МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИИ ЗА 200 ЛЕТ (1802-2002 ГГ.)
Факты, события, лица
1718-17 20 гг. Реформы Петра 1-на смену приказов введены коллегии. Создано 12 коллегий, в том числе Юстиц-коллегия. В именном Указе Петра 1 от 9 мая 1718 года дано повеление о переносе шведского образца устройства Юстиц-коллегии на российскую почву, но с учетом национальных особенностей развития русского государства и права.
Коллегия состояла из присутствия (общего собрания членов) и канцелярии. Присутствие насчитывало десять членов: президент, вице-президент, четыре советника и четыре асессора. Президентом царь назначил графа А. А. Матвеева.
Юстиц-коллегия объединила приказы Поместный, Сыскной, Земский, Крепостную контору, ей же (коллегии) была передана Расправная палата Сената.
8 сентября 1802 года обнародован Манифест Александра I "Об учреждении Министерств". В числе восьми министерств было образовано и Министерство юстиции. В третьем пункте Манифеста предусматривалось: "Как должность Министра юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора". Министр юстиции одновременно являлся и генерал-прокурором.
Первым министром юстиции был утвержден гениальный русский поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин (8 августа 1802-7 октября 1803 гг.).
1803 г. Утверждено правило о внутреннем распорядке канцелярии Министерства юстиции. Г. Р. Державин лично принимал участие в разработке Положения о департаменте Министерства и правил Третейского суда, предполагая соединить его с совестным судом.
1803-1810 гг. Министерство возглавлял П. В. Лопухин. При нем Министерство организационно окрепло и превратилось в значимый государственный орган. Лопухин обладал большими организаторскими способностями, он единственный из руководителей Министерства юстиции царской России, кто получил высокий пост - председателя Государственного совета.
1817-1827 гг. Утверждены штаты для канцелярии Министерства, увеличены оклады его работникам. Принято постановление, в соответствии с которым сенаторы не вправе были обсуждать предложения министра, а лишь изъявлять свое согласие или несогласие.
1830 г. Кодификационная комиссия завершила работу по составлению первого Полного собрания законов Российской империи. Оно насчитывало 40 томов и шесть томов приложения (справочный материал: алфавитно-предметный указатель, хронологический указатель, чертежи, рисунки и т. д.).
1832 г. Издан Свод законов Российской империи (15 томов).
1829-1839 гг. Министр Д. В. Дашков. При нем в 1835 г. было учреждено Училище правоведения. Как юрист-практик Дашков опережал свое время. Ратовал за введение гласного судопроизводства, за учреждение института адвокатуры. Реорганизовал архивное дело. Имел мужество вынудить Николая 1 отозвать Высочайшее повеление, противоречащее закону.
1860 г. Следственная часть изъята из ведения полиции и передана в подчинение судебной власти и Минюсту.
1862 г. Завершена работа по составлению "Основных положений преобразования судебной части в России". 29 сентября 1862 года Основные положения утвердил Император, и они были опубликованы. Судебная власть отделялась от исполнительной и законодательной властей.
1862 г. Министр юстиции Д. Н. Замятнин. Работал на посту министра в период разработки судебных реформ и претворения их в жизнь (1862-1867 гг.). Сложность, запутанность судебной системы, вмешательство в отправление правосудия властей остро выявили необходимость, как указывал Государственный совет, "...водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до нижнего" (Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1880. Т. 2. С. 412.).
Значительна роль Министерства юстиции в обсуждении и подготовке судебной реформы. Замечания к проектам министра юстиции Д. Н. Замятнина составляли 500 (!) печатных страниц.
29 сентября 1864 года были утверждены "Основные положения преобразования судебной части в России". В них были закреплены принципы судебной реформы, основными из которых признавались:
- отделение судебной власти от исполнительной, законодательной и административной, а в уголовном судопроизводстве - отделение власти судебной от обвинительной;
- принцип гласности;
- несменяемость судей;
- устройство самостоятельной мировой юстиции для маловажных дел отдельно от общих судов;
- введение прокурорского надзора;
- введение присяжных поверенных и их советов;
- учреждение присяжных заседателей;
- отмена в уголовном судопроизводстве теории формальных доказательств;
- учреждение кассационного суда; - создание нотариата. В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Уставы уголовного и гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа 1864 г. существенно увеличила объем деятельности Министерства юстиции, поскольку на него была возложена задача проведения реформы в жизнь. Судебные уставы расширили круг обязанностей Министерства юстиции в области управления судами. Кроме того, в ведении Министерства юстиции состояли центральные архивы: Московский, Санкт-Петербургский, Сенатский и Варшавский.
При Дмитрии Николаевиче Набокове в 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение, в котором наметилась некоторая гуманизация наказаний.
В 1882 году при Министерстве была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 189 5 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений.
Когда министром юстиции стал Николай Валерианович Муравьев, к Министерству было присоединено в 1895 г. Главное тюремное управление. Министр многое сделал для "сближения тюремного дела" в его законодательной и исполнительной постановке с важнейшими интересами уголовного правосудия.
1899 г. (1 июля). Высочайший Указ о завершении судебной реформы на всей территории Российской империи.
1900 г. В связи с тем, что в канцеляриях государственных органов был допущен женский труд, в аппарате Министерства приступили к работе 25 женщин.
8 августа 1902 года - столетний юбилей Министерства юстиции России. 28 декабря 1902 года - торжественное празднование. Была выпущена книга, посвященная юбилейной дате, - исторический очерк, изготовлены юбилейные медали.
1905 г. Подготовлен проект о сокращении сроков следствия и судебного разбирательства дел (до трех дней) о государственных преступлениях.
В декабре 1916 года министром юстиции был назначен Николай Александрович Добровольский, а в феврале его полномочия были прерваны в связи с Февральской революцией. Это был последний министр царской России.
За неполные три месяца он успел внести существенные поправки к законодательным нормам: запрещалось арестовывать лиц и содержать их под стражей без установления обвинения. Он был соавтором законопроектов об условном осуждении, о расширении прав обвиняемого, об ограждении частных лиц от привлечения в качестве обвиняемых по делам, в которых отсутствует состав преступления.
Н. А. Добровольский внес Николаю II предложение: объявить амнистию для политических заключенных (как известно, царь согласился). А сам Добровольский оказался в одном из тех казематов, из которых он думал освободить политических преступников.
После падения в феврале 1917 года монархии и создания Временного правительства министром юстиции был назначен Александр Федорович Керенский. Проработал он в этой должности с марта по май 1917 года. При непосредственном участии Керенского были разработаны и приняты законы о всеобщей амнистии (6 марта), об отмене царской администрации (7 марта), о создании Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров (8 марта), об отмене смертной казни (12 марта), о подготовке выборов в Учредительное собрание (25 марта) и др.
В том же 1917 г. стараниями Керенского при Временном правительстве было учреждено Юридическое совещание, призванное обеспечить законодательную деятельность правительства. В его состав вошли, в частности, В. А. Маклаков, В. Д. Набоков, Б. Э. Нольде, М. С. Анджелов, Н. И. Лазаревский. Председателем Совещания был избран Ф. Ф. Кокошкин. Главная задача Совещания виделась Керенскому в предварительной юридической экспертизе всех правительственных начинаний, имеющих характер законодательных актов и решений и близких к таковым.
Однако даже при столь энергичном и честолюбивом министре Министерство юстиции все же не успело развернуться в полной мере.
5 мая 1917 года. Особое совещание при Министерстве юстиции, на котором обсуждался вопрос о претворении в жизнь принципа несменяемости судей. Министр П. Н. Переверзев выступил против, но не нашел поддержки у присутствующих.
20 октября 1917 года министр юстиции Временного правительства П. Н. Малянтович распорядился арестовать В. И. Ленина.
Первым наркомом юстиции новой России (октябрь - декабрь 1917 года) стал Георгий Ипполитович Ломов (Оппоков).
5 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает Декрет о суде. В истории он известен как Декрет о суде N 1. Этим актом упразднялись прежние органы юстиции, декларировались основы нового судоустройства.
21-25 апреля 1918 года. I Всероссийский съезд губернских и областных комиссаров юстиции. На нем были подведены итоги работы Народного комиссариата юстиции и его органов на местах по созданию судов.
30 ноября 1918 года. ВЦИК утверждает Положение "О едином народном суде РСФСР".
20 ноября 1920 года. Наркомюст принимает Положение "Об отделах Народного комиссариата юстиции". В нем определялась структура аппарата и функции его подразделений.
1921 г. Совнарком РСФСР принял Положение "О Народном комиссариате юстиции". В этом документе были определены его основные задачи.
26-30 января 1922 года состоялся IV съезд деятелей советской юстиции. Обсуждались задачи прокуратуры, которая входила в состав Наркомюста, свои решения прокурор республики обязан был проводить через коллегию Наркомюста. Должность прокурора была совмещена с должностью наркома.
Были заслушаны доклады о судоустройстве, о карательной практике.
Февраль 1923 года. Нарком юстиции утвердил Положение об отделе прокуратуры НКЮ.
1923 г. Принято новое Положение о НКЮ. Задачи: судебное управление, надзор за законностью, законотворчество.
1924 г. Наркомат юстиции подготовил проект Конституции РСФСР, которая была принята II мая 1925 года.
1928 г. Прокурор Республики становится заместителем наркома юстиции.
Коллегия НКЮ своим решением передала следственный аппарат из суда прокуратуре.
31 декабря 1930 года. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР Наркомюсту вменялась обязанность - общее руководство исправительно-трудовой политикой. Создано новое подразделение - Главное управление местами заключения (ГУМЗ). Начальник управления являлся одновременно и замнаркома.
1934 г. (ноябрь). Исправительно-трудовые учреждения НКЮ переданы НКВД СССР.
20 июля 1936 года. Постановление ЦИК и СНК СССР "Об образовании Народного комиссариата юстиции Союза ССР".
Николай Васильевич Крыленко - первый министр юстиции СССР (1936-1938 гг.). Известен как поборник революционной законности и жертва разработанной с его участием репрессивной правовой системы. Крыленко наряду с государственной службой занимался научной деятельностью, написал более 80 книг и брошюр по правовым проблемам. В 1934 году Академия наук присвоила ему за работы "в области советского права" ученую степень доктора государственных и общественных наук.
1936 г. Прокуратура выведена из системы юстиции РСФСР.
8 декабря 1936 года СНК СССР утвердил Положение о НКЮ СССР. На Наркомат юстиции возлагались следующие задачи:
наблюдает за применением судами Положения о судоустройстве, Уголовного, Гражданского и процессуальных кодексов, обобщает практику их применения и разрабатывает необходимые изменения и дополнения к ним; наблюдает за применением судами советских законов и дает судам общие указания в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики; руководит организацией судебной системы, организацией выборов судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов на всей территории Союза ССР; осуществляет ревизию и инструктирование судебных учреждений; осуществляет общее руководство и надзор за деятельностью коллегий защитников и организует юридическую помощь населению; осуществляет общее руководство и надзор за деятельностью производственно-товарищеских и сельских общественных судов; осуществляет общее руководство и надзор за работой нотариата; руководит системой юридического образования и управляет состоящими в его ведении высшими юридическими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами; ведет работу по кодификации законодательства Союза ССР; дает юридические консультации и заключения для Совета Народных Комиссаров Союза ССР; ведет судебную статистику и учет лиц, лишенных избирательных прав по суду; руководит издательским делом по вопросам правовой литературы.
Наркомату юстиции СССР были поручены также организация и руководство военными трибуналами, транспортными судами.
1937 г. Принята новая Конституция РСФСР.
15 июня 1939 года. СНК СССР утверждено новое Положение о НКЮ СССР.
22 июня 1941 года. Начало Великой Отечественной войны.
29 июня 1941 года. Приказ наркома юстиции СССР о задачах органов юстиции в военное время.
18-21 октября 1944 года. Всесоюзное совещание руководящих работников адвокатуры.
15 марта 1946 года. Народные комиссариаты переименованы в министерства.
1951 г. В системе юстиции создано 16 научно-исследовательских криминалистических лабораторий.
20 октября 1954 года. Постановление Совмина СССР "О мерах по устранению недостатков в организационной структуре и излишеств в штатах административно-управленческого аппарата Министерства юстиции СССР". Было сокращено 4520 единиц штатного расписания.
30 мая 1956 года. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Министерство юстиции СССР было упразднено.
1963 г. Упразднено Министерство юстиции РСФСР.
1963-1970 гг. Юридическая комиссия Совета Министров РСФСР.
31 августа 1970 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР.
24 сентября 1970 года. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Министерства юстиции РСФСР.
Владимир Иванович Теребилов - руководитель воссозданного в 1970 г. Министерства юстиции СССР. Авторитетнейший юрист - практик и ученый. 14 лет руководил союзным Министерством. За этот период благодаря начинаниям В. И. Теребилова удалось улучшить судебную систему, повысить роль адвокатуры, систематизировать законодательство, возродить правовую работу в органах власти и в народном хозяйстве, ввести в школьную программу предмет "Основы государства и права", уделять внимание юридическому образованию в вузах.
После В. И. Теребилова министрами юстиции СССР были люди, приумножившие лучшие традиции отечественной юстиции. Среди них Герой Советского Союза Б. В. Кравцов (1984-19 89 гг.), В. Ф. Яковлев - выдающийся ученый-юрист (1989-1990 гг.), ныне Председатель Высшего Арбитражного Суда России.
Последний министр юстиции СССР - Сергей Геннадиевич Лущиков (1990-1991 гг.). В этот период Министерство приступило к регистрации огромного количества общественных организаций, велась активная деятельность по разработке законопроектов обновляющегося государства: об основах уголовного и гражданского законодательства, о предпринимательстве, о разгосударствлении и приватизации государственного имущества, о защите прав потребителя. Разрабатывалась и новая концепция деятельности адвокатуры и нотариата.
Нельзя не упомянуть деятельность на посту министра юстиции РСФСР в рассматриваемый период (80-90 гг.) А. Я. Сухарева и В. А. Аболенцева.
Александр Яковлевич Сухарев - министр юстиции РСФСР в 1984-1988 гг. Патриот, незаурядной судьбы человек, заслуги которого по достоинству отмечены наградами: только орденов - девять, причем пять - боевые. А. Я. Сухарев способствовал созданию системы повышения квалификации судей, нотариусов, адвокатов и других работников учреждений юстиции и Всесоюзного института (ныне Правовая академия Минюста), был инициатором и автором проекта Постановления ЦК КПСС "Об улучшении правового воспитания трудящихся". В 1988 году Александр Яковлевич был выдвинут на должность Генерального прокурора СССР. Это выдвижение - признание выдающихся заслуг и высокая оценка его профессиональных качеств.
Владимир Александрович Аболенцев - министр юстиции РСФСР (1988-1990 гг.). Возглавлять Министерство ему пришлось в последние годы так называемой перестройки, и это были трудные годы. Многогранная деятельность Министерства, естественно, требовала слаженной работы всех звеньев как в центре, так и в регионах, и министр требовал обновления ведомственной нормативной базы, улучшения организации правовой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, улучшения материально-технического обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений, добивался улучшения оказания правовой помощи гражданам.
Огромных усилий потребовала работа по завершению подготовки Свода законов РСФСР, по реализации вступившего в силу с 1 января 1988 года Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". С участием Минюста России были подготовлены 12 постановлений, принятых Советом Министров РСФСР по различным отраслям хозяйственного законодательства, которыми были полностью или частично отменены 592 (!) решения Правительства РСФСР.
В связи с принятием Закона СССР "О кооперации в СССР" Минюст РСФСР представил в Совет Министров РСФСР предложения об отмене 319 решений Правительства РСФСР. Министерству юстиции РСФСР удалось добиться принятия одного из важнейших постановлений правительства России этого периода - "О мерах по улучшению условий работы судов и их материально-технического обеспечения" (от 28 ноября 1988 года N 497).
В 1988-1990 гг. были дополнительно открыты нотариальные конторы в 200 районах России, министр контролировал укрепление и развитие судебно-экспертных учреждений системы Минюста России, их материально-техническое обеспечение.
Самым молодым в истории российской юриспруденции министром юстиции стал Николай Васильевич Федоров (14 июля 1990 года - 24 марта 1993 года). Войдя в качестве министра юстиции в состав первого правительства России, Николай Васильевич сразу же повел борьбу за то, чтобы Министерство перестало быть "бедным родственником". Благодаря его усилиям ассигнования на юстицию увеличились вдвое, а Министерство юстиции постепенно становилось главным юридическим консультантом Правительства. Из стен этого ведомства вышли законопроекты, составившие сердцевину судебно-правовой реформы в России: Основы законодательства об адвокатуре, нотариате, Закон о статусе судей, проекты Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и других нормативных актов.
Именно при Федорове был положен конец произволу в ведомственном нормотворчестве: все инструкции и иные правовые акты министерств и ведомств стали проходить государственную экспертизу и обязательную регистрацию в Минюсте России; увеличилась в два с половиной раза численность судейского корпуса в России. В эти годы разрабатывался проект закона Российской Федерации "О судебных приставах", в котором предусматривалось создание в системе Министерства юстиции соответствующей службы, которая позволила бы обеспечить более эффективное исполнение решений судов и высокий уровень организации судебной деятельности. Находясь на посту министра юстиции, Николай Васильевич приложил немало усилий к созданию в стране государственной информационной службы юридической помощи. При его активной поддержке была учреждена всероссийская газета "Юридический вестник", начались циклы передач на радио и телевидении.
1991 г. Начало правовой и судебной реформ.
17 октября 1991 года. Первый Всероссийский съезд судей.
5 декабря 1991 года. Указ Президента Российской Федерации "О Министерстве юстиции РСФСР".
18 декабря 1991 года. Постановление Верховного Совета РСФСР "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе".
8 мая 1992 года. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов".
26 июня 1992 года. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
1993 г. (февраль). Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Закон провозгласил создание частного нотариата.
Сменил Н. В. Федорова на посту министра юстиции Юрий Хамзатович Калмыков (13 апреля 1993 года - 7 декабря 1994 года). Надо было всерьез браться за обновление российского законодательства, которое к этому времени мало соответствовало общественному развитию и экономическим реформам. По инициативе Ю. X. Калмыкова были воссозданы пять комиссий по разработке Гражданского, Гражданского процессуального, Уголовного, Уголовно-процессуального и Жилищного кодексов.
Министр видел Министерство юстиции ведущим в правительстве, и проект документа о расширении его полномочий был разработан. В частности, имелось в виду расширить функции и полномочия Министерства за счет передачи ему пенитенциарных учреждений, части органов дознания и следствия. К сожалению, тщательно разработанный документ в то время не нашел поддержки.
1993 г. Парламентские слушания по проблемам адвокатуры.
1993 г. (ноябрь). Правительство России утвердило Положение о Минюсте Российской Федерации.
7 февраля 1994 года по инициативе Министерства юстиции распоряжением Президента России в Совете кадровой политики при Президенте образована Комиссия для предварительного рассмотрения кандидатуры для представления на назначение на должность судьи Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда и других федеральных судов. Возглавил Комиссию Ю. X. Калмыков.
6 января 1995 года - 2 июня 1997 года. Министр юстиции В. А. Ковалев.
1995 г. Минюст России активно участвует в составлении Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью.
1996 г. (май). Указ Президента о мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации.
7 октября 1996 года. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции.
31 декабря 1996 года. Закон Российской Федерации "О судебной системе в Российской Федерации".
1 января 1997 года. Вступил в силу Уголовный кодекс РФ.
1 июля 1997 года. Вступил в силу Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Полномочия Министерства значительно расширились после назначения на должность министра юстиции Сергея Вадимовича Степашина (2 июля 1997 года - 30 марта 1998 года). Буквально через несколько месяцев он убедил Президента в необходимости принять указ о передаче из МВД в Минюст уголовно-исполнительной системы.
Впервые Министерству юстиции было поручено выступить главным координирующим органом по подготовке плана законотворческой работы, одной из важных функций Министерства стала государственная регистрация нормативных актов федеральной исполнительной власти, усилился контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений.
Предметом особого внимания руководства ведомства стала международная деятельность Министерства: так, к концу 1997 г. на рассмотрении иностранных партнеров находилось более 80 проектов различных договоров, в подготовке которых оно принимало участие. Реализации стоящих перед Минюстом задач призвана была служить реорганизация аппарата: взамен маломощных управлений создано 12 департаментов; кроме того, удалось существенно укрепить кадры.
21 июля 1997 года приняты законы РФ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".
21 июля 1997 года. Закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
13 августа 1997 года. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
8 октября 1997 года. Указ Президента РФ "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
1 ноября 1997 года. Постановление Правительства РФ "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
После того как С. В. Степашин возглавил МВД, на пост министра юстиции был назначен Павел Владимирович Крашенинников. На него и была возложена ответственность за проведение реформ в соответствии с указанными законами, возложившими на органы юстиции новые функции и потребовавшими создания специальных учреждений юстиции.
Хронологически первой была учреждена служба судебных приставов, что повлекло за собой огромную организационную работу: определение штатной численности и создание Департамента судебных приставов в центральном аппарате Министерства и собственно служб судебных приставов в субъектах Российской Федерации.
При П. В. Крашенинникове состоялось становление нового института - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренной вступившей в силу с 1 января 1995 года частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. При личном участии Крашенинникова при Минюсте был создан Российский институт государственных регистраторов, кроме обучения новых специалистов занимающийся и переквалификацией кадров, а также исследованиями по проблемам государственной регистрации. Много труда вложил министр юстиции в реформирование системы исполнения наказания.
Новый импульс получила деятельность Минюста по государственной регистрации ведомственных нормативных актов, по контролю за соответствием актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам (ныне это направление деятельности Министерства именуется обеспечением единого правового пространства).
В августе 1999 года министром юстиции Российской Федерации был назначен Юрий Яковлевич Чайка. При нем органы юстиции значительно укрепились, стали независимы от местных органов власти субъектов российской Федерации, достигли высокого авторитета на международной арене. Кто может лучше самого министра рассказать о том, чем занимается возглавляемое им ведомство? Итак, слово Ю. Я. Чайке:
"Современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Сегодня в его рядах более 500 тыс. сотрудников.
Статус Министерства юстиции определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 2 августа 1999 года. В соответствии с п. 5 Положения на Министерство возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; исполнение уголовных наказаний.
В соответствии с курсом Президента Российской Федерации на укрепление вертикали власти Министерство юстиции создало федеральные управления юстиции во всех семи федеральных округах. Реформированы территориальные органы Министерства: они выведены из подчинения регионального руководства. Тем самым укреплены принципы единоначалия в системе Минюста.
Все это значительно повысило роль Министерства юстиции России в строительстве правового государства, способствовало последовательному его превращению в один из ключевых федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Министерство проводит большую работу по подготовке законопроектов, касающихся основ российской государственности, избирательной системы, защиты конституционных прав и свобод граждан, проводит правовую экспертизу законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведет Федеральный регистр таких актов.
Министерство принимает участие в разработке всех правительственных проектов федеральных законов, отражающих правовую политику государства в различных областях общественной жизни.
Значительным событием и для Министерства юстиции, и для международной общественности стало проведение 3-5 октября 2001 года в Москве 24-й Конференции европейских министров юстиции, в которой приняли участие делегации 46 государств, а также представители Европейского союза, Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Мероприятие подобного уровня проводилось в Российской Федерации впервые. На основе решений Конференции разработан законопроект, предусматривающий внесение поправок в действующее законодательство, направленных на усиление борьбы с терроризмом".
В. Д. Сысоев, 9, стр. 147-155, Журнал российского права
23/09/2002
|