Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации
Ю.Я.Чайки
"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"

Обзор публикаций СМИ


НАМ ЕСТЬ ЧТО ПРЕДСТАВИТЬ НАРОДУ

Беседа главного редактора журнала "Российский адвокат" Р.А Звягельского с министром юстиции РФ Ю. Я. Чайкой

- Повод для нашей встречи, Юрий Яковлевич, можно сказать, эпохальный. Российскому министерству юстиции 200 лет. От души поздравляю с юбилеем. Как Вы сами оцениваете эту дату? Каков, на Ваш взгляд, вклад "министерства справедливости" в становление и развитие отечественного государства и государственности?

- Спасибо за поздравление. Дата действительно серьезная. Она позволяет с приличного расстояния взглянуть на дела наших предшественников, оценить их в масштабе истории Государства Российского и уже на этой основе выстраивать собственную стратегию.

А ведь что такое стратегия министерства юстиции? Она во многом определяет судьбы страны. Припомните любое заметное событие в прошлом и настоящем - причастность к нему юристов исполнительной власти очевидна. Раскрепощение крестьян и судебная реформа XIX века, реформы Витте и Столыпина, развитие госструктур и местного самоуправления, армии, промышленности, торговли, движение к признанию прав личности... Такого рода преобразования возможны лишь с изменением законодательства, а оно (от конституции до циркуляра какого-нибудь ведомства) создается или подконтрольно Минюсту. Так что наш юбилеи - это событие общенационального значения, и хочу сразу сказать: нам есть что предъявить народу.

Да, исторический путь России оказался тяжелым и извилистым. Мы познали сословные и классовые распри, жили при самодержцах и конституционной монархии, при диктатуре пролетариата и развитом социализме. И лишь теперь делаем шаги к правовому государству и гражданскому обществу. Но и на этом пути были очевидные прорывы, интересный опыт, который мы обязаны использовать, да и используем уже. Раскроем действующую Конституцию Российской Федерации. Ее глава о правах и свободах человека и гражданина признана мировым сообществом наиболее ярким выражением народных чаяний и современной юридической мысли. А ведь очень многие формулы этого документа (о свободе слова, печати, собраний, выбора места жительства и рода занятий, о неприкосновенности жилища и собственности) восприняты из "Основных государственных законов Российской империи", действовавших с апреля 1906 года. Не могу не отметить, что активное участие в разработке этих законов (фактически первой отечественной конституции) принимало министерство юстиции и лично его тогдашний руководитель Михаил Григорьевич Акимов, человек широчайших познаний и глубоких демократических устремлений.

- Министерству вообще, как мне кажется, везло на достойных руководителей.

- Вы правы. Уже первым в этом ряду оказался выдающийся государственный деятель и великий поэт Гаврила Романович Державин. А можно ли переоценить вклад в развитие нашей государственности, скажем, Владимира Ивановича Теребилова, 14 лет возглавлявшего Минюст СССР? К слову, по разработанному с его участием закону ваши коллеги-адвокаты работали вплоть до 1 июля нынешнего года!

- А я могу добавить, что именно этому закону обязаны своим существованием такие крупнейшие адвокатские объединения, как Гильдия российских адвокатов и Межреспубликанская коллегия адвокатов... Но обратимся к нашему времени. С момента образования и вплоть до 1922 года министерство юстиции являлось координатором всей правоприменительной работы в стране: министр по должности считался генерал-прокурором, под его крылом состояли также и суды, и адвокаты, и нотариат. Кстати, похожая система до сих пор действует во многих странах. А у нос даже исполнением наказаний долгое время ведало МВД. Какой круг забот Вы, Юрий Яковлевич, считаете оптимальным для министерство?

