ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАШЕЛ МЕСТО ГЕНПРОКУРОРУ
в кресле министра юстиции
Вчера полномочный представитель правительства России в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский выступил со смелой инициативой. Он предложил существенно урезать полномочия органов прокуратуры, объединив их с Минюстом. В Генпрокуратуре идеи господина Барщевского уже назвали "не имеющими ничего общего с действительностью".
Свою весьма критическую позицию по отношению к Ген-прокуратуре Михаил Барщевский изложил в открытом письме, напечатанном в газете "Газета". Известный юрист считает, что российскую прокуратуру в ее нынешнем виде нельзя отнести ни к одной из трех конституционных ветвей власти. "Действующий в нашей стране прокурорский надзор, - пишет он, - не имеет аналогов в мировой практике: он содержит в себе функции надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного надзора. Такие всеобъемлющие задачи, пожалуй, под силу лишь Всевышнему".
Тем не менее далее господин Барщевский все же находит место для прокуратуры: она, по его мнению, является-таки частью исполнительной власти, поскольку в уголовных и гражданских судах выступает в интересах и от имени государства. Но при этом сами прокуроры всячески пытаются представить свое ведомство никому не подчиняющимся независимым органом.
Все это, по мнению Михаила Барщевского, очень даже нехорошо, и чтобы исправить ситуацию, он предлагает совместить должности генпрокурора и министра юстиции, а следственный аппарат переподчинить Минюсту. "Такая система уже существует в США и других странах, - заявил в беседе корреспонденту "Ъ" господин Барщевский.- При таком раскладе прокуратура будет осуществлять лишь функции уголовного преследования и государственного обвинения. Я не выступаю за урезание у прокуратуры каких-либо функций, но ведь сейчас получается так. Допустим, мониторингом правовых актов занимается Минюст, а в судах выступает прокуратура. Зачем такое дублирование? Хочу подчеркнуть, что с такой инициативой я выступил не как чиновник, а как ученный, доктор юридических наук".
В Генпрокуратуре и Минюсте ученые идеи восприняли в штыки. "Это уже не первый раз, когда под видом реформирования органов прокуратуры пытаются урезать наши полномочия, - заявили в Генпрокуратуре.- Мы специально позвонили в администрацию президента, в Минюст, и везде нас заверили, что ничего подобного не планируется и даже не обсуждается. Пусть все это останется на совести господина Барщевского".
"Минюст не имеет ничего общего с позицией полпреда правительства в Конституционном суде России, - заявил министр юстиции Юрий Чайка.- Это его личное мнение, а не позиция министерства. Подобные вопросы, затрагивающие интересы общества, конституционные основы государства, должны решаться взвешенно".
***
У Михаила Барщевского есть союзники
Бывший зампред Конституционного суда Тамара Морщакова: "У "государева ока" надо вообще отобрать надзорные функции. В России должны быть созданы административные суды, куда любой желающий, чьи права ущемлены органами власти, мог бы обратиться за защитой. А сейчас у нас прокуратура за одними осуществляет надзор, а за другими нет. Проверить всех и каждого сил у нее не хватает.
Да и проверка неэффективна, поскольку самостоятельно прокуратура ничьих решений отменить не может". Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Генри Резник: "В предложениях Михаила Барщевского нет ничего нового. Он просто последовательно и четко обосновал то, что было заявлено в концепции судебной реформы, принятой еще в 1991 году Верховным советом РСФСР. С тех пор прокуратура осталась единственным нереформированным органом, сохранившим свои полномочия с советских времен. На мой взгляд, прокуратура должна превратиться в орган уголовного преследования, а все надзорные функции надо передать в суды и Минюсту. Ну и конечно, я согласен с Барщевским, что прокуратура де-юре должна стать частью исполнительной власти. Зачем лукавить и играть в независимость?"
***
Прокуроров кое-чего уже лишили
Последний раз вопрос о реформировании органов прокуратуры широко обсуждался при подготовке нового Уголовно-процессуального кодекса в 2000-2001 годах. Тогда часть депутатов Государственной думы предлагала забрать у государева ока следственный аппарат и надзорные функции. Однако генеральный прокурор Владимир Устинов сумел отстоять свои полномочия, и дело ограничилось тем, что у прокуратуры отняли санкционирование арестов, передав эти функции судам, и запретили выносить протесты, заменив их на представления. Правда, суть осталась та же. Зато дали право возбуждать все уголовные дела. И вот новый "пробный шар". Именно так вчера назвал инициативу Михаила Барщевского один из высокопоставленных правительственных чиновников, пожелавший сохранить инкогнито. "Но я бы не стал окончательно хоронить эту идею, - заявил источник "Ъ".-Тем более что концептуально она верна. Чтобы не было правового коллапса, нужно менять все постепенно. Например, уже сейчас надзор за юридическими документами передать в Минюст. А дальше видно будет".
ЛЕОНИД БЕРРЕС, 192, стр. 4, Коммерсант
22/10/2002
|