"Мы себя недооцениваем"
В начале следующей недели на Старой площади состоится совещание правозащитников страны. Для обсуждения проблем в Москву съедутся руководители комиссий по правам человека при главах региональных администраций.
Каковы цели совещания? На этот и другие вопросы "Родная газета" попросила ответить председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ Эллу ПАМФИЛОВУ.
- Так вышло, что совещание совпадает с годовщиной моего назначения на должность руководителя комиссии. Можно будет подвести самые минимальные итоги. Наши общественные комиссии были созданы примерно в 60 регионах. Но со временем внимание к ним федерального Центра почти исчезло. Поэтому где-то они работают в полную силу, где-то их активность заметно снизилась. Вот и захотелось пригласить своих соратников, посмотреть друг другу в глаза, откровенно поговорить о наболевшем, наладить взаимодействие с федеральными правозащитными и правоохранительными органами, наметить планы.
Что радует? Многие наши коллеги на местах научились взаимодействовать с властью. Их ценят, потому что понимают: защитник прав человека - это не враг, не источник головной боли, а человек неравнодушный, принципиальный, деловитый. И пусть он "много крови попортил", но именно на таких можно и нужно опираться.
- Какие болевые точки общества нуждаются в самом неотложном лечении?
- Всеобщий, глобальный произвол по отношению к простому человеку. Если раньше он проявлялся только со стороны государства, то сейчас стал разнообразнее и изощреннее. Наши права ущемляют государственные и муниципальные структуры, чиновники самых разных калибров, милиция и суды, ЖЭКи и естественные монополии. Не говоря уже о работодателях, потому что новый Трудовой кодекс защищает их больше, чем наемных работников.
Конечно, я понимаю, что сегодняшнее тотальное ущемление прав личности - следствие крутой ломки социально-экономической системы. Но мне трудно понять, почему из той системы мы взяли только плохое и никак не можем вооружиться положительным западным опытом соблюдения прав граждан. По этой причине и правозащитная деятельность намного шире того понимания, которое раньше связывалось с именами диссидентов, защитой политических и гражданских свобод. Сегодня в сфере нашего внимания широчайший круг вопросов: беженцы, эмигранты, права женщин и детей, права военнослужащих, даже заключенных, социальные и трудовые гарантии, экология - всего не перечесть.
Но мы не "скорая помощь". Мы не призваны разбирать конкретные обиды и конфликты. Для этого есть достаточно много других инстанций. Как общественная организация, задачу определили себе сами. Она в том, чтобы стать движущей силой выработки системы соблюдения защиты прав человека в стране. Наши основные инструменты - анализ, прогнозирование, профилактика критических ситуаций, нарушающих права граждан. Разве не ясно уже сейчас, что реформа ЖКХ на местах может привести к чиновничьему произволу, выселению граждан на улицу?
Другая наша задача - добиваться повышения авторитета и статуса института уполномоченного по правам человека, который, на наш взгляд, должен стать основным защитником прав российских граждан.
- Выходит, вы заботитесь о соблюдении наших прав, а мы - в роли иждивенцев?
- Как раз нет! Другое наше направление - помощь в развитии общественного контроля, самоуправления и местных инициатив, чтобы люди сами отвечали за организацию своей жизни, будь то благоустройство территории двора или бой уличной преступности. Чтобы граждане сами, образно говоря, формировали власть под себя, под свои потребности и интересы, а не наоборот.
Корень зла в том, что мы себя недооцениваем. Из прошлой системы многие унаследовали привычку ждать, что нам сверху расскажут и покажут, как надо жить. В тех же странах, где люди научились уважать себя, свое человеческое и гражданское достоинство, умеют отстаивать свой социальный заказ перед властью, там и власть ведет себя по-другому.
При этом я понимаю, как бессилен простой человек перед чиновником. Вот почему мы хотим сформулировать законопроект о праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения. В нем нам хотелось бы четко прописать ответственность за произвол и волокиту, хотя работа идет очень трудно.
А, скажем, разве секрет, что сегодня многие законопроекты вносятся в Государственную думу в интересах финансово-промышленных группировок, у которых на первом месте прибыль, а человек - на задворках. Поэтому большое значение придаем экспертной оценке законопроектов с точки зрения соблюдения в них прав граждан. И к нашим замечаниям прислушиваются.
- А ваш статус председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ подразумевает личное общение?
- Подразумевает. Самое главное, что я поняла из бесед с президентом, - ему нужна наша комиссия, энтузиазм и одержимость работающих в ней специалистов.
Беседовал Александр Полынин, 11, стр. 4, Родная газета
11/07/2003