- В стремлении объединить под одним началом все, что связано с правом, есть своя логика. Так удобнее проводить единую правовую политику в государстве. Но сегодня правовые отношения проникают буквально во все области нашей жизни и деятельности и, следуя прежней логике, можно дойти до абсурда. Поэтому все, что касается правотворчества, особенно со стороны органов исполнительной власти, -это по-прежнему наша функция: многие акты мы готовим сами или вместе с другими министерствами и ведомствами, а остальные проходят у нас экспертизу на соответствие Конституции РФ и законодательству. А вот правоприменением Минюст должен заниматься избирательно. Ну, прежде всего об отношениях с судами. Слова богу, у нас теперь конституционно закреплен принцип разделения властей. Поэтому суды действуют совершенно самостоятельно, даже в части своего материально-технического обеспечения. К слову, от этого "рудимента" (обеспечение судебной деятельности) мы отказались совсем недавно. Свои специфические задачи решают прокуратура, органы внутренних дел, другие силовые структуры. К их работе мы подключаемся на этапе исполнения судебных или административных решений. Через систему исполнения наказаний, когда речь идет об уголовной ответственности, или через службу судебных приставов, когда надо исполнить решение суда или другого органа, связанное с имущественными отношениями. Также наша сфера - регистрация тех или иных событий правового характера: рождение человека, рождение семьи, рождение собственника, общественного объединения, партии. Поэтому в системе Минюста действуют органы загса, органы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, регистрирующие и контролирующие деятельность различных общественных организаций, фондов, партий. Нет-нет, мы никем не руководим. Но в случае нарушения организацией ее же собственных уставных документов, можем вынести предупреждение или обратиться в суд с иском о ликвидации.

- Помнится, именно вашему министерству Президент России поручил разработку закона о противодействии всякого рода экстремизму.

- Да, и такой закон, как Вы знаете, недавно принят Государственной Думой РФ. В нем впервые удалось сформулировать понятие экстремизма, а механизм противодействия ему все тот же, о котором я уже говорил... Все названные и некоторые другие функции министерства прописаны в Положении о нем, и расширять их я не вижу необходимости. Хотя какие-то уточнения, безусловно, появляются. Скажем, с принятием нового УПК РФ судебные приставы получили право возбуждать и вести дознание и административное производство в отношении недобросовестных должников. До этого им каждый раз приходилось обращаться за помощью к органам внутренних дел, а у них и своих забот предостаточно. Могу отметить и такое нововведение, как обязанность представлять Президенту России ежегодные доклады. Их три: о соблюдении органами власти и должностными лицами законности при издании нормативных актов; о состоянии дел по исполнению решений судов и других органов, в том числе по исполнению уголовных наказаний; и доклад о работе, связанной с содержанием лиц, находящихся под стражей, их охраной, этапированием и т. д.

- В Положении, о котором Вы упомянули, за министерством закреплено более тридцати вполне самостоятельных задач. Это какая же должна быть армия юристов!

- Задач действительно много. Причем часто они требуют глубочайших юридических познаний, а часто твердости характера, принципиальности и просто личного мужества. По счастью, у нас немало классных специалистов, а всего в системе органов и учреждении юстиции трудится более 550 тысяч сотрудников. Впрочем, для качественного и оперативного решения всех наших задач это, считаю, не много. Людям приходится работать очень интенсивно.

- Помню, только что вступив на нынешний свой пост. Вы в интервью нашему журналу говорили о трех первоочередных задачах: о разработке закона об органах и учреждениях юстиции, о реформировании уголовно-исправительной системы и о создании надлежащих условий для работы сотрудников министерства. Что удалось сделать? Какие направления работы Вы считаете приоритетными сегодня?

- К сожалению, работа над проектом закона "О федеральной системе юстиции" несколько задержалась. Дело в том, что по поручению Президента России мы занялись подготовкой Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. То есть сначала разработаем общие параметры, а затем уже условия службы наших сотрудников. Но уже очевидно, что служба в органах юстиции должна быть выделена в особый вид государственной службы, что и отразит специальный закон. Естественно, он определит и особый социальный статус работников. Пока же труд наших сотрудников оценен явно недостаточно: их заработки одни из самых низких среди служащих федеральных органов исполнительной власти, а это создает немало проблем в подборе кадров.

Наиболее успешно, на мой взгляд, мы продвигаемся в реформировании уголовно-исполнительной системы. Уже год как реализуется соответствующая целевая программа Правительства РФ. В ближайшие пять лет предстоит построить 37 новых и реконструировать 93 действующих СИЗО и тюрем, значительно увеличить количество рабочих мест для осужденных, улучшить условия их содержания. Надеемся также на кардинальное улучшение жилищных условий для сотрудников исправительных учреждений. Что же касается условий содержания заключенных, то здесь мы идем по двум направлениям: усиление контроля за соблюдением их прав и сокращение их численности в местах лишения свободы. Но первом направлении прежде всего надо отметить создание в министерстве специальной службы, надзирающей за соблюдением прав наших подопечных и решающей конкретные задачи по улучшению их быта и занятости. К слову, это начинание Минюста России с интересом встречено в мире, а руководство Совета Европы порекомендовало создать аналогичные структуры во всех странах Евросоюза. За последние два года мы также подготовили 5 федеральных законов и 14 постановлений Правительства РФ, направленных на поддержку уголовно-исполнительной системы, обеспечение прав граждан, временно изолированных от общества. Используя изменения, внесенные в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, уже в 2001 году удалось сократить численность содержащихся под стражей примерно на 100 тысяч человек. В нынешнем году она сокращена еще на 19,5 тысячи. А в ближайшем будущем рассчитываем уменьшить наполненность СИЗО и тюрем за счет снижения санкций по части 2 статьи 158 VK РФ (кража) и пересмотра положений статьи 18, сузив круг лиц, признаваемых особо опасными рецидивистами. Соответствующие законопроекты уже подготовлены.

- Для эффективности системы исполнения наказаний очень важно внимание к ней со стороны общественности. В былые времена, знаю, министр юстиции по должности являлся председателем Всероссийского общества попечения о тюрьмах. А как сейчас? Ощущает ли Минюст поддержку общественных организаций, спонсоров?

- Ощущает. Главное управление исполнения наказаний взаимодействует с десятками благотворительных фондов и общественных объединений. В прошлом году от них поступило гуманитарной помощи на 100 миллионов рублей. Большую помощь продуктами питания, одеждой оказывает, например, фонд "Попечитель" (президент Александр Дмитриевич Суханов). Только медикаментов от него получено почти на два миллиона рублей. Ежегодно дети сотрудников отдаленных исправительных учреждений отдыхают по бесплатным путевкам в Крыму. С декабря 1999 года при министерстве действует Попечительский совет уголовно-исправительной системы, в 68 регионах созданы его отделения. Наши проблемы близко к сердцу принимает супруга Президента РФ Людмила Александровна Путина. Она уже посетила Можайскую (женскую) исправительную. Рязанскую и Колосовскую воспитательные (для несовершеннолетних) колонии. Беседовала с осужденными, оказала содействие в получении ими необходимой гуманитарной помощи. Эти визиты важны, безусловно, и тем, что привлекают к нашей работе внимание всего общества, всех госструктур.

- При Вашем, как я знаю, личном участии внедрялась и отлаживалась новая для нас система регистрации прав собственников на недвижимое имущество и сделок с ним. Как оцениваете достигнутый уровень? Что надо знать россиянам в этой области?

- Во исполнение федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уже к началу 2001 года соответствующие учреждения юстиции действовали во всех регионах России. Всего в системе функционирует 89 учреждений юстиции и около 1800 их филиалов и представительств. При этом развитие системы государственной регистрации продолжается и в настоящее время. Учитывая постоянное увеличение количества регистрационных действии, учреждения юстиции создают все новые филиалы и представительства. Эти подразделения располагаются в муниципальных образованиях, что чрезвычайно важно с точки зрения заботы о людях, доступности для них наших "услуг". К настоящему времени зарегистрировано более 50 миллионов прав, ограничений (обременений) прав и сделок с недвижимостью. Причем темпы прироста общего числа регистрационных действий ежегодно возрастают и достигли 55 процентов, что свидетельствует об активизации рынка недвижимости и востребованности института государственной регистрации прав.

Вместе с тем четырехлетняя практика применения закона показала, что некоторые его нормы нуждаются в совершенствовании. Мы обобщили и проанализировали предложения, направленные учреждениями юстиции по регистрации прав, а также содержание жалоб граждан и юридических лиц на действия учреждений юстиции. Но этой основе разработали изменения и дополнения, которые следует внести в закон о регистрации. Это уточнение порядка государственной регистрации прав, возникших до введения в действие закона (статья 6), порядка приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации, порядка государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс (статья 22) и ряд других востребованных жизнью новелл. В июне данный проект был принят Государственной Думой РФ в первом чтении.

- В свое время серьезно пробуксовывала система исполнения судебных решений в сфере имущественных отношений. Случалось так, что судебный пристав оказывался между двух огней: один суд (общей юрисдикции) требовал от него, скажем, арестовать имущество должника, а другой (арбитражный) запрещал это делать. Решилась ли эта проблема?

- Как Вы знаете, соответствующие изменения внесены в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Но это случилось совсем недавно, и мы еще не знаем, как изменения скажутся на практике. Положение же пока очень серьезное. Большое количество противоречащих друг другу решений было в свое время вынесено по спорам, возникшим в ОАО "Зангас", "Кристалл", "Роспан", "Мосэнерго" и ряду других. Имеет место конкуренция судебных решений, при которой исполнение одного исполнительного документа приводит к невозможности исполнения другого. Например, в апреле 2002 года в Службу судебных приставов Москвы из 9 судов различных регионов поступили на исполнение 36 (!) противоречащих друг другу исполнительных документов по ОАО "Зангас". Такая же ситуация сложилась и в отношении ОАО "Московский завод "Кристалл". В итоге исполнительное производство растянулось почти на год. Так что посмотрим, как будет действовать новый АПК РФ. Но в любом случае есть необходимость принятия Верховным судом и Высшим арбитражным судом РФ совместных решений, направленных на единообразное применение действующего законодательства. Соответствующие обращения председателям судов нами направлены.

- Естественно, Юрий Яковлевич, не могу не поинтересоваться Вашим мнением о только что принятом федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Что из задумок министерства вошло в него, что нет?

- Закон закрепил многие предложения министерства юстиции. Четко регламентируются права и обязанности адвокатов, гарантии обеспечения прав и свобод граждан, обратившихся за юридической помощью. Предусмотрено страхование профессиональной ответственности адвокатов. Они вправе избирать различные формы своей деятельности: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, филиал коллегии, юридическая консультация. Мы постоянно ратовали за формирование единого адвокатского корпуса страны, и теперь он создается в виде Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

- Сейчас для министерства горячая пора: надо обеспечить вступление закона в силу, его реализацию.

- Мы очень серьезно относимся к этому делу. На министерство и его территориальные органы возложены новые функции, в том числе по ведению реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, реестра адвокатов иностранных государств, по выдаче удостоверений адвокатам, осуществлению контроля за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов, и ряд других. В территориальных органах уже состоялась, в основном, проверка достоверности представленных коллегиями адвокатов документов и сведении о членах сообщества, сейчас списки адвокатов, внесенных в реестры, готовятся к публикации, идет оформление и выдача удостоверений адвокатам. На очереди определение норм представительства адвокатов на учредительных собраниях (конференциях), организация и проведение этих собраний, а затем и Всероссийского съезда адвокатов, регистрация региональных и Федеральной палаты адвокатов.

- Во все времена министерство юстиции было и остается важным центром правовой теории и практики. Образно говоря, вы прокладываете законодательную колею в будущее страны. Каковы наши перспективы, как далеки мы от подлинно правового государства и безусловного обеспечения прав и свобод гражданина?

- Реальное появление правового государства обусловлено, как Вы понимаете, массой самых разных факторов - политических, экономических, правовых, социальных, нравственных. Пока, по моим прикидкам, налицо лишь два вдохновляющих обстоятельства - политическая воля Президента России и его команды и наша Конституция. Отсюда задача - реализовать этот потенциал в практику. Применительно к нашему министерству это означает формирование качественной, соответствующей Конституции РФ правовой базы нового общества, способной обеспечить осуществление гражданами заложенных в Конституции РФ прав и свобод. И, как мы уже говорили, определенный прогресс тут имеется. Однако принятие даже самого совершенного закона - это хотя и важный, но только первый шаг к лучшей жизни. Надо добиться, чтобы закон действовал, а это самое уязвимое место во всей нашей работе. Тут-то как раз и сказываются как ограниченные возможности нашей экономики, так и низкая правовая культура многих чиновников и правовой нигилизм значительной части населения. От того, как быстро мы преодолеем все эти препятствия, и зависит осуществление наших надежд.

Фото:

- Во время посещения Людмилой Путиной Рязанской воспитательной колонии

- Детский дом в Калужской области: шефы приехали!

- Юрий Чайка с бывшими министрами юстиции России, РСФСР и СССР в портретной галерее своих предшественников


5, стр. 4-7, Российский адвокат
09/09/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Чайки Ю.Я.
Минюст РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МИНЮСТ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации