УДАР, ЕЩЕ УДАР
ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ В БЕСКОНЕЧНЫХ РЕФОРМАХ ПРОКУРАТУРЫ?
Намедни в одной из центральных газет была опубликована статья представителя Правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаила Барщевского, где он высказал предложение объединить прокуратуру и юстицию в единый орган исполнительной власти с подчинением министру юстиции. Отклики на идею известного адвоката не заставили себя ждать. Представители государственных органов отмежевались от позиции Барщевского. Тем не менее, если звучат подобные "мысли вслух", значит, это кому-то нужно. Кто "наезжает" на Генеральную прокуратуру?
Последний раз вопрос о реформировании органов прокуратуры широко обсуждался при подготовке нового Уголовно-процессуального кодекса в 2000 - 2001 годах. Некоторые "правые" депутаты Госдумы настаивали на том, чтобы забрать у государева ока следственный аппарат и функции надзора. Но Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов отстоял полномочия своих сотрудников, и дело ограничилось тем, что у прокуратуры отняли санкционирование арестов, передав эти функции судам, и запретили опротестовывать судебные решения. Кроме того, Устинов добился того, чтобы уголовные дела возбуждались исключительно с согласия прокуроров. Тогда наступление "правозачинщиков" было успешно отбито.
И вот новая атака, психологическая. На взгляд Барщевского, наиболее оптимальным было бы сделать прокуратуру частью исполнительной власти, отвечающей за исполнение законов. При этом адвокат сослался на зарубежный опыт. Действительно, в Польше, в США, в латиноамериканских государствах именно так и обстоит дело. Но подходит ли этот вариант для России?
На этот вопрос ответил начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ Леонид Трошин: "За годы, проведенные в Лондоне, г-н Барщевский подзабыл российские реалии.Не существует ни "мировой практики", "ни мировых стандартов", определяющих роль и организацию органов прокуратуры. Каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Лишить Россию права определять структуру своих органов правоохранительной деятельности стремятся прежде всего те, кому. не нравится эффективная работа прокуратуры, принципиальная позиция ее руководства.
Россия в настоящее время входит в реальное правовое поле. Речь идет о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральными законами. Абсолютное большинство законодательных несоответствий оперативно устранено по протестам прокуроров без участия судов - вопреки тому, что утверждает в своей статье г-н Барщевский. За два последних года удовлетворено более 4 тысяч прокурорских протестов на региональном уровне и свыше 39 тысяч протестов на уровне муниципальном. О какой "второстепенной" роли прокуратуры в этом процессе можно говорить? Кстати, в тех случаях, когда прокурорам приходилось обращаться в суд, процедура существенно затягивалась.
Теперь о переподчинении прокуратуры Минюсту. Петр 1 создал прокуратуру независимой. Я хорошо понимаю, почему г-н Барщевский "забыл" упомянуть об этом в своей статье. В России с правовым нигилизмом бороться может только правоохранительный орган, не входящий в систему исполнительной власти. Юрист Барщевский не может не знать, что огромное число нарушении законов отмечается как раз здесь. Только за полгода выявлено и устранено почти полмиллиона нарушений законодательства в федеральных министерствах и ведомствах, органах представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, в районных, городских и сельских администрациях, муниципальных образованиях. Вряд ли будет объективной в этих вопросах "министерская прокуратура", к которой призывает г-н Барщевский.
Ни один юрист-государственник не может ратовать за то, чтобы ослабить прокуратуру, сделать ее карманной и тем самым вновь ввергнуть Россию в состояние правового хаоса образца начала 90-х. Но я не исключаю, что это могло бы быть выгодно кому-то из клиентов адвокатского бюро Михаила Барщевского.
Сам адвокат выразился так: "У меня что, есть клиенты, не связанные с Правительством?" Действительно, включение прокуратуры в структуру Правительства облегчило бы последнему жизнь. Например, путинцы не смогли бы "убеждать" Николая Аксененко подать в отставку с помощью возбужденного прокуратурой дела. Премьер Касьянов был против ухода министра, но ему сказали: прокуратура у нас независимая. пусть расследует, а там посмотрим.
Равенство защиты и обвинения в суде станет фиктивным. Разве сможет суд отказать прокурору с Краснопресненской набережной?
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин также отверг предложение, сказав, что "независимость прокуратуры зафиксирована в Конституции России". Он напомнил, что в соответствии с Конституцией генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению главы государства. "В связи с этим как можно говорить о переподчинении генпрокурора и поставить его в подчинение министру юстиции, который назначается просто Президентом России?", - недоумевает парламентарий.
Кстати, Минюст России не имеет ничего общего с "личным мнением" незваного доброжелателя. Об этом прямо заявил министр юстиции Юрий Чайка: "Именно благодаря совместным и скоординированным действиям Минюста и прокуратуры нам удалось выполнить задачу, поставленную Президентом, - обеспечить единое правовое пространство страны".
Амир АМИРОВ., 37, стр. 17, Российские вести
30/10/2002
|