Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Элла Памфилова

Интернет-конференция
Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации
Памфиловой Эллы Александровны

Обзор публикаций СМИ


Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор": "У нас нет базовых договоренностей о правилах существования власти, бизнеса и граждан"

Сегодня в Нижнем Новгороде начнет работу трехдневный Российский форум-2003. Это мероприятие обещает стать центральным событием общественной жизни в текущем году. Представители гражданских организаций, союзов предпринимателей и власти собираются на единой дискуссионной площадке для того, чтобы сформировать повестку социально-экономического и политического развития России.

О том, зачем все же созывается форум и что может получиться в результате, один из его организаторов, президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр АУЗАН рассказал корреспонденту "Известий" Георгию ИЛЬИЧЕВУ.

- Чем ближе форум, тем больше разговоров, что он созывается, как и в 2001 году, "по указке сверху", что "власть опять имитирует сотрудничество с гражданским обществом", что это "политическое шоу в предвыборный год". Это близко к истине?

- Шоу имеет эффект, когда оно одноразовое. Когда начинаются повторы - большого пиаровского результата уже не получишь, здесь надо работать. А повторяемость возникла. В 2001 году прошел Гражданский форум в Москве, это был старт процесса. В 2002-м был Тольяттинский диалог - попытка оценить, что произошло за год и что делать дальше. Показательно, что открывающийся форум в Нижнем Новгороде созван по инициативе Комиссии по правам человека при президенте, которая, в свою очередь, появилась на свет в результате договоренностей на Гражданском форуме 2001 года. Идея комиссии - каждый год устраивать подобные встречи и выяснять, что выполнено/ не выполнено, что работает/ не работает, и определять повестку на следующий год или даже политический цикл. Мне бы хотелось, чтобы на форуме-2003 возникли контуры национальной программы общественного договора, социального контракта.

- Что вы понимаете под социальным контрактом?

- Лето показало всем одну существенную вещь: у нас нет базовых договоренностей о правилах существования власти, бизнеса и граждан. Да, есть Конституция, масса федеральных законов, в том числе очень неплохих. Но значительная часть законов не работает, значительная часть гарантий Конституции фактически не признается либо властью, либо какими-то группами в обществе.

- Каких, например?

- Например, тех, которые касаются социальных гарантий: выполнение каждой из них оказывается под вопросом. То же самое относится к правам собственности - вы помните дискуссии вокруг дела "ЮКОСа". Тогда союзы предпринимателей согласились с гражданскими организациями по главному для нас вопросу: основная проблема страны заключается не во взаимоотношениях бизнеса с первым лицом в государстве, а в его взаимоотношениях с населением, с теми, кто недоволен ситуацией и не признает сложившуюся структуру прав собственности. Решение состоит не в том, чтобы поделиться разочек, а во взаимном признании прав. Это и есть суть всякого общественного договора. Бизнес должен признать и обеспечить определенные социальные права населения в обмен на то, что организованные группы граждан признают сложившиеся права собственности. Сейчас удобный момент: спрос со стороны предпринимателей на гражданские организации выше, чем предложение.

- С чем это связано? Бизнесмены вдруг осознали необходимость сотрудничества с гражданским обществом?

- Да, многие из лидеров бизнес-сообщества это осознали, причем под воздействием довольно неприятных событий. Это связано не только с летним кризисом, но и с административными барьерами, давлением на бизнес со стороны чиновников. Вдруг оказалось, что ни одна бизнес-группа не может своими силами решить эти вопросы. Во взаимоотношениях с усилившейся властью любая группа предпринимателей проигрывает. Поэтому если раньше для них были предпочтительны отношения неформальные и скрытые от общества, то теперь они стали понимать необходимость публичных механизмов.

- А как складываются отношения гражданского общества с государством?

- Формальное признание необходимости диалога есть, возникло еще в 2001 году. Есть рабочие группы по взаимодействию гражданских организаций и ведомств, есть Комиссия по правам человека. Какие-то институты взаимодействия создаются, но их результативностью мы недовольны. Нельзя сказать, что ничего нет, есть крупный результат - исправление закона о гражданстве. Именно Комиссия по правам человека настояла, что закон должен быть радикально изменен - он отправлял 1, 5 млн человек на депортацию. Но таких успехов мало.

- Какую роль в развитии гражданского общества играют партии?

- Никакую. Потому что в кризисные моменты они почему-то исчезают с поляны. Да, в июле отдельные политические лидеры давали комментарии журналистам, но не в этом роль политиков. У них в руках мандат избирателей, политические механизмы. Они ими воспользовались? Нет. Кроме того, у партий наступили критические дни - предвыборная ситуация. Я уверен, в Нижнем будет много министров и депутатов, но мы поставили жесткое условие: никакого предвыборного использования этого мероприятия.

- Что должно получиться на выходе?

- В рамках форума будет работать около 100 экспертных площадок. Но главное, что я хотел бы увидеть, - 5-7-страничный документ, общее согласие делового сообщества, профсоюзов, гражданских организаций по поводу того, что и кто делает в решении социальных проблем, проблем предпринимательского климата и регулирования правил политической игры (например, лоббирования). В мировой практике общественный договор принимает разные формы. Для России мне кажется правильной форма национального проекта, программы, созданной усилиями гражданского общества, бизнеса и власти.



195, стр. 3, Известия
23/10/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Памфилова Э.А.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации