Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации
Ю.Я.Чайки
"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"

Обзор публикаций СМИ


НА КАКУЮ ИЗ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ ПОСАДЯТ ПРОКУРОРОВ? Неожиданное предложение Михаила Барщевского


На этой неделе известный юрист, полномочный представитель правительства РФ в Верховном, Конституционном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский предложил реформировать российскую прокуратуру, подчинив ее Министерству юстиции. По его мнению, у прокуратуры слишком много полномочий, «ее деятельность, по существу бесконтрольная, позволяет порой принимать решения, продиктованные произвольным усмотрением, а то и политическими интересами».
Кроме того, Михаила Барщевского смущает то, что прокуратура не может быть полностью отнесена ни к одной из трех ветвей власти. В Конституции статья о прокуратуре (ст. 129) находится в главе «Судебная власть», однако прокурорские работники хотя и участвуют в судебном процессе, но правосудие не осуществляют. Их работа — предварительное следствие и координация действий правоохранительных органов.
Представитель правительства, выступающий в качестве известного адвоката, предлагает изъять из ведения прокуратуры надзор за соблюдением Конституции и законов и передать его Министерству юстиции, а прокурорам оставить лишь уголовное преследование. В заключение письма, опубликованного «Газетой», Михаил Барщевский предложил совместить должности генерального прокурора и министра юстиции, а собственно прокуратуру подчинить Минюсту. Причем, как подчеркивает г-н Барщевский, все эти преобразования не потребуют изменения Конституции России.
Попробуем представить, что же из этого выйдет. Вместо одного суперведомства — прокуратуры — у нас появится новое суперведомство с огромными полномочиями во главе с всемогущим министром юстиции — генеральным прокурором? Причем это будет единственный член правительства, кандидатуру которого будет одобрять Совет Федерации по представлению президента России (процедура назначения генпрокурора прописана в Конституции РФ), что, безусловно, придаст ему большой политический вес.
В компетенцию нового ведомства войдут: организация работы службы судебных приставов, экспертиза законодательных проектов, регистрация правовых актов, обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание тюрем и колоний, регистрация политических партий и общественных организаций, уголовное преследование, контроль за деятельностью нотариусов и многое другое. Но в этом случае, если, конечно, предложения г-на Барщевского будут реализованы, Минюст, который занимается надзором за деятельностью адвокатов, одновременно будет поддерживать и государственное обвинение в суде?
Что бы все это значило? Трудно представить, что столь блестящий адвокат, а теперь еще и ответственный государственный чиновник высокого ранга мог выдвинуть свои предложения просто так – без каких-либо консультаций. Господин Барщевский, конечно, игрок, чему мы неоднократно были свидетелями в передаче «Что? Где? Когда?», но политическая игра и требует как раз тщательного выполнения существующих правил. А они таковы: подобные заявления не могут быть спонтанной частной инициативой пусть даже самого высокопоставленного чиновника. Это, скорее всего, вполне осознанная попытка прозондировать почву перед тем, как официально сформулировать вполне конкретные предложения и вынести их на обсуждение всех ветвей власти. И для того, чтобы все это совершить, должны быть проведены очень серьезные консультации. И то, что эти консультации Барщевский провел, у нас никаких сомнений нет.
P.S. В пресс-службе Минюста РФ уже устали открещиваться от солидарности с Михаилом Барщевским и напоминают всем о заявлении министра Чайки, который высказался в том плане, что взгляд адвоката на Генпрокуратуру как часть Минюста — это личное мнение господина Барщевского, а позиция Минюста заключается в том, что прокуратура работает нормально, делает важную и нужную работу и поглощать ее никто не собирается. Желающих реформировать прокуратуру Чайка направил к президенту и Федеральному собранию — это их полномочия.
Правда, есть ощущение, что по крайней мере для президента подобное предложение не будет новостью…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил ГРИШАНКОВ, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по безопасности:
— Пользуясь случаем, хотел бы поздравить М. Барщевского с отличным дебютом в роли капитана команды знатоков клуба «Что? Где? Когда?» Полагаю, что на позитивном эмоциональном фоне он и перешел от вопросов телезрителей к проблемам правоохранительных органов. Правда, на мой взгляд, если в передаче играют по установленным в клубе правилам, то за положениями о слиянии Минюста и прокуратуры я лично усматриваю попытку сыграть по правилам политтехнологов в преддверии парламентских и президентских выборов.
В существующих условиях, когда начата судебная реформа, в соответствии с которой прокуратура должна принять в свои ряды 4 тыс. новых сотрудников, затевать еще одну реформу было бы контрпродуктивно. Безусловно, в работе органов прокуратуры есть немалые резервы, не все ее звенья работают эффективно, однако я думаю, что прокуратура в состоянии улучшить свою деятельность за счет принятия необходимых мер, в том числе управленческого и организационно-кадрового характера. А неудачных экспериментов за последнее десятилетие мы видели немало.
Леонид ТРОШИН, начальник Управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ:
— Я бы не связывал выступление Барщевского и его желание реформировать прокуратуру с политическими играми накануне президентских выборов. Не воспринимаю всерьез и инсинуации относительно того, что руководство Генпрокуратуры как будто бы принадлежит к какой-то команде и потому в последнее время стало объектом нападок. Команда у нас одна — та, что следит за соблюдением законов.
И все же сложно поверить, что мысль о слиянии прокуратуры с Министерством юстиции возникла внезапно. Странно, что высказался по этому поводу именно юрист. Ему ли не знать, что прокуратура в России независима со времен своего создания и именно то, что она не входит в систему исполнительной власти, позволяет ей действовать наиболее объективно.
Благодаря прокурорским протестам устранено большинство несоответствий между региональными и федеральными законодательствами — более 39 тыс. протестов прокуратуры удовлетворено на муниципальном уровне, более 4 тыс. — на региональном, так что г-н Барщевский напрасно пытается отвести нам некую «второстепенную роль» в этом процессе.
За полгода выявлено и устранено почти полмиллиона нарушений законодательства в федеральных министерствах и ведомствах, а Барщевский хочет связать прокуратуру с системой исполнительной власти, фактически сделать ее «министерской». Не думаю, что юрист и правозащитник, который думает о гражданском обществе, всерьез способен на такие пожелания. Не исключено, что мысль о «карманной» прокуратуре зародилась в кругах, которым выгодно состояние правового нигилизма.
Вместо комментария
Нечто похожее на предложения Михаила Барщевского мы можем видеть, например, в США. Там Служба генерального атторнея (прокурора по-нашему) занимается поддержанием гособвинения в судах. Все же другие правоохранительные функции, присущие нашей прокуратуре, сосредоточены в министерстве юстиции. Так что идея Барщевского не так уж и нова, другое дело — приживется ли она на нашей почве?
Станислав ШАТИЛОВ
24.10.2002
№ 79, Новая Газета (online)
24/10/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Чайки Ю.Я.
Минюст РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МИНЮСТ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации