Москва. Михаил Михайловский: возможно ли подчинить Генеральную прокуратуру Министерству юстиции?
В своем интервью "Газете" (21 октября) Михаил Барщевский , полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде, Верховном суде и Высшем арбитражном суде заявил, что институт прокуратуры не вписывается в действующую систему разделения властей. В связи с этим Барщевский назвал целесообразной и соответствующей конституционным нормам и международным стандартам возможность совмещения должности генерального прокурора с должностью министра юстиции и переподчинения аппарата расследования Минюсту. При этом варианте прокуратура будет осуществлять функции уголовного преследования (контроль за которым осуществляется судом) и государственного обвинения.
В тот же день свою позицию по данному вопросу высказало Министерство юстиции. Его глава, министр юстиции РФ Юрий Чайка заявил: "Это личное мнение господина Барщевского, а позиция Минюста заключается в том, что прокуратура работает нормально, делает важную и нужную работу". Для ИА REGNUM ситуацию комментирует заместитель председателя комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации Михаил Михайловский :
"Письмо академика РАЕН, профессора, доктора юридических наук Михаила Барщевского, являющегося полномочным представителем правительства РФ в Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ, которое было опубликовано в "Газете", представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения, Кроме того, в статье даются конкретные предложения, Например, необходимо поддержать предложение о предоставлении Министерству юстиции права обращаться в суды в случае обнаружения противоречий между законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и федеральными законами.
Действительно, в последнее время все чаше встает вопрос о статусе прокуратуры. По данному вопросу существуют различные точки зрения. На сегодня прокуратура РФ представляет собой эффективную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующего законодательства. Для реализации этих задач Конституцией РФ прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной, а также судебной власти. Вызывает сомнение, что упоминание об органах прокуратуры в Конституции РФ в главе 7 "Судебная власть", ставит прокуратуру в положение неконституционного органа при выполнении задач, не связанных с судом. Часть третья статьи 129 Конституции РФ предусматривает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.
Отнесение прокуратуры к органам исполнительной власти с осуществлением в суде функции представителя государства, а также передача полномочий по осуществлению общего надзора и переподчинение аппарата расследования Министерству юстиции, в том числе совмещение должности генерального прокурора с должностью министра юстиции кажется преждевременной и ошибочной. В этом случае одно из министерств наделяется правом надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами, органами военного управления, органами контроля, а также за соответствием законом издаваемыми ими правовыми актами. Кроме того, тогда сам Минюст будет осуществлять надзор за своими функциями по исполнению законов судебными приставами; по исполнению законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных. Понятно, что в этом случае предлагаемый вместо прокуратуры исполнительный орган должен обладать особенным порядком назначения его руководителей, отличном от обычного порядка назначений. Кроме того, Минюсту невозможно будет осуществлять координацию деятельности по борьбе с преступностью таких же правоохранительных органов.
Считаю, что в настоящий момент прокуратура РФ достаточно эффективно реализует стоящие перед ней задачи по обеспечению верховенства закона и единства законности на всей территории России. Это стало возможно благодаря созданной независимой от исполнительных, законодательных и судебных органов власти единой централизованной системе органов прокуратуры".
ИА Волга-Информ
23/10/2002 13:49:00
|