Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Элла Памфилова

Интернет-конференция
Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации
Памфиловой Эллы Александровны

Обзор публикаций СМИ


КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИТОГИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

19 октября 2002 г. Президент РФ подписал указ "о составе комиссии по правам человека при президенте российской федерации". Первое заседание комиссии состоялось 29 октября 2002 г., второе -10 декабря - в годовщину принятия генеральной ассамблеей ООН всеобщей декларации прав человека 1948 г. На этом заседании присутствовал в. В. Путин. О том, что обсуждалось на заседании, а также о том, почему вместо запланированных полутора часов беседа президента России с членами комиссии продлилась почти четыре часа, рассказывает член комиссии, председатель московской хельсинской группы Людмила Алексеева в интервью нашему корреспонденту Людмиле Грудцыной.

Предыстория

Российская Комиссия по правам человека уже имеет свою историю, в которой можно проследить три этапа.

Первый - создание Комиссии в соответствии с Указом Президента РФ от 26 сентября 1993 г. N 1458 "О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации", (1) изданным во исполнение Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Первым председателем Комиссии стал известный правозащитник С.А. КОВАЛЕВ. Комиссия анализировала состояние прав человека в стране и делала заявления по наиболее острым проблемам.

На втором этапе, менее чем через три года. Указом Президента РФ от 20 мая 1996 г. N 740 председателем Комиссии вместо С.А. Ковалева был назначен главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук доктор юридических наук, профессор В.А. КАРТАШКИН, а членами Комиссии стали такие известные политические и общественные деятели как: руководитель международного проекта "Информационный центр по правам коренных народов" В.А. Голубчиков А, писатель Ф.А. ИСКАНДЕР, заведующий сектором сравнительной политологии Института востоковедения Российской академии наук А.В. КИВА, первый заместитель председателя Федерации мира и согласия А.Ю. Мельвиль, председатель правления Московского исследовательского центра по правам человека, сопредседатель координационного совета Комитета солдатских матерей России В.Д- МЕЛЬНИКОВА, президент фонда "Политика" В.А. Никонов, писатель, сопредседатель Содружества союзов писателей А.А. Нуйкин, президент Института проблем гражданского общества М.А. Слободская, заведующий сектором политологических исследований Института государства и права Российской академии наук В. В. Смирнов и президент ассоциации "Армия и общество" академик Академии естественных наук Н.А. ЧАЛДЫМОВ. Комиссия продолжала выявлять и анализировать нарушения прав человека на всей территории России. В ее заявлениях и обращениях по большей части лишь фиксировались существующие проблемы и теоретически обосновывалась необходимость их решения. Тем временем ситуация с правами человека не улучшалась, напротив - количество случаев грубого их нарушения с каждым годом растет, о чем свидетельствуют данные ежегодных докладов региональных общественных организаций, посвященных анализу состояния прав человека и возможностей их защиты. В частности, можно назвать доклад Хакасского республиканского общественного правозащитного благотворительного фонда "Наше право" о правах человека в Республике Хакасия за 2001 год;

доклад общественного фонда "Международный стандарт" о правах человека в Республике Башкортостан за 2001 год;

доклад Карельской региональной общественной организации "Молодежный Правозащитный Союз Республики Карелия" о состоянии прав человека в Республике Карелия за 2001 год.

Несмотря на то, что предыдущие составы Комиссии по правам человека проделали большую работу по анализу и характеристике насущных проблем российского общества, они не предлагали вариантов их решения, а следовательно, не могли влиять на реальную политическую и общественную жизнь страны.

Вероятно, отчасти поэтому 1 9 октября 2002 г. Президент РФ своим Указом утвердил новый состав Комиссии по правам человека. В нее вошли 30 человек, среди которых известный правозащитник председатель Московской Хельсинской Группы Людмила АЛЕКСЕЕВА, заместитель председателя Конституционного Суда РФ Тамара МОРЩАКОВА, писатель Борис ВАСИЛЬЕВ, кинодокументалист СЕРГЕЙ Говорухин, руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов, народный артист СССР ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ, врач ЛЕОНИД РОШАЛЬ и др. Председателем Комиссии по правам человека назначена ЭЛЛА ПАМФИЛОВА. На ее рабочей встрече с Президентом РФ главная цель деятельности Комиссии была сформулирована как изменение сложившейся за последние несколько лет ситуации незащищенности малоимущих и социально уязвимых слоев населения, а если говорить сугубо юридическим языком - создание механизма реализации конституционных гарантий прав человека. Таким образом, Комиссия призвана стать одним из элементов эффективного взаимодействия между Президентом и гражданским обществом.

На состоявшемся 29 октября 2002 г. первом заседании Комиссии руководитель администрации Президента РФ АЛЕКСАНДР Волошин отметил, что работа Комиссии должна стать продолжением Гражданского форума. Основными инструментами развития гражданского общества он назвал переговорные площадки власти и общественных организаций, экспертные процессы и общественные слушания по актуальным проблемам. По мнению Эллы Памфиловой, выступившей на заседании с приветственной речью, важно, чтобы Комиссия не превратилась в бюро по приему жалоб от населения. В числе приоритетных направлений работы Э. Памфилова назвала проблемы детей, мигрантов, вопросы жилищно-коммунального хозяйства и поддержки некоммерческих организаций.

О заседании комиссии по правам человека при президенте РФ и обсуждавшихся на ней вопросах рассказывает член комиссии, председатель московской хельсинской группы л.м. Алексеева.

Людмила Михайловна, в недавнем интервью нашему журналу вы выразили осторожный оптимизм относительно перспектив диалога власти и общества. Оправдались ли ваши ожидания на встрече членов комиссии по правам человека с президентом?

Об этой встрече всем членам Комиссии по правам человека было сообщено заранее, поэтому мы могли к ней основательно подготовиться. Думаю, все члены Комиссии осознавали, какая ответственность лежит на их плечах, ведь не каждый день можно беседовать с Президентом. Мы посовещались по этому поводу и решили, что ключевым должен быть вопрос о пороках не так давно принятого Закона о гражданстве, потому что в нем не предусмотрен переходный период, необходимый в нынешней сложной ситуации. Отсутствие такого переходного периода означает только одно: невозможность получения гражданства теми людьми, которые фактически являются гражданами России, но по драконовским нормам нового Закона не признаются таковыми, а отбрасываются и отсекаются. Получается, что 4 миллиона человек, имеющие все основания считать себя гражданами Российской Федерации, остались без российского гражданства и к ним могут быть применены строгие меры - вплоть до депортации, лишения пенсий, пособий и других социальных выплат. Поэтому мы и договорились, что этот вопрос будет центральным и до 10 декабря успели тщательно его проработать - была создана рабочая группа, куда вошли юристы и правозащитники, специализирующиеся на проблемах миграции. Работники администрации Президента РФ сообщили, что на встречу отведено полтора часа, и мы постарались максимально эффективно спланировать работу со своей стороны. Было решено, что основной доклад на 12 минут сделает руководитель юридической сети "Миграция и право" общества "Гражданское содействие", член правления общества "Мемориал" Светлана Алексеевна Ганнушкина (из вновь приглашенных членов Комиссии). Рабочая группа подготовила пакет документов по миграции, включающий юридический анализ Закона о гражданстве и мониторинг тех совершенно нелепых ситуаций, конструируемых этим Законом, в которых оказываются и будут оказываться граждане (2) .

Помимо этого, следуя поговорке "критикуя - предлагай". Комиссия разработала и включила в пакет документов проект указа Президента, приостанавливающего действие Закона о гражданстве. Рабочая группа Комиссии считает, что это необходимо сделать, чтобы у всех желающих в этот переходный период была реальная возможность легализоваться как гражданам. Надо сказать, что проблема реализации Закона о гражданстве была поднята членами Комиссии не впервые. ЕЩЕ 20-21 июня 2002 г. на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов обсуждался этот вопрос и в основной резолюции, принятой Съездом, участники изложили рекомендации в адрес Президента, Правительства, Федерального Собрания и Федеральной миграционной службы, касающиеся совершенствования миграционной политики. При обсуждении содержания доклада Ганнушкиной возникла проблема: говорить о ситуации в лагерях чеченских беженцев в Ингушетии или не говорить? О том, что беженцы испытывают сильное давление, Ганнушкина уже сообщила на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов. В резолюции Съезда "О возвращении вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню" написано: "Насильственное переселение или любые завуалированные формы принуждения жителей Чечни к возвращению недопустимы. Никто не может препятствовать людям оставаться там, где они чувствуют себя в безопасности..." Участники Съезда требовали, чтобы представители российских, зарубежных и международных правозащитных и гуманитарных организаций, работающие в Чечне, получили возможность участвовать в контроле за реализацией плана возвращения беженцев из Ингушетии в Чечню. Следует сказать о том, что при принятии Закона о гражданстве были допущены грубейшие нарушения регламента Госдумы - принципиальные поправки, набравшие большинство голосов во втором чтении, при подготовке третьего чтения не были включены в текст законопроекта. Таким образом. Закон, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., нелегитимен. В связи с этим участники Съезда обратились с резолюцией к Председателю Госдумы, лидерам парламентских фракций и депутатам с призывом обжаловать в суде нарушения регламента при принятии Закона, просить суд признать новую редакцию Закона "О гражданстве Российской Федерации" недействующей и обязать Госдуму вернуться к его рассмотрению во втором чтении.

Сначала было предложение, что Ганнушкина осветит и ту и другую тему. Но тема беженцев настолько острая и болезненная, что может получиться следующим образом: все, что Ганнушкина скажет о Законе, будет перекрыто рассказом о положении беженцев, который, безусловно, вызовет раздражение у Президента и кремлевской администрации. В результате не будет принято ни одно, ни другое предложение, что нас категорически не устраивает, ведь мы настроены получить конкретные результаты от встречи с Президентом. Поэтому было решено эти темы "развести". Поскольку тема лагерей беженцев была самой острой, то по поговорке "женщины и дети первыми в шлюпку" условились, что на эту тему выскажусь я, но уже среди других членов Комиссии, которые будут выступать после Ганнушкиной. Надо сказать, что Ганнушкина уложилась в условленные 12 минут.

Не СОМНЕВАЮСЬ, что ОСТАЛЬНЫЕ 29 членов Комиссии хотели ТАК же подробно изложить Президенту "свои" наболевшие проблемы.

Безусловно, у каждого члена Комиссии есть специализация - те проблемы, с которыми они работают. Естественно, каждый хотел обсудить это с Президентом, тем более что подобные встречи происходят нечасто. Мы договорились, что члены Комиссии выступят с трехминутными обзорными докладами, в которых обозначат основные проблемы. Спланировали так: сначала выступит Памфилова, потом что-то скажет Президент, благо говорит он всегда кратко, потом последует выступление Ганнушкиной, затем - остальные выступления. Например, Сергей Говорухин рассказал об ужасном положении тех, кто прошел Афганистан и Чечню, об их ненужности и отторжении современным обществом и государством, представитель от Комитета солдатских матерей в своем выступлении связала вопрос о дедовщине и дезертирстве с реформированием армии, ситуацию со средним и малым бизнесом осветил эксперт Комиссии по правам человека Александр Азаров и президент объединения предпринимателей "Опора России" Сергей Борисов, единственный предприниматель в Комиссии по правам человека. Мы не ставили задачи решить все проблемы, цель была в том, чтобы приоткрыть некие возможности по их решению.

Вы хорошо продумали тактику. Да, потому что мы очень серьезно к этому отнеслись и хотели достичь максимальной эффективности. Но так получилось, что встреча с Президентом продолжалась 3 часа 40 минут, а потом В.В. Путин еще 20 минут беседовал один на один с Ганнушкиной. Почему? Члены Комиссии очень дисциплинированно выдержали свое время по 3 минуты. Дело было в активности Президента. Мы полагали, что он выступит с заключительным словом минут на пятнадцать, а он после каждого выступления нажимал кнопку своего микрофона и вступал в диалог с докладчиком. Видимый, и надеюсь, искренний интерес Президента к подробностям затрагиваемых проблем придал беседе неформальный характер. Очевидно, у В. В. Путина была такая установка - создать непринужденную искреннюю атмосферу, что и было сделано.

Во многих ВЫПУСКАХ новостей

Весьма навязчиво говорилось, что президент мог послушать комиссию запланированных полтора часа и уйти, а четыре часа внимания говорит о его искренности и подлинном интересе к проблематике.

Элла Александровна перед встречей говорила, что если Президенту будет интересно, он может продлить встречу и дольше, скажем, до двух часов. Но почти четыре часа, - этого действительно никто не ожидал. Думаю, сказалась хорошая подготовка. Мы не хотели выглядеть этакими кликушами и рвать рубаху на груди: есть, есть в стране ужасные проблемы! Проблем масса и все они ужасные, но если человек говорит о том, что его действительно волнует, то он должен предлагать что-то конкретное, хотя бы какую-то частную меру. Члены Комиссии исходили из того, что говорить с Президентом нужно лишь о тех проблемах, решение которых возможно только с его поддержкой и помощью, ведь если можно обойтись своими силами, к чему говорить об этом с главой государства? Например, Ганнушкина предлагала подготовленный рабочей группой проект президентского указа.

А что прозвучало в вашем выступлении?

Я сказала, что не буду описывать ужасную ситуацию в лагерях чеченских беженцев в Ингушетии. В Московскую Хельсинскую Группу по факсу и электронной почте ежедневно поступает информация об этих лагерях: мы в курсе всего, что там творится. Все факты изложены в докладной записке, которую я вручила Президенту. К тому, что сказано в этой записке, я добавила только, что его дезинформируют. По телевидению показывали встречу В. В. Путина с Президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, который сказал, что выселение из лагерей происходит только добровольно. Обращаясь к В. В. Путину, я сказала: "Он Вам врал, беженцев насильно выселяют в Чечню. Я уверена, что чиновники, которые сейчас Вам докладывают о добровольном выселении, тоже врут".

И КАКОВА была реакция?

Он дал мне договорить, ни один мускул на его лице НЕ дрогнул. Вместе с Ганнушкиной я была в Чечне и докладывала Президенту только то, что видела собственными глазами. Его подчиненные дают совсем другую информацию. Получается две правды. Я предложила Президенту следующее: приостановить выселение из лагерей до тех пор, пока специально созданная правительственная комиссия не проверит сам механизм переселения беженцев - добровольный или принудительный, не оценит ситуацию на месте - в Ингушетии и в Чечне. В эту комиссию должны войти высокие чиновники из всех ответственных ведомств, например, из Комитета по делам беженцев из Чеченской Республики, Федеральной миграционной службы. Я предложила, чтобы Президента в правительственной комиссии представляли бы члены президентской Комиссии по правам человека. Я подчеркнула голосом эту намеренную оговорку "президентской" Комиссии, а не Комиссии по правам человека "при Президенте РФ", изъявила свое желание быть в этой комиссии. Кроме того, стать членами правительственной комиссии, поехать в Чечню и Ингушетию изъявили желание Ганнушкина и доктор Рошаль.

Мы могли бы объехать все лагеря в Ингушетии, поговорить там с людьми, потом осмотреть все места в Чечне, куда хотят переселять беженцев, поговорить с теми, кто уже переехал, узнать - добровольно или нет? Ведь в лагерях осталось порядка 20 000 беженцев, 140 000 уже силой вернули в Чечню. Итогом этих поездок станет доклад, который будет представлен Президенту. В.В. Путин ответил, что никто не знает всей правды о ситуации в лагерях. Например, ему известно, что в то время, когда боевики в горах воюют (я не помню точно, употребил ли он слово "боевики", но точно не "бандиты" и не "сепаратисты", в лагерях живут их семьи, а также люди, сочувствующие боевикам. Я не стала возражать, поскольку допускаю саму возможность существования в Ингушетии таких семей и не вижу ничего необычного в том, когда оставленная мужем, ушедшим воевать, жена хватает своих детей и бежит подальше от войны, от убийств и крови. Это вполне естественно и понятно. Дети не отвечают за своего воюющего против федеральных войск отца! Жены, дети сочувствуют ли боевикам? Наверное. Но боевикам, между нами говоря, сочувствуют не только их семьи. Для сочувствия боевикам населения очень много сделала федеральная армия. Начинать по этому поводу разговор с Президентом я не стала, поскольку хотела получить положительный ответ на предложение о создании правительственной комиссии. Я уверена, что если будет честное расследование, выявится полное отсутствие условий для возврата беженцев в Чечню и их проживания там, тогда можно будет требовать, чтобы этих людей отпустили обратно в Ингушетию. Куда им еще бежать от войны? Я сказала Президенту, что не понимаю логику, по которой людей отправляют в Чечню. Чеченская Республика - это часть России, с этим все согласны. Значит, те, кто там живут, являются российскими гражданами. Но во все времена любое правительство всегда старается эвакуировать население из мест, где опасно. Почему же уехавших людей загоняют обратно в места военных действий, которым не видно конца? На этот вопрос в середине моего выступления Президент не ответил. Только после окончания встречи я сообразила, что сама же и увела его от ответа, поскольку после этого вопроса приводила различные факты, примеры, аналогии, так что не удивительно, что внимание Президента конкретно от этого вопроса было отвлечено. Но я хочу на ближайшей же встрече получить от Президента мотивированный ответ на вопрос (и буду ставить его во всех докладах): зачем это делается?

Одна из главных целей встречи все же достигнута - Президент согласился создать правительственную комиссию. На 26 декабря 2002 г. уже запланирована поездка в Чечню Комиссии, в которую вошли Ганнушкина, Рошаль, я, чиновники высшего уровня и несколько депутатов Госдумы. После встречи я подошла к заместителю руководителя кремлевской администрации Суркову и сказала: "Владислав Юрьевич, как будет выполняться все сказанное Президентом относительно добровольности переселения беженцев? " Он обещал передать все сказанное Султыгову, но я возразила, что не верю обещаниям Султыгова. Тогда Сурков обещал заняться этим сам. Разговор с замглавы администрации Президента закончился моим напоминанием о том, что ЕСЛИ переселение не будет приостановлено до проведения проверки, общественные организации поднимают по этому поводу шум. Надо сказать, что сейчас выселение приостановлено. Первоначально мы хотели ехать в Чечню 1 7 декабря 2002 г., но потом поездку перенесли, поскольку я настаивала на том, чтобы был обеспечен высокий уровень Комиссии. В нее войдут председатель Правительства Чеченской Республики Станислав Ильясов, глава миграционной службы России, заместитель министра внутренних дел Андрей Черненко, т.е. если несколько дней подождать, то группа будет более солидной. Завершая заседание. Президент заметил: мало кто сейчас понимает, что представляет из себя Чечня и чем она является для России, там идет не просто борьба с боевиками, а с созданием халифата (3).

Честно говоря, меня эти геополитические ужасы мало волнуют, я в них НЕ верю. Насколько верит в это Президент, не знаю. Во всяком случае, он говорил от своего имени, хотя, вероятно, выражал официальную позицию (мы же знаем, что политики говорят не то, что они думают, а то, что надо говорить), а если так, то это очень удручает. Это убивает перспективы решения проблемы Чечни. Тем не менее на сегодняшний день можно констатировать: Президент принял наше предложение о создании комиссии по проблемам чеченских беженцев. Президент не отверг предложение Ганнушкиной о создании рабочей группы для доработки проекта указа по Закону о гражданстве, правда, заметил, что проблему можно решить не указом, а как-то иначе. После Ганнушкиной выступила Тамара Морщакова, которая готовила юридическую справку по Закону о гражданстве. Она подчеркнула, что этот Закон отличается от аналогичных законов, принятых во всем мире тем, что не предусматривает переходный период. Будет создана рабочая группа, куда должен войти руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства, заместитель главы администрации президента Виктор Иванов - автор самой концепции миграции и этого идиотского Закона. Этот генерал-майор ФСБ очень трудный и несговорчивый человек, закаменевший в своем административном величии и смотрящий на всех как на тараканов. Иванов знает одно: он сделает то, что считает нужным. Поэтому и надо было поговорить с Президентом - единственным человеком, который может поколебать несокрушимую уверенность В. Иванова. Мы встречались до 10 декабря со всяким начальством из миграционной службы. Было много непробиваемых и весьма спесивых чиновников. Честно говоря, после этих встреч я на сутки утратила оптимизм, у меня было ощущение, что эту бетонную стену никогда не прошибешь, и появилось сочувствие к Президенту, который тоже пытается прошибить эту стену. Посмотрите, какая во власти действует схема. Чиновники слушают Президента: если он говорит то, что им не нравится, они берут под козырек и дружно саботируют. У меня нет ощущения, что раз Президент сказал, все будет сделано. Несмотря на все сложности, у меня все же есть ощущение, что в итоге какой-то переходный период по Закону о гражданстве все-таки будет установлен. Переходный период будет, но исполнители воли Президента попытаются его испоганить как только можно, например, вместо 4 миллионов дать гражданство 10 тысячам человек. Так что за решение проблемы надо бороться. Но это и есть наша работа, именно из-за этого мы согласились войти в эту Комиссию.

ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА, в прошлом интервью в октябрьском номере "АДВОКАТА" Вы упомянули о том, что генеральный прокурор РФ подписал указание прокурорам субъектов федерации об обязательном сотрудничестве с региональными общественными организациями, о включении данных об этом сотрудничестве в регулярные отчеты. Тогда это указание еще не вступило в действие. Что изменилось сейчас?

Как раз сегодня в 12.00 назначена встреча с Генеральным прокурором по этому поводу. После сегодняшнего разговора он должен это указание распространить. Действительно, Указание Генпрокурора РФ N 74 "Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями" было подготовлено несколько месяцев назад и подписано Устиновым 17 ноября 2002 г. Нам показали текст, и он нас вполне устроил. Предусматривается, что прокуроры пяти регионов должны включать в свои ежеквартальные отчеты информацию о результатах сотрудничества с местными общественными организациями. Это будет неким экспериментом, который, надеюсь, распространится и на остальные субъекты Федерации. Владимир Устинов предполагает в отчетный период вызвать пять прокуроров, которые будут отчитываться о проделанной работе. Планируется, что такими регионами станут Краснодарский край. Калининградская область. Красноярский край. Республика Чувашия и Тверская область.

Вечером того же дня мне удалось созвониться с Людмилой Алексеевой и узнать итоги ее встречи с генеральным прокурором РФ. Вот что она рассказала.

Мы договорились с Владимиром Устиновым о том, что прокуроры должны взаимодействовать с общественными организациями, внимательно относиться к их просьбам. Прокуроры регионов в своих периодических отчетах должны об этом отчитываться. Посмотрим, что будет. Кстати говоря, его Указание (оно уже разослано прокурорам) адресовано прокурорам не пяти "экспериментальных" регионов, а прокурорам уже всех 89 субъектов Федерации, так что эксперимент будет проходить по всей России. Радует, что Устинов выразил волю к сотрудничеству. Со мной на встрече была председатель Экспортно-правового Совета Мара Федоровна Полякова, хороший юрист, и она предложила Генеральному прокурору регулярно встречаться с представителями общественных организаций. Мы договорились, что такие встречи будут проходить один раз в три месяца. Устинов сказал, что ЕСЛИ нам будет нужно обсудить какой-либо вопрос раньше намеченной очередной встречи, можно обращаться сразу к нему. Генеральный прокурор упомянул о том, что хочет ввести мониторинг работы милиции, усилить контроль за регистрацией преступлений (ведь работники милиции многое скрывают, нередки случаи отказа в регистрации преступлений). В ответ на это М.Ф. Полякова предложила сотрудничество при ведении подобного мониторинга с общественными организациями - организации предоставляют прокуратуре свои наработки и материалы, а прокуратура предоставляет общественным организациям свои данные. Удалось договориться и о сотрудничестве в экологическом плане (сейчас наблюдается всплеск нарушений экологического законодательства со стороны предпринимателей). С Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации 0.0. Мироновым мы ведем совместный мониторинг, посмотрим, как это получится с прокуратурой. Это решение, которое надо проверить - удалось ли его реализовать или оно сталось на бумаге. В мае 2003 г. Комиссия по правам человека и Московская Хельсинская Группа планируют провести свой мониторинг того, как получился совместный мониторинг с прокуратурой. На встрече с В. Устиновым обсуждался и механизм нашего сотрудничества с прокурорами регионов. Как определить, в каком регионе какой механизм создавать? Скорее всего, в разных местах люди пойдут разными путями. Будет интересно посмотреть, где что придумали, где сработало, а где нет.

Вы не обсуждали единый механизм сотрудничества по всем регионам?

Нет, этого не стоит делать. Во-первых, у нас 89 субъектов Федерации и люди там не глупее нас, а во-вторых, в каждом регионе это делается и должно делаться по-разному. Лучше пусть они сами это сделают, а мы посмотрим и суммируем. И если в каких-то регионах не получилось, они "позаимствуют" у тех, у кого получилось. Надо брать опыт из жизни, а не строить умозрительные проекты.

(1) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - N45. - Ст.4325.

(2) По мнению главы миграционной службы, заместителя министра внутренних дел Андрея Черненко, Закон о гражданстве ставит надежный заслон на въезд в страну преступников. В средствах массовой информации А. Черненко говорил о том, что до принятия нового Закона о гражданстве человек с криминальным прошлым, но с мешком денег чуть ли не за два дня получал гражданство России. Его высказывание вызывает по меньшей мере два закономерных вопроса: почему он думает, что после принятия Закона не будет подобных мешков денег, если за эти мешки люди с криминальным прошлым получают не только гражданство, но и государственные должности;

почему он, так свободно рассуждая о "продаже" гражданства сотрудниками ФМС не подал в отставку как не справившийся со своими непосредственными обязанностями руководителя?

(3) Халифат - система мусульманской теократии, а также принятое в литературе название феодального арабо-мусульманского государства, возглавлявшегося халифами. Первоначально ядром халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). В результате арабских завоеваний халифат превратился в огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова. Позднее халифами именовали себя турецкие султаны, утверждая, что после завоевания Египта последний представитель династии Аббасидов в Каире передал им этот титул.



Людмила Грудцына, 1, стр. 31-36, Адвокат
27/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Памфилова Э.А.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации