МИНЮСТ ПРОСНУЛСЯ И ЗЕВНУЛ
В конце минувшей недели ленивую всероссийскую постпраздничную благодать слегка поколебал обмен посланиями между Министерством юстиции РФ и Национально-державной партией России (НДПР).
Сначала Минюст в лице заместителя министра Е.Сидоренко вынес НДПР письменное предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности и об устранении допущенных нарушений. Поводом для предупреждения послужило интервью одного из сопредседателей НДПР Б.Миронова газете "Московские новости", опубликованное в начале декабря, в котором лидер отечественных нацистов допустил высказывания и призывы, ущемляющие конституционные права граждан по национальному признаку. Замминистра Сидоренко предложил партийцам в течение трех дней выразить позицию НДПР по означенному поводу, а лично министр К). Чайка простимулировал предупреждение заявлением о том, что он намерен направить необходимые бумаги в
Генеральную прокуратуру для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту заявлений Миронова.
В ответ на демарши Министерства юстиции российские борцы за торжество нацистской идеи, получившие официальную регистрацию не где-нибудь, а в этом же самом минюсте, откликнулись сразу двумя заявлениями: в первом они уличили своего обидчика Сидоренко в том, что тот неправомерно вынес предупреждение партии, и потребовали таковое отозвать, пригрозив инстанции судом; во втором - руководство НДПР указало на разницу между сугубо личной позицией Миронова и официальной партийной. Согласно этому последнему заявлению НДП, "в документах партии никакого ограничения конституционных прав граждан не предусмотрено", и, стало быть, Минюст должен отменить свое предупреждение.
Наивная общественность ждет теперь развязки. Мы тоже ждем, хотя имеются достаточно серьезные основания полагать, что развязка не будет ни скорой, ни справедливой.
При всем желании публично поощрить ведомство г-на Чайки за оперативную реакцию на конкретную публикацию в отечественной прессе и проявленную в письменной и устной форме готовность бороться с экстремизмом сделать это сложно по ряду объективных причин.
Если припомнить "историю вопроса", то надо отметить, что наш "оперативный" Минюст вот уже почти год демонстрирует настырную неспособность разобраться с отечественными нацистами, умудряясь проходить мимо очевидных и вопиющих нарушений российского законодательства со стороны экстремистов и в упор не замечая прямых -обращений в свой адрес.
Учредительный съезд НДПР, на котором из уст лидеров этой партии открыто звучали призывы к разжиганию национальной розни и изменению конституционного строя, проходил в феврале прошлого года. На этом мероприятии присутствовали представители уважаемого ведомства, но вместо того, чтобы перекрыть дорогу НДПР уже на старте, Минюст дает ей "зеленый свет" и регистрирует партию в сентябре.
В сентябре же наша газета ("Новые Известия" от 26 сентября 2002 г.) помещает публикацию об этом, в которой обильно процитированы откровения "национал-державников", и недоуменный вопрос: как такая организация могла пройти сквозь "государево сито"? Тема получает развитие в эфире федеральных телеканалов (в том числе на ОРТ, НТВ, ТВС) и в программах ведущих радиостанций (прежде всего "Эхо Москвы"). В ответ - раздраженные отклики Минюста и заявление Ю.Чайки о том, что будет проведено разбирательство по фактам публикаций в течение двух-трех недель. В ноябре (со стороны официальных лиц никаких действии по-прежнему нет) в эфире авторской программы "Времена" Первого канала вновь поднимается вопрос о деятельности НДПР, в студии демонстрируется подробная видеозапись учредительного съезда партии нацистов, на вопросы ведущего Владимира Познера с уголовно-наказуемой прямотой отвечают три сопредседателя НДПР - Б.Миронов, А.Севастьянов, С.Терехов. Тогда же "Новые Известия" (от 12 ноября 2002 г.) публикуют еще один материал, посвященный исключительно программным документам НДПР, в которых, как говорится, что ни строчка, то статья (кстати, пассажи об ущемлении конституционных прав граждан "некоренных" национальностей, возмутившие Минюст нынче в интервью Б.Миронова "МН", -это прямое цитирование официальных партийных документов, так что точка зрения сопредседателя является одновременно и "сугубо личной", и сугубо партийной). При этом новая порция прямых и конкретных вопросов, адресованная Минюсту, Генпрокуратуре и прочим нашим "надзорным ведомствам". Эффект, как и прежде, нулевой.
И вот январь, Минюст проснулся, На фоне всех предыдущих "достижений" как оценивать его реакцию на декабрьскую публикацию в "Московских новостях": как общую победу здравого смысла (ну наконец-то "достали" бюрократов) или как изящный ведомственный плевок, которым наверняка утрется беспокойная общественность?
Пока власти не запретили деятельность НДПР и не вынесли однозначной оценки экстремистским структурам, альтернатива именно такая, здесь третьего нет. Ведь полусонный департамент, возглавляемый г-ном Чайкой, и Генпрокуратура под водительством г-на Устинова на самом деле могут быть достаточно резвы в отношении той же НДПР.
Судебные иски обиженных на публикации нацистов в судах идут без задержек. "Новым Известиям", например, предстоит скорая встреча в Мещанском межмуниципальном суде Москвы с сопредседателем НДПР С.Тереховым, который собирается отстаивать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. По нашим сведениям, имеется жалоба лидеров НДПР, адресованная генеральному прокурору с требованием наказать нашу газету за ... клевету в отношении нацистов. Этой жалобой предметно занимается Тверская межрайонная прокуратура, которую высшая инстанция торопит со сроками исполнения поручения.
Забавно получается, правда? Министр Чайка только собирается обратиться к генеральному прокурору по поводу экстремистских заявлений Миронова, а генеральный прокурор уже занимается заявлением Миронова по поводу антинацистских публикаций в "Новых Известиях". Минюст только-только обращается к НДПР с предупреждением, а руководители НДПР уже выходят на финишную прямую в судебных инстанциях с исками на "недоброе слово".
Налицо не просто избирательность в действиях высоких надзирающих за исполнением закона инстанций. Мы имеем дело с откровенным попустительством со стороны властей в отношении узаконенных властью нацистов.
Сергей АГАФОНОВ, "Новые Известия", 4, стр. 1, 2, Новые известия
14/01/2003
|