Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации
Ю.Я.Чайки
"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"

Обзор публикаций СМИ


ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАШЕЛ МЕСТО ГЕНПРОКУРОРУ

в кресле министра юстиции

Вчера полномочный представитель правительства России в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский выступил со смелой инициативой. Он предложил существенно урезать полномочия органов прокуратуры, объединив их с Минюстом. В Генпрокуратуре идеи господина Барщевского уже назвали "не имеющими ничего общего с действительностью".

Свою весьма критическую позицию по отношению к Ген-прокуратуре Михаил Барщевский изложил в открытом письме, напечатанном в газете "Газета". Известный юрист считает, что российскую прокуратуру в ее нынешнем виде нельзя отнести ни к одной из трех конституционных ветвей власти. "Действующий в нашей стране прокурорский надзор, - пишет он, - не имеет аналогов в мировой практике: он содержит в себе функции надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного надзора. Такие всеобъемлющие задачи, пожалуй, под силу лишь Всевышнему".

Тем не менее далее господин Барщевский все же находит место для прокуратуры: она, по его мнению, является-таки частью исполнительной власти, поскольку в уголовных и гражданских судах выступает в интересах и от имени государства. Но при этом сами прокуроры всячески пытаются представить свое ведомство никому не подчиняющимся независимым органом.

Все это, по мнению Михаила Барщевского, очень даже нехорошо, и чтобы исправить ситуацию, он предлагает совместить должности генпрокурора и министра юстиции, а следственный аппарат переподчинить Минюсту. "Такая система уже существует в США и других странах, - заявил в беседе корреспонденту "Ъ" господин Барщевский.- При таком раскладе прокуратура будет осуществлять лишь функции уголовного преследования и государственного обвинения. Я не выступаю за урезание у прокуратуры каких-либо функций, но ведь сейчас получается так. Допустим, мониторингом правовых актов занимается Минюст, а в судах выступает прокуратура. Зачем такое дублирование? Хочу подчеркнуть, что с такой инициативой я выступил не как чиновник, а как ученный, доктор юридических наук".

В Генпрокуратуре и Минюсте ученые идеи восприняли в штыки. "Это уже не первый раз, когда под видом реформирования органов прокуратуры пытаются урезать наши полномочия, - заявили в Генпрокуратуре.- Мы специально позвонили в администрацию президента, в Минюст, и везде нас заверили, что ничего подобного не планируется и даже не обсуждается. Пусть все это останется на совести господина Барщевского".

"Минюст не имеет ничего общего с позицией полпреда правительства в Конституционном суде России, - заявил министр юстиции Юрий Чайка.- Это его личное мнение, а не позиция министерства. Подобные вопросы, затрагивающие интересы общества, конституционные основы государства, должны решаться взвешенно".

***

У Михаила Барщевского есть союзники

Бывший зампред Конституционного суда Тамара Морщакова: "У "государева ока" надо вообще отобрать надзорные функции. В России должны быть созданы административные суды, куда любой желающий, чьи права ущемлены органами власти, мог бы обратиться за защитой. А сейчас у нас прокуратура за одними осуществляет надзор, а за другими нет. Проверить всех и каждого сил у нее не хватает.

Да и проверка неэффективна, поскольку самостоятельно прокуратура ничьих решений отменить не может". Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Генри Резник: "В предложениях Михаила Барщевского нет ничего нового. Он просто последовательно и четко обосновал то, что было заявлено в концепции судебной реформы, принятой еще в 1991 году Верховным советом РСФСР. С тех пор прокуратура осталась единственным нереформированным органом, сохранившим свои полномочия с советских времен. На мой взгляд, прокуратура должна превратиться в орган уголовного преследования, а все надзорные функции надо передать в суды и Минюсту. Ну и конечно, я согласен с Барщевским, что прокуратура де-юре должна стать частью исполнительной власти. Зачем лукавить и играть в независимость?"

***

Прокуроров кое-чего уже лишили

Последний раз вопрос о реформировании органов прокуратуры широко обсуждался при подготовке нового Уголовно-процессуального кодекса в 2000-2001 годах. Тогда часть депутатов Государственной думы предлагала забрать у государева ока следственный аппарат и надзорные функции. Однако генеральный прокурор Владимир Устинов сумел отстоять свои полномочия, и дело ограничилось тем, что у прокуратуры отняли санкционирование арестов, передав эти функции судам, и запретили выносить протесты, заменив их на представления. Правда, суть осталась та же. Зато дали право возбуждать все уголовные дела. И вот новый "пробный шар". Именно так вчера назвал инициативу Михаила Барщевского один из высокопоставленных правительственных чиновников, пожелавший сохранить инкогнито. "Но я бы не стал окончательно хоронить эту идею, - заявил источник "Ъ".-Тем более что концептуально она верна. Чтобы не было правового коллапса, нужно менять все постепенно. Например, уже сейчас надзор за юридическими документами передать в Минюст. А дальше видно будет".


ЛЕОНИД БЕРРЕС, 192, стр. 4, Коммерсант
22/10/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Чайки Ю.Я.
Минюст РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МИНЮСТ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации