изменения и уменьшить размеры штрафа.
- Но почему?
- Есть унифицированное законодательство, которое рассчитано на все субъекты Федерации, и там не учтена специфика города Москвы, ее людей. Чтобы сдерживать стремление некоторых граждан обязательно намусорить, что-то испортить, для таких, повторяю, нужны более серьезные санкции.
- Если вы позволите, тему чистоты мы продолжим, однако в иной плоскости. Мне хочется вернуться к апрельской публикации "Литературной газеты". Тот очерк нравов назывался "Дама с собачками"...
ХОЗЯЙКА КВАРТИРЫ ДОЛЖНА БЫТЬ НАКАЗАНА!
- Я познакомился с тем материалом и лишний раз убедился, что работа журналиста и следователя, коим я был, очень схожи. Правда, ответственность последнего выше - существует жесткий Уголовно-процессуальный кодекс, регламентирующий нашу работу. Да, у журналиста тоже существуют свои нормы - они прописаны, в частности, в Законе "О средствах массовой информации", но его статьи не так строги.
Ваша статья понравилась своей актуальностью, но мне в высшей степени непонятно глухое молчание судебных и правоохранительных органов. Из очерка видно, что в самом деле допущены многочисленные нарушения законодательства. Однако надо увидеть дело, пока же я могу оперировать только информацией, попавшей ко мне через "третьи руки". А вот уже познакомившись с материалами, я не исключаю, что уже обращусь в прокуратуру с просьбой внести протест на решение суда.
Ведь достаточно московских законов, которые должны детально рассмотреть нарушения и защитить людей. И в случае выявления административных нарушений далее следует говорить и об уголовной ответственности. Действие или бездействие хозяйки квартиры, в результате чего причинен ущерб гражданам, должно быть наказано.
- Что же делать?
- Снова обращаться в суд! Мне кажется, что в описанном вами случае юристы очень легко отнеслись к сбору фактов... Другими словами, схалтурили, не собрали необходимое количество доказательств нарушений. Там же были свидетельские показания о том, что пребывание рядом такого количества животных мешает и вредит людям? Наверняка были! Но их оказалось недостаточно, и судья принял известное решение.
- Значит, он инопланетянин: любому ведь понятно, что содержание многочисленного питомника в квартире угрожает и безопасности, и здоровью соседей...
- Разумеется, не стоит создавать прецедент, который может узаконить создание питомников в квартире... К сожалению, пока нет московского закона о животных. Был вариант депутата Широкова, его стали улучшать, но сделать это не сумели.
- А сейчас кто над ним работает?
- Общественность.
КАКИМ БЫТЬ ЗАКОНУ?
- Вы юрист, депутат уже с солидным стажем. Скажите, как сделать, чтобы законы представляли действенную силу?
- Во-первых, надо, чтобы нормы, которые прописывались в законе, были реальны и исполнимы. Во-вторых, необходимо установить надзор за его исполнением. И самое главное - сделать финансирование закона реальным. Можно написать красивый закон, но какой от него будет толк?
Есть хрестоматийный пример: закон 1995 года "О ветеранах". Столько хорошего о нем было сказано, но из-за отсутствия денег он превратился в источник возмущения. И реальный, жизненный закон удалось выпустить в свет лишь спустя четыре года, когда мы нашли источник финансирования.
Мы, например, выяснили, что некачественно исполняется закон, который должен помочь людям с ограниченными физическими возможностями. Пересмотрели кое-что в нем, теперь необходимы дополнительные средства, чтобы переоборудовать переходы, спуски, съезды с тротуаров.
- Недавно в Московской Думе рассматривался закон о молодежи...
- Боже упаси нас от него. Мы даже не приняли его в первом чтении. В документе было очень много замечаний, и автор снял его с рассмотрения.
- Но газеты успели над ним вдоволь поиздеваться.
- Слава богу, что мы живем в обществе, где можно смеяться над действиями, которые совершает власть. Но вряд ли заслуживают издевок депутаты городской Думы - они ведь обязаны рассмотреть законопроект, внесенный коллегой. Заседание длилось около двух часов, было много споров, однако стало ясно - документ нежизнеспособен.
Проблема молодежи существует, все это прекрасно понимают, но такими мерами защищать подростков нельзя. Ну, например, дети идут в театр. Слава богу! Но спектакль может закончиться в одиннадцать часов и позже. А согласно этому законопроекту ребятишки в то время уже должны видеть вторые сны, и сотрудникам милиции разрешается задерживать детей до приезда родителей. Ночью!
Прописана в документе, кстати, и ответственность родителей за то, чтобы их 16-летние чада в 22 часа ложились бы спать. А у нас, извините, брачный возраст до 14 лет снижен...
- Не кажется ли вам, Владимир Михайлович, что это как раз тот случай, когда депутаты слишком далеки от народа?
- Не думаю, что надо так ставить вопрос. Проблема существует, и у каждого депутата находится свое видение ее решения.
Законодательная власть - весьма эффективный коллегиальный орган, где могут уживаться различные мнения, но непременно побеждают мнения большинства. То есть большинство от представителей народа решает, каким быть закону.
- Позвольте лирическое отступление. Принято считать, что в ранце солдата лежит маршальский жезл. А что, извините, в портфеле председателя Московской Думы?
- Множество различных документов. Конституция России, схема Москвы, газеты, справочники... И еще - темные очки.
- Я серьезно спрашиваю, с намеком...
- А вы считаете маршальский жезл в ранце солдата - это серьезно?Смеется.) Ведь аллегория.
- Поскольку я представляю "Литературную газету", то не могу не задать вопрос о ваших книжных пристрастиях...
- Поскольку я юрист да еще "с криминальным прошлым", то отдаю предпочтение хорошим детективам. Громкие споры вокруг книг Владимира Сорокина задели и мои уши, а потому захотелось хотя бы полистать его книги. Уже потом их оценить...
Я даже в театр хожу. И в Консерваторию заглядываю, когда выступает Спиваков. То есть здание на Петровке иногда покидаю.
СПОРИМ ЛИ С ЛУЖКОВЫМ? ПОСТОЯННО
- И ваша жизнь - только законы, законы и только законы...
- Вы таким тоном говорите, что понятно - вы до конца не оцениваете их важность. А это ведь те документы, которые, если они хорошо, грамотно подготовлены, спасут наше государство и защитят любого гражданина от произвола. Сейчас именно эта работа мне интересна, и я ею занимаюсь.
Вы не замечали, что в Москве прошло время выступлений, митингов? Уже не доходит до такой ситуации, когда людям надо о себе заявлять, кричать, нести лозунги. Думаю, что в какой-то мере это результат работы депутатов Думы. Она прозрачна и понятна людям. Приведу один пример.
Несколько лет назад прошла совершенно липовая информация, что депутаты намерены существенно повысить дорожный сбор. Вскоре к нам поступил запрос о митинге протеста. Я пригласил инициаторов, и мы разъяснили позиции, установили истину: ничего подобного в природе не происходит. Митинг действительно прошел, но уже в поддержку нашей деятельности.
- Вы часто общаетесь с мэром Москвы Лужковым. Часто ли приходится с Юрием Михайловичем дискутировать?
- Я - один из тридцати пяти депутатов. А между Московской городской Думой и мэром споры происходят постоянно. Мэр - субъект законодательной инициативы, он вносит проект закона. Депутаты вносят поправки, у него - право вето, которое мы можем преодолеть. А посему конфликты постоянные, но иначе и быть не может. Но они - вполне цивилизованные, заверяю вас.
- Тем не менее столичную Думу часто называют карманной. Вас это не обижает?
- Да нет. Как, впрочем, и то, что некоторые москвичи вообще не знают о нашем существовании.
Скажите, всех ли интересует, как работает атомная электростанция? Нет, конечно. Главное, чтобы она не взрывалась. И чтобы давала дешевое электричество в большом количестве.
Вот и мы, как атомная электростанция, вроде бы устраиваем москвичей своей работой - "выдаем" нужные законы. Я в этом уверен.
Беседу вел Валерий БУРТ, корр. "ЛГ", 33, стр. 6, Литературная газета
14.08.2002
|