Россия научит Европу "разгружать" тюрьмы
|
В тюремных коридорах стало просторнее Фото ИТАР-ТАСС |
За четыре месяца действия нового УПК загрузка следственных изоляторов сократилась на 43 тыс. человек.
Сегодня на одного обитателя СИЗО приходится в среднем не 1 кв. метр "жилой площади", как два года назад, а целых 3,5. А вообще тюремное население России сократилось за 1,5 года на 200 тыс. человек.
На следующей неделе глава Минюста Юрий Чайка выступит в Страсбурге с докладом о реформировании уголовно-исполнительной системы в России. Причем на этот раз России предстоит не отбиваться от упреков в нарушении прав человека, а выступать в качестве примера для многих, в том числе и развитых европейских стран.
— Совет Европы ориентирует восточный блок на тот опыт, который мы приобрели в области сокращения численности заключенных, — заявил вчера журналистам замминистра юстиции Юрий Калинин. — Кроме того, им заинтересовались в Великобритании.
Действительно, цифры впечатляют. Как подчеркивают в Минюсте, это не механический процесс, а масштабная работа в области совершенствования законодательства, за которым стоит целенаправленная государственная политика: сокращение до шести месяцев сроков содержания арестантов, которые числятся за судами, принятый в прошлом году "пакет" из 59 поправок в УК и УПК, предусматривающих послабления для тех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести, судебная реформа.
Кроме того, отметил Юрий Калинин, по распоряжению президента создана и сейчас активно работает комиссия по декриминализации уголовного законодательства: как-то так получилось, что новый УК предписывает гораздо более суровую карательную политику даже по сравнению с предшественником советского образца.
На самом деле гуманизация уголовной практики — не столь гладкий процесс, как могло бы показаться: здесь сталкиваются интересы разных ведомств. Вот 59 поправок приняли, а судьба 60-й оказалась долгой и трудной. Поправка в 158-ю статью УК позволяет исключить воров-рецидивистов из числа особо опасных преступников (норма, сделавшая хрестоматийным пример заключенного, годами отбывающего наказание за украденный мешок картошки). Эта поправка встретила решительное сопротивление Генпрокуратуры и МВД, и ее приняли спустя полтора года.
В МВД и сейчас продолжают лоббировать меры по ужесточению наказания для мелких воришек. Сейчас они привлекаются только к административной ответственности. Но, как сообщил замначальника Главного управления охраны общественного порядка МВД Михаил Артамошкин, в Думу внесены предложения, которые позволят привлекать к уголовной ответственности за кражу на сумму больше 450 рублей.
Вообще же, по данным газеты "Время МН", ряд инициатив, которые рассматривает комиссия при президенте, в случае если их одобрит законодатель, может резко осложнить "жилищный вопрос" в местах лишения свободы. Так, инициаторы отмены условного наказания как такового, ссылаясь на двусмысленность ряда приговоров, вынесенных в последнее время (предприниматель Быков — 6 с половиной лет условно, бывший министр юстиции Ковалев — 9 лет условно), отстаивают известный принцип "вор должен сидеть в тюрьме". А ведь условные сроки сейчас получает примерно половина осужденных.
С другой стороны, рассматривается предложение вообще отменить "отсидку" для тех, кто совершил экономические преступления. В качестве адекватной кары за такого рода преступления предлагаются разорительные штрафы и конфискация незаконно нажитого имущества. Примечательно, что как раз сейчас ФСНП выходит в Госдуму с инициативой значительно ужесточить уголовную ответственность за налоговые преступления.
Анастасия Корня, № 1063, Время МН (online)
28/11/2002
|