ОТ УЧАСТКОВОГО ДО ГЕНПРОКУРОРА
Документальные заметки о том, как российская правоохранительная вертикаль защищает отечественных нацистов
Как говорится, у нас для вас две новости. Начнем с хорошей. В минувшую среду с новым заявлением по поводу Национально-державной партии России (НДПР) выступило Министерство юстиции РФ. После выпущенного им в конце прошлой недели предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности НДПР национал-державники составили ответ в атакующем стиле, который и прокомментировал Минюст. Если кратко излагать суть этого комментария, то он сводится к двум позициям: ведомство Ю.Чайки не считает удовлетворительной реакцию НДПР на вынесенное официальное предупреждение, оставляет его в силе и не исключает вероятности запуска процедуры ликвидации партии; Министерство юстиции намерено обратиться к Генеральной прокуратуре с предложением рассмотреть уголовную перспективу в отношении сопредседателя НДПР Б.Миронова, публичные высказывания которого по национальному вопросу и стали поводом для жестких действий Минюста.
Теперь вторая новость, совсем иного порядка. В ту же минувшую среду в редакцию "Новых Известий" нанес визит... участковый райотдела милиции, которому поручено заняться выяснением обстоятельств публикации в нашей газете статьи "Минюст регистрирует нацистов" (от 26 сентября 2002 г.) и других материалов, посвященных НДПР, "на предмет обнаружения намерения оклеветать или очернить деятельность Национально-державной партии и ее руководителей".
Признаюсь честно: почти за четверть века работы в журналистике первый раз ко мне, как автору материала, приходил для составления протокола по поводу заметок на сугубо политическую тему участковый милиционер. Понятно, что это не его инициатива, столь же очевидно, что и не его компетенция. Но кто-то же его обязал вместо неблагодарной и хлопотной, но необходимой гражданам участковой службы заниматься в рабочее время совершенно бессмысленным для него делом?
Сегодня мы имеем возможность ответить на этот вопрос документально. Редакция, если честно, берегла бумаги, о которых пойдет речь, до заветного дня -до времени судебного разбирательства по иску НДПР к нашей газете. Но визит участкового заставляет поступить иначе. Уж слишком вопиюще все, что происходит в нашей правоохранительной вертикали в отношении отечественных нацистов из НДПР, официально признанных властью.
Партийный документ N1
4 октября прошлого года Национально-державная партия России за подписью трех сопредседателей (Б.Миронов, А.Севастьянов и С.Терехов) и с регистрационным исходящим номером 1 направила послание генеральному прокурору России В.В.Устинову (копия - министру юстиции Ю.Я.Чайке), начинающееся с патетической преамбулы следующего содержания:
"Уважаемый Владимир Васильевич! В последнее время в так называемых либерально-демократических СМИ участились необоснованные и незаконные нападки на Национально-державную партию России. В них содержатся сведения, не соответствующие действительности, бросающие тень на репутацию как нашей партии, так и зарегистрировавшего ее Министерства юстиции, умаляющие честь и достоинство как рядовых членов партии, так и ее руководителей, ущемляющие законные права и интересы многих тысяч граждан России".
Далее следует список "незаконных нападок", зафиксированных тремя сопредседателями в публикациях "Новых Известий" от 26 и 28 сентября 2002 года ("Минюст регистрирует нацистов", автор С.Агафонов, и "Открытое письмо Московского бюро по правам человека", автор А.Брод) и в программе "Времена" (ОРТ, 29 сентября 2002 г., ведущий В.Познер). Вот что значится в списке:
В качестве иллюстрации к первой заметке в "Новых Известиях" приведена фотография марширующих участников РНЕ с нарукавными повязками, украшенными эмблемой со стилизованной свастикой, которая к НДПР отношения не имеет; слова "нацисты" и "шельма" в отношении партии сопредседатели признают оскорбительными; "Новые Известия" написали, а НДПР не согласна с тем, что один из ее сопредседателей - С.Терехов - был одним из организаторов октябрьских погромов в Москве в 1993 г.; партийцы оспаривают вывод Московского бюро по правам человека о том, что цели и задачи НДПР противоречат Конституции, способствуют разжиганию национальной розни, оскорбляют достоинство национальных меньшинств России; в письме А. Брода приводятся цитаты из программных документов НДПР (в частности, из "Объединительной платформы НДПР"), но сопредседатели настаивают на том, что в программных документах партии цитируемые тексты не содержатся; НДПР считает очернительством утверждение о том, что учредительный съезд НДПР проходил в закрытом режиме; руководители НДПР недовольны В.Познером, позволившим себе неуважительно и необъективно осветить НДПР и факт ее регистрации - "в глазах широких зрительских масс члены НДПР предстали, с подачи Познера, как некие нелюди, к тому же нарушители законов России, не являясь на деле таковыми...".
А вот чем кончается партийный документ N 1:
"В связи с вышеизложенным просим:
1) провести прокурорскую проверку вышеприведенных фактов на предмет выявления в выступлениях означенных журналистов признаков преступлений по ст.ст. 129 (клевета), 130 (оскорбление) УК РФ, ст.1 ("совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина") и соответственно ст.9 ("распространение через СМИ экстремистских материалов") ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности; а также правонарушений, предусмотренных ст.ст. 151, 152 ГК РФ.
2) возбудить в случае обнаружения вышеназванных признаков преступлений соответствующие уголовные дела на правонарушителей. 3) О результатах проверки сообщить нам в установленный законом срок".
"Уважаемый Владимир Васильевич", как выясняется теперь, к депеше из НДПР отнесся со всей полнотой ответственности и отменным прилежанием. При этом симпатии уважаемого генерального ведомства оказались явно на стороне гонимых "либералами" нацистов, что нетрудно доказать на основе документов, которыми редакция располагает. Впрочем, будем в данном случае предельно объективны: после того, как грянул скандал с регистрацией в Минюсте НДПР, Генеральная прокуратура формально взялась "исследовать" позиции обеих сторон, для чего были спущены по прокурорской вертикали сразу два указания. Одна "ниточка" - проверка публикаций СМИ относительно экстремистского характера деятельности национал-державников - быстро и резко оборвалась, пройдя короткий внутриведомственный маршрут, о котором чуть ниже мы расскажем подробно. Зато другая "веревочка" - "разбор полетов" по прокурорской линии со средствами массовой информации и авторами антинацистских публикаций - вьется до сих пор, чему прямыми свидетельствами являются оживленная переписка нашей редакции с Тверской прокуратурой и неизгладимый визит в "Новые Известия" милицейского участкового.
Консультации по линии законности и порядка
Персональное обращение лидеров НДПР к генеральному прокурору мы процитировали максимально пространно с одной лишь целью - чтобы читатель имел возможность самостоятельно оценить, против чего не возражают сопредседатели НДПР и от чего не отрекаются. В частности, ими не опровергнута ни одна цитата из публиковавшихся фрагментов выступлений на учредительном съезде НДПР, ни один озвученный на партийном собрании лозунг. Не опровергнуты ими и пассажи из "Объединительной платформы НДПР", которую сопредседатели по понятным причинам не числят среди программных документов партии и не упоминают в протестах, адресованных высоким инстанциям.
Обо всем этом фактурном массиве, который, подчеркнем еще раз, не оспаривается лидерами НДПР, можно составить предельно внятное представление после ознакомления с фрагментами внутриведомственной переписки между аппаратом генерального прокурора РФ и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Конкретно, первый заместитель директора института, государственный советник юстиции 1 класса, доктор юридических наук, профессор А.Я.Сухарев отвечает на запрос помощника генерального прокурора РФ, старшего советника юстиции Воронова С.А. Ответ пространный и официально называется "консультативное заключение, подготовленное в отделе Юридической психологии НИИ". Подписано заключение старшим научным сотрудником отдела, кандидатом психологических наук Л.П.Конышевой и зав.отделом юридической психологии, доктором юридических наук Г.Х.Ефремовой. Ниже приводится текст этого документа с малозначительными сокращениями и сохранением стиля и орфографии оригинала:
"Из обращения С.А.Воронова известно, что 16.09.2002 г. Министерством юстиции была зарегистрирована "Национально-державная партия России" (НДПР). Поскольку в СМИ содержатся сведения об имевших место на учредительном съезде НДПР "фактов проявления национальной нетерпимости, разжигания межнациональной розни со стороны отдельных физических лиц", то правовая оценка вопроса о правомерности регистрации и функционирования НДПР требует консультации со специалистом. В этой связи С.А.Воронов обратился в институт с просьбой дать заключение специалиста "о наличии в представленных материалах высказываний, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства".
Материалы, представленные психологу-консультанту, содержатся на 24 листах приложения и одной видеокассете. Характеристика материала:
1) Видеокассета содержит фрагмент телевизионной передачи "Намедни" (НТВ). Расшифровка содержания кассеты не прилагается. В передаче транслируются эпизоды из выступлений сопредседателей новой партии Б.Миронова, А.Севастьянова, С.Терехова на проходившем в феврале 2002 года учредительном съезде НДПР. В некоторых выступлениях затрагиваются вопросы, связанные с межнациональными отношениями.
Например, в выступлении сопредседателя НДПР Бориса Миронова говорится: "Если я скажу, что Россия находится под жидовским игом, и это правда, то нас не зарегистрируют. Если я скажу, что сегодня уничтожается русский народ, то нас не зарегистрируют. Если я скажу, что мы собираемся здесь для того, чтобы защитить нацию от гибели, нас не зарегистрируют...". В этом высказывании содержится приписывание враждебности интересов евреев, проживающих в России, интересам русских.
С проблемой межнациональных отношений связаны и такие высказывания участников съезда: "Главный политический противник НДПР - нынешний режим, идеологией которого является сионизм". "Будущее за носителями национальной идеи... Демократически либеральная идея, вся эта высосанная из пальца жидовская идеология не приживется никогда в народе". Эти фрагменты содержат в себе намек на опасность, таящуюся в евреях, а также проявление презрительного и пренебрежительного отношения к представителям этой национальности. Ведь само употребление лексически окрашенного слова "жид" для обозначения представителей еврейской нации выражает презрительное отношение к лицам этой национальности.
2) Копия статьи Сергея Агафонова "Минюст регистрирует нацистов", напечатанная в газете "Новые Известия" 26.09.2002. В статье приводятся отдельные цитаты из выступлений на учредительном собрании НДПР. "Давайте вытравливать вот это жидовское демократическое нутро, которое в нас врастили, а мы этого не заметили...У нас общий враг - жид, общая цель - смена власти!" - из выступления Б.Миронова. В этих фразах содержится презрительное отношение к евреям, приписывание несовместимости интересов евреев и русских, побуждение к действиям против евреев.
В публикации рассказывается также о царящем в зале настороженном настроении, возникшем в связи с возможностью проникновения в ряды партии и на учредительное собрание инородцев, в первую очередь евреев. Евреев здесь, судя по тому, что написано в статье, принято называть "жидами". Один из членов партии, выступавший на съезде, привлек внимание публики к вопросу о национальной чистоте рядов будущих партийцев, полагая, что "или под русской фамилией, или под украинской фамилией, но обязательно присутствует жид". В статье упоминается также о попытках создать этому преграду в виде "кадровой инспекции". Автор публикации дает негативную оценку самому факту регистрации партии, лидеры которой позволяют себе одиозные выпады, высказывает удивление по поводу того, что эти выпады остались незамеченными официальными представителями Министерства юстиции.
3) Ксерокопия "Открытого письма Московского бюро по правам человека президенту РФ В.В.Путину, генеральному прокурору РФ В.В.Устинову, министру юстиции РФ Ю.Я.Чайке" за подписью директора Московского бюро по правам человека Александра Брода (опубликовано 28.09.2002 в газете "Новые Известия").
Правозащитники высказывают озабоченность тем, что "регистрация НДПР" - это "шаг навстречу узаконенному нацизму", а "принятие закона о противодействии экстремизму на практике... - всего лишь имитацией правоохранительной деятельности". Далее приводятся цитаты из программных документов НДПР:
1) "Необходимо ввести национально-пропорциональное представительство во всех ветвях власти независимо от уровня".
2) "К высшим государственным должностям не должны допускаться нерусские и породненные с нерусскими лица".
3) "Необходимо признать вне закона масонство и тоталитарные секты, а также иудаизм и сионизм...".
4) "Принять программу ненасильственного переселения из России в Израиль евреев, чья деятельность несовместима с государственной пользой России"...
Заявления, содержащие в себе требования вытеснить из определенной сферы деятельности, ограничить права и свободы, оправдать насильственные или ненасильственные депортации какой-либо национальной или религиозной группы, бесспорно, являются высказываниями, направленными на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды...
В распоряжение консультанта предоставлены также многочисленные жалобы и заявления за подписью 3 сопредседателей НДПР в различные органы. Суть которых сводится к утверждениям, что НДПР "стала объектом грубых, незаконных и необоснованных нападок в некоторых СМИ, принадлежащих либерально-демократическому лагерю"... Кроме того, лидеры партии объясняют, что НДПР "не несет ответственности за устные и письменные выступления членов или руководителей" партии, "обнародованные в частном порядке", то есть "если выступивший или опубликовавший их автор преподносил их от себя лично, а не излагал партийную позицию"...
Материал, переданный консультанту для анализа и оценки, представляет собой цитирование СМИ различного рода заявлений и документов, приписываемых НДПР, пересказы событий, связанных с деятельностью этой партии, а также короткие видеофрагменты учредительного съезда НДПР. Консультанту-психологу предоставлены также многочисленные заявления руководителей НДПР, в которых категорически отрицается достоверность некоторых приводимых СМИ фактов.
Смысл высказываний по межнациональным вопросам, которые приписываются НДПР и приводятся СМИ в качестве юридически упречных, очевиден. Использовать познания специалиста в области психологии или психолингвистики здесь не требуется. То есть не требуется дополнительной психолингвистической трактовки смысловой направленности этих высказываний, поскольку эта направленность выражается ясно и отчетливо, без использования приемов камуфляжа".
Кавычки и точка - это, однако, еще не финал консультативного заключения, подготовленного специалистами из ведомства г-на Устинова. Дальше следует основное - итоговая часть и главный вывод. Каким он должен быть, казалось бы, не представляет сомнений, если строго следовать простой логике разбора "представленного к анализу материала" и опираться на "очевидность упречности", выявленную при этом. Однако сотрудники НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ с высокими должностями и научными степенями не зря едят свой нелегкий хлеб. Окончательный приговор экспертов звучит так:
"СДЕЛАТЬ ОБЩИЙ ВЫВОД О НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ АКТИВНОСТИ НДПР ПО ВОПРОСАМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ РАЗРОЗНЕННЫХ И НЕДОСТАТОЧНО ДОСТОВЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ".
Дальше, как у Гоголя, - немая сцена.
Работа с документами
Если в главном надзорном ведомстве страны увидеть очевидное в действиях НДПР и сделать общий вывод не представляется возможным, то это означает, что у клиента - полный карт-бланш. Отечественные нацисты используют его на полную катушку.
После того как грянул скандал с регистрацией НДПР в Минюсте, партийцы методично зачищают досадные оплошности и латают проколы в своем хозяйстве. Так, к примеру, одиозная эмблема НДПР, поначалу до боли напоминавшая свастику РНЕ, поздней осенью заменена на новую, практически безупречную. Создан официальный партийный сайт, в котором "вывешены" только совершенно гладкие документы типа устава партии, без всяких вольностей "по пятому пункту", которые остались только на периферийных сайтах и в изданиях, отражающих "личную точку зрения" отдельных лиц и партфункционеров, а не партийную позицию.
Совсем уж забавно, но сопредседатель НДПР А.Севастьянов обратился с особым заявлением к министру по налогам и сборам РФ Г.И.Букаеву с просьбой провести служебную проверку, найти виновных и устранить допущенную оплошность - присвоение НДПР в регистрационном номере трех мерзких шестерок подряд. Севастьянов пишет министру, что это "бросает тень на репутацию НДПР в глазах сотен миллионов людей и тем самым наносит ущерб чести и достоинству меня как ее сопредседателя, нарушает мои права человека и гражданина".
На всякий случай руководящее партийное трио направило обстоятельную и предельно вежливую бумагу в департамент по делам общественных и религиозных объединений Минюста, в которой отмечает, что "НДПР всегда готова дезавуировать официально высказанную позицию любого ее официального представителя, если она расходится с действующим законодательством России"...
Им очень хочется остаться "в законе" и сохранить легальный статус. Но они - нацисты. Это уже, хоть и с опозданием, поняли в Минюсте. Будем надеяться, поймут и в Генеральной прокуратуре. Должны понять.
P.S. 26 февраля в Мещанском суде состоится слушание дела по иску сопредседателя НДПР С.Терехова к "Новым Известиям", Московскому бюро по правам человека (А. Броду) и автору этих заметок по защите чести, достоинства и деловой репутации. Надеемся, процесс будет открытым.
Фото:
- Пикет активистов НДПР в самом центре столицы. Содержание плакатов в комментариях не нуждается.
Сергей АГАФОНОВ, "Новые Известия", 7, стр. 1, 7, Новые известия
17/01/2003
|