Может ли у общества быть своя образовательная политика?
23-25 октября в Нижнем Новгороде соберется Российский форум - 2003. Инициатива его проведения принадлежит Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В мае Комиссия по правам человека опубликовала обращение с этой инициативой и была сформирована рабочая группа по подготовке Российского форума - 2003. В нее вошли: Элла Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ, Людмила Алексеева - председатель международной Хельсинкской группы, Мария Слободская, Александр Аузан, Глеб Павловский, Евгений Гонтмахер, Сергей Марков, Алина Радченко, Любовь Глебова, Сергей Абрамов от Администрации Президента, автор этих строк. Правозащитники, эксперты, чиновники, представители бизнеса и науки развернули дискуссию о том, какие темы на Российском форуме должны быть ключевыми и насколько мы все готовы перейти от простого диалога представителей гражданского общества и власти к поиску совместных эффективных решений по наиболее важный направлениям развития России. Большое число экспертов приняло участие в дискуссии на сайте kreml.org, а также в сети самых разных коммерческих организаций.
В результате рабочая группа утвердила список из 13 ключевых тем Российского форума. Не пожалеем газетной площади и предоставим возможность читателям нашей газеты познакомиться с этими темами:
"Социальная ответственность бизнеса - ответственность перед населением";
"Обеспечение конституционных прав предпринимателей: взаимная ответственность бизнеса и власти";
"Профессиональная и гражданская ответственность экспертного сообщества в предвыборный период";
"Миграционная политика и развитие законодательства в области гражданства и прав мигрантов";
"Проблемы армии в корреляции с проблемами общества";
"Общественные ресурсы и потребности образования";
"Механизмы участия общественных организаций в решении социальных проблем";
"Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность";
"Реформа местного самоуправления" "Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества", "Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России", "Формирование внешнеполитической стратегии России как область экспертной компетенции неправительственных организаций", "Взаимодействие власти и гражданских организаций по вопросам общественного контроля за соблюдением прав человека в деятельности правоохранительных органов и закрытых учреждений".
Читатели могут спросить: ведь есть и другие важные темы, неужели они останутся за пределами Российского форума?
... Все мы помним, каким важным событием для общественной жизни России был Гражданский форум 2001 года. С каким воодушевлением 5 тысяч представителей гражданских организаций собрались в Кремле и приступили к переговорам с представителями власти. И надо сказать, что это, безусловно, было знаменательным событием, огромным шагом в развитии гражданского общества России. Но при этом характер диалога все еще носил отпечаток советских отношений граждан и власти. Выражалось это в том, что граждане либо требовали от чиновника разрешения на то или иное действие, либо прилюдно обвиняли его в том, что он не дает такого разрешения. В любом случае обращение граждан к власти в большинстве своем было похоже на подачу челобитной барину.
...Примерно в это же время в Приволжском федеральном округе зародилось необычное движение под названием "Ярмарка социальных и культурных проектов". Это особая форма поддержки властью гражданских инициатив, оформленных в проект. Деньги на поддержку собираются в грантовый фонд, как правило, это взносы крупного бизнеса, решение о поддержке выносят эксперты, а власть утверждает. Первая ярмарка прошла в Перми, затем в Самаре, потом в Тольятти, и на каком-то этапе инициаторы гражданского форума и авторы идеи ярмарок поняли, что идея диалога и идея проекта многократно усиливают друг друга. Так родилась идея Российского форума-2003 - экспертного мероприятия, в котором принимают участие авторы социальных и культурных проектов, представители гражданских организаций, государственного управления, средств массовой информации, культуры и бизнеса.
А вот какие темы выносятся на Российский форум, полностью зависит от того, что предложат эксперты и представители гражданских организаций.
Но не просто предложат как тему, а вместе с вариантом решения.
В этом основная особенность Российского форума-2003 - это прежде всего попытка поиска совместных (власти и гражданского общества) решений тяжелых проблем.
При этом нельзя закрывать глаза и на то, что этот год - выборный, поэтому во многом дискуссия на Российском форуме, с моей точки зрения, - это обсуждение общественной повестки дня выборов.
...Что касается образовательной политики - на мой взгляд, здесь как нигде отсутствует гражданское начало, нет эффективного механизма принятия совместных общественно-государственных решений.
Ведомство, которое собой олицетворяет государственную политику в области образования, считает себя естественным монополистом, это видно и в том, как ведется модернизация образования, и в том, как невнятно проводятся федеральные мероприятия на эту тему - Государственные советы, например.
Подмена общественного участия массированными РR-проектами или многочисленными околоминистерскими советами и комиссиями создает иллюзию внедрения общественности в обсуждение образовательной политики. Но это не заменяет и не может заменить кропотливую работу по созданию эффективных гражданских институтов влияния в образовании.
Может быть, Российский форум-2003 изменит эту ситуацию?
Александр АДАМСКИЙ, 19, стр. 2, Педагогический вестник
01/10/2003