Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации
Ю.Я.Чайки
"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"

Обзор публикаций СМИ


УЧАСТИЕ МИНЮСТА РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Активное участие Российской Федерации в глобальных, региональных и субрегиональных интеграционных процессах привело к значительному расширению объема, сферы и географии участия российских организаций, учреждений, предприятий и граждан в международных отношениях различного характера. Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности России является участие в международном сотрудничестве по решению глобальных проблем современности, в том числе проблем защиты прав человека и преступности.

Необходимо поэтому придать развитию международных связей Минюста России более целенаправленный и системный характер, определить приоритеты на ближайшую и среднесрочную перспективы и осуществить комплекс мер по повышению эффективности участия Министерства в международном сотрудничестве.

Важное значение для развития международных связей органов и учреждений юстиции имеют одобренные 21 марта 2001 г. коллегией Минюста России Концепция развития международных связей органов и учреждений юстиции на период до 2005 г. и Инструкция о порядке выезда работников органов и учреждений юстиции Российской Федерации в служебные командировки за границу и организации приема представителей иностранных государств и международных организаций в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Высшим приоритетом участия подразделений Минюста России в международном сотрудничестве является защита в рамках своей компетенции интересов личности, общества и государства.

Основными целями развития международных связей Минюста России признаются:

обеспечение эффективного участия Министерства в международном сотрудничестве на двустороннем, региональном и универсальном уровнях для практического решения поставленных перед ним задач;

обеспечение в системе Минюста России добросовестного выполнения обязательств и эффективной реализации прав, вытекающих из международных договоров и иных договоренностей Российской Федерации, в том числе в области правовой помощи и защиты прав человека;

надлежащее использование зарубежного опыта и потенциала международного сотрудничества для совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции Российской Федерации;

повышение международного престижа Российской Федерации в целом, ее органов и учреждений юстиции.

Для достижения этих целей в период до 2005 г. необходимо расширять и совершенствовать правовую (международно-правовую и внутригосударственную) базу участия Российской Федерации, включая подразделения Минюста России, в международном правовом сотрудничестве; повышать эффективность взаимодействия с зарубежными партнерами; участвовать в защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; приводить российское законодательство и практику его применения в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации, в первую очередь в области прав человека, в том числе вытекающих из Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; обеспечивать координацию работ по созданию и актуализации национальных банков данных, используемых в межгосударственном обмене правовой информацией, и участия в международных информационно-правовых системах в соответствии с Концепцией информатизации Министерства юстиции Российской Федерации; совершенствовать организацию взаимодействия с зарубежными партнерами, в том числе его координационных механизмов; обеспечивать эффективное представительство интересов Министерства на международном уровне, в том числе в рамках мероприятий, проводимых межправительственными и международными неправительственными организациями; повышать эффективность участия подразделений Минюста России во внешнеэкономической деятельности и международном научно-техническом сотрудничестве; привлекать иностранную и международную гуманитарную помощь для улучшения содержания и лечения осужденных и др.

В настоящее время головным подразделением по реализации функций обеспечения деятельности Министерства в данной сфере является Департамент международного сотрудничества, перед которым поставлены следующие основные задачи:

1) участие в реализации государственной политики в сфере подготовки и заключения международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в осуществлении функций Минюста России, связанных с заключением иных международных договоров Российской Федерации;

2) организация сотрудничества Минюста России с межгосударственными, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также с органами, организациями и учреждениями других государств по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

3) участие в исполнении обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

4) координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и учреждений в сфере международного сотрудничества.

Достижение целей и выполнение задач Концепции должны осуществляться на основе нормативных документов концептуального и программного характера, прежде всего Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации. При этом должны соблюдаться принципы законности, планирования, практической направленности, эффективности, оперативности, научной обоснованности и эволюционного совершенствования организации участия Минюста России в международном сотрудничестве при оптимальном сочетании централизации и децентрализации международных связей.

С учетом геополитического положения Российской Федерации и практических потребностей приоритетно развитие сотрудничества, в первую очередь в сфере оказания правовой помощи, с партнерами:

а) из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего в рамках Союзного государства, Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Армении и Украины;

б) из сопредельных государств, не входящих в СНГ (Иран, Китай, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Финляндия, Эстония и Япония);

в) из других государств, с которыми развитие сотрудничества в правовой сфере представляет наибольший интерес для достижения основных целей Концепции.

При осуществлении международного сотрудничества обеспечивается надлежащее взаимодействие с МИД России, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 является головным органом в области отношений с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации, а также координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации.

Одно из основных направлений участия Минюста России в международном правовом сотрудничестве - расширение и модернизация договорно-правовой базы взаимоотношений России с иностранными государствами в правовой сфере, прежде всего по вопросам оказания правовой помощи. За последние годы количество государств, с которыми Россия имеет специальные договоры по тем или иным аспектам правовой помощи (в широком смысле) по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, увеличилось более чем в два раза и составляет, по нашим оценкам, 111 государств. Это один из наиболее высоких показателей в мире, насчитывающем около 200 государств. Кроме того, ведется активная проработка более 80 проектов таких договоров более чем с 50 государствами.

Следует отметить, что и до Октябрьской революции Россия уделяла большое значение сотрудничеству в области правовой помощи. Например, только по вопросам выдачи она заключила договоры с 19 государствами, в том числе с США (1887 г. с протоколом 1893 г.) и Японией (1911 г.), с которыми Российская Федерация до сих пор не имеет более современных договоров по данному вопросу. Очевидно, что работа в сфере подготовки договоров о правовой помощи должна осуществляться более целенаправленно, с учетом приоритетов, в том числе политических.

Продолжая исторический экскурс, с учетом актуальности в настоящее время борьбы с международным терроризмом, на наш взгляд, стоит упомянуть подписанную в 1908 г. Декларацию между Россией и Швейцарией о взаимной выдаче лиц, преследуемых за злоупотребление взрывчатыми веществами.

Отметим также, что уже в конце позапрошлого века Россия в договорном порядке реализовала получивший ныне широкое признание принцип децентрализации порядка сношений по вопросам правовой помощи, осуществление которого позволяет значительно повысить оперативность исполнения запросов о правовой помощи: в 1884 г. в Бухаресте была подписана Конвенция относительно непосредственных сношений пограничных судебных учреждений российских и румынских по делам гражданским и уголовным. Данным договором устанавливалось, что "судебные установления и лица прокурорского надзора" пограничных судебных округов России и Румынии "будут впредь сноситься между собою, без дипломатического посредства, по всем требованиям, предъявляемым по делам гражданским и уголовным, за исключением требования о выдаче преступников".

В целях ускорения создания договорной базы сотрудничества в правовой области с государствами Южной, Центральной и Северной Америки и экономии материально-финансовых человеческих ресурсов Минюстом России прорабатывается вопрос о присоединении России к ряду соответствующих многосторонних конвенций, заключенных в рамках Организации американских государств, объединяющей 35 государств.

Представители Минюста России неоднократно выступали на различных международных форумах с инициативами по укреплению международно-правового режима сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам. В частности, 27 февраля 2001 г. на Конференции министров юстиции и внутренних дел стран "восьмерки" в Милане (Италия) Министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка внес следующие предложения: рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки под эгидой ООН универсальных договоров о выдаче и правовой помощи по уголовным делам (что позволило бы государствам мира гораздо быстрее и с меньшими затратами, чем в случае заключения двусторонних договоров, регламентировать отношения в данной сфере); разработать в рамках Лионской группы "восьмерки" по борьбе с организованной преступностью типовые статьи (модельные положения), направленные на регламентацию относительно новых, нетрадиционных форм и методов выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам в связи с конфискацией преступных доходов, с проведением трансграничных допросов свидетелей и других участников уголовного процесса с использованием видеосвязи, с расследованием преступлений в сфере высоких технологий, а также с упрощенным порядком выдачи); обсудить вопрос о выработке общих подходов (согласованных принципов) к толкованию ряда договорных терминов, которые могут неоднозначно трактоваться в различных государствах (например, понятий "политическое преступление" и "преступление, связанное с политическим преступлением", "финансовые преступления"); проработать вопрос о возможности регламентации сроков исполнения запросов о правовой и ведомственной (полицейской) помощи.

На европейском направлении Ю. Я. Чайка констатировал необходимость модернизации (с использованием в том числе договорного опыта Европейского союза и рекомендаций "Группы восьми") ряда конвенций Совета Европы, в первую очередь Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. Это можно было бы сделать путем подготовки новой редакции этих договоров или дополнительных протоколов к ним. Отметим, что уже в 2001 г. Минюст России приступил к подготовке проектов договоров, дополняющих и упрощающих применение в двусторонних отношениях с ФРГ положений Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с тем, чтобы адаптировать старые европейские договоры к потребностям современности. На экспертном уровне в целом к настоящему времени согласован ряд положений, направленных на модернизацию Европейской конвенции о выдаче с целью повышения эффективности российско-германского сотрудничества и расширения возможностей реализации принципа неотвратимости ответственности за совершение преступлений при соблюдении общепризнанных стандартов защиты прав человека в сфере уголовного правосудия.

Предполагается, что после согласования указанных проектов российско-германских договоров они станут базовыми документами для подготовки аналогичных договоров России с некоторыми другими участниками указанных европейских конвенций.

Необходимо также отметить, что наряду с непосредственной договорной работой по вопросам правовой помощи ежегодно Минюст России проводит правовую экспертизу сотен проектов международных договоров Российской Федерации, в том числе по вопросам, непосредственно не относящимся к компетенции Министерства. Таким образом, можно сказать, что почти все проекты заключаемых Российской Федерацией международных договоров (межгосударственных, межправительственных и межведомственного характера) проходят согласование в Минюсте России.

Большая работа проводится Министерством по подготовке материалов о ратификации международных договоров о правовой помощи и некоторых других договоров и по сопровождению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о ратификации таких договоров. В частности, в текущем году ратифицированы Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.). Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (1997 г.) и Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (2001 г.). На очереди ратификация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), Римского Статута Международного уголовного суда (1998 г.). Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и дополняющих ее протоколов; Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.).

Одно из приоритетных направлений в осуществлении Россией международного сотрудничества - правовое обеспечение интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (ныне Евразийское экономическое сообщество) и Союзного государства (России и Беларуси).

В связи с этим необходимо отметить образование Объединенной коллегии министерств юстиции государств - участников Союзного государства и проведение в Минске 21 мая 2002 г. ее первого заседания, на котором одобрены Положение об Объединенной коллегии и ее Регламент, а также приняты конкретные решения по укреплению сотрудничества в становлении Союзного государства, в том числе в сфере гармонизации ряда отраслей законодательства и исполнения запросов о правовой помощи.

Осуществляется подготовка к проведению в Москве первого заседания Совета министров юстиции при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, созданного 26 апреля 2002 г. решением Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Образование по инициативе Минюста России данного координационного органа (как и российско-белорусской Объединенной коллегии министерств юстиции) свидетельствует о переходе Министерства на более высокий уровень организационно-правового обеспечения международного сотрудничества. Заметим при этом, что Минюстом России подготовлен и проходит согласование пакет документов по образованию Совета министров юстиции государств - участников СНГ.

К числу приоритетных относится и европейское направление.

По восходящей линии развивается сотрудничество в сфере юстиции с Советом Европы (СЕ), которое руководством этой авторитетной международной организации, объединяющей 44 европейских государства в целях укрепления демократии и защиты прав человека, оценивается как образцовое.

На сегодняшний день Российская Федерация является участницей 45 конвенций из 189, заключенных в рамках СЕ, и продолжает работу по присоединению к европейским конвенциям, рассматривая их как важнейший инструмент формирования единого европейского правового пространства.

Из года в год по линии Минюста России успешно реализуются мероприятия, предусмотренные в программах сотрудничества Совета Европы с Российской Федерацией по укреплению верховенства права, а также по укреплению демократической стабильности на Северном Кавказе.

Высокую оценку получило проведение под эгидой СЕ и Минюста России 24-й конференции европейских министров юстиции (Москва, 3-5 октября 2001 г.). Мероприятие такого уровня (министерская конференция) впервые проведено по линии СЕ в Российской Федерации, что рассматривается как подтверждение приверженности России принципам демократии, верховенства закона и уважения прав человека, как важная веха на пути дальнейшей интеграции российской правовой системы в европейское правовое пространство.

В Конференции приняли участие делегации из 46 государств, а также представители Европейского союза, Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи СЕ. Следует отметить высокий уровень представительства на Конференции: 34 государства были представлены на уровне первых лиц (министры юстиции и генеральные прокуроры); Европейский союз представлял Комиссар по вопросам юстиции и внутренних дел А. Виторино и Совет Европы - Г. - Х. Крюгер, заместитель Генерального секретаря, и Ж. Вольф, председатель Комитета Министров. Общее число участников и гостей Конференции превысило 250 человек.

Как подтверждение особого внимания, уделяемого высшим российским руководством вопросам юстиции, были расценены участниками Конференции приветственное послание Президента Российской Федерации В. В. Путина в их адрес и его встреча с министрами юстиции и главами делегаций в Кремле. На этой встрече В. В. Путин, в частности, заявил о намерении России более активно участвовать в строительстве "большой Европы", в том числе ее фундамента - европейской правовой системы.

Первоначально на Конференции планировалось рассмотреть предложенную российской стороной тему "Исполнение судебных решений в соответствии с европейскими стандартами", которая разбивалась на две подтемы уголовно-правового и гражданско-правового характера: "Исполнение приговоров к длительным срокам лишения свободы" и "Общие подходы и средства достижения эффективного исполнения решений по гражданским делам: укрепление или ослабление роли государства?".

Однако в связи с трагическими событиями, происшедшими 11 сентября 2001 г. в США, по инициативе министров юстиции Германии и Словении, к которой присоединились Россия и Турция, основным вопросом повестки дня Конференции стали проблемы борьбы с международным терроризмом.

Конференцией приняты резолюции, содержащие конкретные меры по укреплению правовой базы и механизмов сотрудничества по вопросам борьбы с международным терроризмом и исполнения судебных решений. При этом следует отметить содержащееся в одной из резолюций Конференции обращение к Комитету Министров СЕ разработать на европейском уровне общие стандарты и принципы, регулирующие исполнение судебных решений. Данное положение является отражением предложения Минюста России разработать Европейский кодекс исполнительного производства, в котором можно было бы учесть наработанный различными государствами опыт и положения соответствующих международных конвенций. Полагаем, что в результате работы Конференции в последующем удастся выйти на разработку рекомендаций Комитета Министров СЕ в области исполнения судебных решений в гражданско-правовой сфере, применительно к которой европейских стандартов пока принято относительно мало. Представляется также важным, что министры решили на следующей своей встрече рассмотреть ход выполнения принятой резолюции по вопросу борьбы с международным терроризмом.

Важно, что рекомендации Конференции европейских министров юстиции во многом определяют деятельность этой авторитетной региональной организации в правовой сфере при выработке унифицированных подходов к правовому регулированию, гармонизации законодательства и осуществлении международного сотрудничества.

Как весьма плодотворный можно охарактеризовать визит с 12 по 13 декабря 2001 г. делегации Минюста России во главе с Министром Ю. Я. Чайкой в штаб-квартиру СЕ в Страсбурге (Франция), где она провела ряд встреч с руководством этой организации. В ходе этих встреч обсуждались вопросы укрепления сотрудничества России и СЕ в правовой и правозащитной сферах. Беседы с Генеральным секретарем СЕ В. Швиммером, его заместителем Г. - Х. Крюгером, Комиссаром Совета Европы по правам человека А. Хиль-Роблесом, Председателем Европейского суда по правам человека Л. Вильдхабером и Генеральным директором по юридическим вопросам Ги де Велем подтвердили высокий авторитет России в Совете Европы, твердое намерение его руководства укреплять связи с нашей страной. Ю. Я. Чайка высказал намерение всемерно использовать потенциал Совета Европы, прежде всего в плане последовательной интеграции России в общеевропейское правовое пространство. С большим интересом в Совете Европы была воспринята информация российского Министра о действиях по выполнению в России решений 24-й конференции европейских министров юстиции, в том числе о последних законодательных инициативах в контексте усиления борьбы с терроризмом.

В. Швиммер дал высокую оценку профессионализму и личностным качествам бойцов спецназа ГУИН Минюста России, обеспечивающих охрану экспертов СЕ в Чеченской Республике, попросив сохранить эту охрану на весь период пребывания экспертов на территории этой Республики.

Беседа с А. Хиль-Роблесом касалась главным образом правозащитной ситуации в Чеченской Республике. Комиссар отметил ее позитивную динамику, констатировал в целом улучшение состояния дел с соблюдением законности и правопорядка в этом субъекте Российской Федерации, выразил удовлетворение работой по укреплению системы юстиции. Комиссар СЕ по правам человека с большим интересом воспринял информацию Ю. Я. Чайки об укреплении ведомственных правозащитных и контрольных механизмов за деятельностью уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России (создание инспекции при Министре по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, таких же отделов в федеральных управлениях Минюста России в федеральных округах, отдела по правам человека в ГУИН Минюста России и введение в каждом территориальном органе УИС должности помощника начальника по вопросам соблюдения прав человека).

В беседе с Председателем Европейского суда по правам человека Л. Вильдхабером основное внимание было акцентировано на принимаемых Россией мерах по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики в области уголовного судопроизводства и исполнения судебных решений по гражданским делам, поскольку большинство обращений российских граждан в Европейский суд связано именно с этими вопросами. Состоявшийся диалог еще раз подтвердил правильность принимаемых в Российской Федерации шагов в этом направлении.

26 марта 2002 г. Министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка принял участие в проходившем в Санкт-Петербурге заседании Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы и выступил по вопросу об укреплении верховенства закона в Российской Федерации, ответив на многочисленные вопросы участников заседания.

Активизируется правовое сотрудничество России с наиболее динамично развивающейся интеграционной группировкой 15 государств Европы - Европейским союзом - на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и Евросоюза 1994 г. и утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). В частности, 25 апреля 2002 г. в Люксембурге впервые проведено в формате 30+2 совещание министров юстиции и внутренних дел России и Европейского союза, на котором рассматривались вопросы осуществления судебно-правовой реформы в Российской Федерации и правового обеспечения борьбы с международным терроризмом. При этом Ю. Я. Чайкой выдвинут ряд предложений по укреплению общеевропейского правового пространства в сфере выдачи и правовой помощи по уголовным делам. Обращено внимание наших партнеров на желание России наладить сотрудничество с Европейской правовой сетью и при необходимости обмениваться представителями министерств юстиции при дипломатических миссиях. Практически невостребованным остается пока огромный потенциал сотрудничества в гражданско-правовой сфере, в том числе с созданной в 2001 г. Европейской правовой сетью по гражданским и торговым делам.

В этой связи следует приветствовать установившуюся с 2001 г. практику проведения совещаний министров юстиции и внутренних дел России и Евросоюза и пожелать, чтобы такие встречи стали регулярными и были преобразованы в координационный орган - Совет юстиции и внутренней безопасности. Очевидно, что имеющаяся в правовой сфере совместная специализированная структура (подкомитет N 6 Комитета сотрудничества Россия - Евросоюз, созданного на базе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. для проработки вопросов конкуренции, прав интеллектуальной собственности, сближения законодательства и борьбы с преступностью) не отвечает уровню партнерских отношений в данной сфере.

На европейском направлении следует отметить еще одно мероприятие - состоявшуюся в мае 2002 г. Берлине Конференцию европейских министров юстиции на тему "Европейское правовое пространство - перспективы гармонизации". В работе Конференции участвовали делегации из 18 европейских государств и ЮАР, при этом 16 делегаций возглавляли министры. На Конференции были сделаны доклады по вопросам европейской юрисдикции и гармонизации гражданского и уголовного права в Европе и состоялось их обсуждение.

В выступлении, посвященном вопросам формирования правового пространства единой демократической Европы и роли в этом процессе России, Министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка еще раз подтвердил приоритетность европейского направления в российской внешней политике и намерение России более активно сотрудничать в формировании европейской правовой системы.

Большие перспективы имеет сотрудничество в правовой сфере в рамках "Группы восьми" - международного объединения восьми ведущих промышленно развитых государств мира: Великобритании, ФРГ, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии. Это сотрудничество направлено прежде всего на укрепление международного режима выдачи и правовой помощи по уголовным делам. Второй год подряд проводятся конференции министров внутренних дел и юстиции стран "восьмерки". На последнем таком совещании в Монт-Треблане (Квебек, Канада, 13-14 мая 2002 г.) приняты обновленные Рекомендации "Группы восьми" по транснациональной преступности, отразившие современные подходы в данной области и являющиеся ориентиром не только для членов этого форума, но и для других государств мира. Предстоит большая работа по обеспечению реализации этих рекомендаций в нормотворческой (в том числе договорной) и правоприменительной практике.

Как определенное признание плодотворности усилий Российской Федерации в реформировании правовой и судебной систем можно расценивать проведение с 8 по 12 июля 2001 г. в Санкт-Петербурге под эгидой Всемирного банка и Правительства Российской Федерации второй Глобальной конференции "Права, защищенность и возможности их обеспечения на основе закона и правосудия" (первая состоялась в 2000 г. в Вашингтоне). Организационно-техническое обеспечение подготовки и проведения Конференции было возложено на Минюст России. В этом форуме приняли участие более 200 зарубежных представителей более чем из 70 государств мира, а также свыше 80 российских представителей всех ветвей власти, бизнеса, академических кругов, межправительственных и неправительственных организаций.

Обеспечивается участие представителей Минюста России в работе правительственных и межведомственных комиссий, других органов по координации международного сотрудничества, в том числе Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, Межведомственной комиссии по вопросам участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН, Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом. Межведомственной комиссии по участию Российской Федерации в "восьмерке". Межведомственной комиссии по сотрудничеству с Организацией экономического и социального развития. Межведомственной комиссии по информационной политике. Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по международной безопасности.

Поступательно развивается межведомственное взаимодействие с зарубежными партнерами на двусторонней основе, особенно с министерствами юстиции Беларуси, Германии, Узбекистана, Финляндии и Франции. На сегодняшний день Минюст России имеет 26 межведомственных соглашений о сотрудничестве и 14 иных договоренностей о взаимодействии с зарубежными партнерами. В стадии проработки и согласования находятся проекты соглашений о сотрудничестве с министерствами юстиции 12 государств.

Активно осуществляются международные связи по линии Главного управления исполнения наказаний, особенно в вопросах изучения зарубежного опыта, осуществления внешнеэкономической деятельности и организации международной гуманитарной помощи. Большая работа проводится по координации работы министерств и ведомств по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В течение ряда лет продолжается сотрудничество с пенитенциарными администрациями Великобритании, Норвегии и Германии по программе Совета Европы "Тюрьмы-побратимы".

Участие органов и учреждений юстиции Российской Федерации в международном сотрудничестве приносит вполне реальные практические результаты. В частности, в 2001 г. из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило на исполнение около 2,1 тыс. постановлений, на основании которых выдано иностранным государствам 1275 человек (в 2000 г. - 1460) и принято из-за рубежа 267 выданных России лиц (2000 г. - 264), а также обеспечена передача из России для дальнейшего отбывания наказания на родине 101 осужденного-иностранца (в 2000 г. - 1 97), а в Россию принято 103 осужденных российских граждан (2000 г. - 216).

Ежегодно подразделениями уголовно-исполнительной системы Минюста России осуществляется поставка продукции на экспорт на сумму более 100 млн. руб., при этом 25 % этих поставок приходится на поставки продукции машиностроения и иной промышленной продукции. Более чем на 250 млн. руб. в год привлекается международная гуманитарная помощь исправительным учреждениям России для улучшения условий содержания осужденных, борьбы с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями.

В последние годы становятся все более интенсивными международные связи территориальных органов юстиции, особенно на приграничном уровне. Например, в рамках реализуемой под эгидой Евросоюза программы ТАСИС реализуется совместный проект Российской Федерации и Европейского союза "Юридическая защита экономической деятельности", в котором принимают участие территориальные органы Минюста России в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве, Московской области, Краснодарском крае и Иркутской области.

В связи с укреплением вертикали федеральной исполнительной власти в системе органов юстиции стоит задача разработки эффективных форм и методов осуществления Минюстом России координации и контроля международных связей территориальных органов юстиции, в том числе на приграничном уровне, а также оказания им необходимой организационно-методической помощи.

Определенным показателем интенсивности международных связей служат данные об организации визитов и приемов зарубежных делегаций. Так, в 2001 г. осуществлено 67 выездов делегаций Минюста России в 25 государств, а в центральном аппарате Министерства осуществлен прием 37 иностранных делегаций (из 27 государств и 10 международных организаций).

Выполняется огромный объем работы по исполнению запросов о правовой помощи, как поступивших в Российскую Федерацию из-за рубежа, так и направляемых российскими учреждениями (только за 2001 г. было исполнено свыше 30 тыс. документов, связанных с такими запросами). Вместе с тем представляется необходимым осуществить меры по повышению эффективности исполнения по линии Минюста России международных договоров о правовой помощи (в настоящее время Россия имеет 44 таких договора: 34 двусторонних и 10 многосторонних). При этом требуются комплексный подход и надлежащее ресурсное обеспечение, поскольку речь идет не только о самом Министерстве юстиции, но и о международном престиже Российской Федерации.

Одной из таких мер могло бы стать введение института представителей Минюста России за рубежом. Такая форма организации взаимодействия активно используется многими странами. Например, в апреле 2002 г. Министерство юстиции Франции направило своего представителя для работы в посольстве в Москве и теперь имеет таких представителей в семи государствах. Отметим, что в настоящее время своих представителей за рубежом имеет ряд федеральных органов исполнительной власти: МВД России, Минфин России, ФСБ России, ГТК России.

Основными функциями представителей Минюста России в зарубежных государствах могут быть, в частности:

содействие в исполнении и отслеживание прохождения запросов Российской Федерации об оказании правовой помощи в государстве пребывания, а также оказание консультативной помощи компетентным органам данного государства в вопросах оформления и адресации запросов о правовой помощи, направляемых в Россию;

согласование с компетентными органами государства пребывания практических вопросов приема-передачи и транзитной перевозки в случаях выдачи и передачи осужденных лиц;

обеспечение обмена правовой информацией, в том числе во исполнение международных договоров Российской Федерации;

изучение правовой системы, законодательства и практики его применения в государстве пребывания;

содействие исполнению соглашений и программ межведомственного сотрудничества, а также иных программ, осуществляемых под эгидой Совета Европы и других международных организаций;

помощь дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации в защите прав и интересов Российской Федерации, ее физических и юридических лиц;

оказание содействия в поиске и расширении рынков сбыта продукции предприятий уголовно-исполнительной системы России, а также содействие в поиске деловых партнеров с целью размещения экспортных заказов на таких предприятиях.

Анализ статистической информации показывает, что наибольший объем работы по вопросам оказания правовой помощи приходится на такие государства, как Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, ФРГ и страны Балтии. Полагаем, что некоторые представители могли бы работать на региональной основе (например, в странах Балтии и среднеазиатском регионе).

В ходе встреч представителей Минюста России с зарубежными партнерами неоднократно высказывалась озабоченность отсутствием в России координирующего органа по вопросам оказания правовой помощи (в особенности по уголовным делам), с которым можно было бы осуществлять оперативное взаимодействие как на двусторонней основе, так и в рамках созданной в Евросоюзе специализированной структуры - Европейской правовой сети. Зарубежные партнеры зачастую не знают, к компетенции какого из нескольких российских органов относится тот или иной вопрос. В таких случаях запросы направляются исходя из общепринятой в мире практики - в министерство юстиции. Более того, в соответствии с положениями ряда конвенций, заключенных в рамках Совета Европы, запросы направляются министерством юстиции запрашивающего государства министерству юстиции запрашиваемого государства, и ответы на них возвращаются по тем же каналам (такой порядок предусмотрен, в частности, ст. 15 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., а также ст. 5 Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.).

В связи с этим полагаем, что в вопросах правовой помощи как по гражданским, семейным и торговым делам, так и по уголовным делам Минюст России мог бы исполнять функции организационного, методического и информационного обеспечения для всех заинтересованных российских органов и координирующие функции с российской стороны для зарубежных партнеров.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к расширению и углублению участия Минюста России в международном сотрудничестве, и прежде всего - в правовой сфере.


В. П. Зимин первый заместитель руководителя Департамента внешних связей Минюста России, 9, стр. 72-81, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации
30/09/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Чайки Ю.Я.
Минюст РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МИНЮСТ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации