Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Элла Памфилова

Интернет-конференция
Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте Российской Федерации
Памфиловой Эллы Александровны

Обзор публикаций СМИ


"Дать, дать, дать..." – привычно отзывается эхо






Lenty.ru: Российские туристы, летевшие на Кубу, решили остаться жить в...

Сколько раз приходилось слышать многократные, перетекающие из одного "круглого стола" в другой, из одного обсуждения в следующее, речи по поводу защиты прав предпринимателей. Все время задаю себе вопрос: когда наконец появится более-менее определенный "выход" от этих разговоров, какая бы то ни было практическая польза?

Вот недавно прошло заседание Комиссии по правам человека при администрации президента РФ, темой которого стали "права человека и экономическая стратегия России". Там представители различных общественных организаций, так или иначе имеющих отношение к предпринимательству, имели возможность пообщаться с представителями власти. Но, по большому счету, все соображения на тему разговора, излагавшиеся в докладах, сводились к тому, что стало почти банальностью. А именно: в России нарушаются права малых предпринимателей, являющихся потенциальным ресурсом развития экономической жизни страны. Слишком высоки административные барьеры, малый бизнес задушен налогами, из "тени" выходить нет смысла, пора проводить реформу власти.

В формулировке председателя комиссии Эллы Памфиловой суть требующихся изменений выглядела следующим образом: "Много лет мы инвестировали в человеческие ресурсы, пора инвестировать в человека, гражданина". Замминистра экономразвития Михаил Дмитриев отзывается, соглашаясь: "У нас получается, что гражданин – проситель, а чиновник – властелин колец... Взаимоотношения власти и общества – сдерживающий фактор на пути развития нашей страны". "Отсутствует взаимная ответственность между предпринимателями и властью", – вторит следующий докладчик. Всё так, но где выход из сложившейся ситуации?

К сожалению, в прозвучавших на заседании высказываниях было больше эмоций, чем реальных предложений. Что побудило меня задать членам комиссии вполне естественный вопрос: "А получим ли мы реальный результат от бесконечных обсуждений?". Официальный, прозвучавший с трибуны ответ получился довольно расплывчатым: "Мы должны собраться, чтобы профессионально отстаивать свои интересы и не допустить... пресечь... добиться...". Продолжение ответа затерялось, разойдясь эхом по полукруглому залу в администрации президента.

В заранее заготовленном итоговом пресс-релизе отмечается: "По результатам слушаний принят документ "Обращение к обществу и власти", включивший в себя положения, которые, по мнению участников, позволят изменить внутриполитические приоритеты, поставив во главу угла экономической стратегии государства необходимость обеспечения прав гражданина". Вот он, итоговый документ, у меня перед глазами. Это обращение с призывом "реально обеспечить а) право на достойную жизнь в безопасной стране; б) право на свободу личности в правовом государстве; в) право на обеспеченное достойное будущее в благополучной России". Хороший лозунг. Что-то вроде "землю – крестьянам, заводы – рабочим" – так же расплывчато и невоплотимо без дополнительного уточнения, что такое достойное будущее и как сделать Россию правовым государством. Что, в свою очередь, является одним из череды "вечных" российских вопросов.

Далее в документе следует заявление об административных барьерах и коррупции, ограничивающих "свободу экономического развития", о "низком уровне жизни и унизительных пенсиях", а также о "неэффективности правоохранительной, таможенной, налоговой и банковской систем", ограничивающих развитие производства. Всё правильно, всё так. Пенсии унизительны, а системы неэффективны. Надо что-то делать.

Что, собственно, предлагается? Предлагается (цитирую) "вернуть доверие общества к власти... отправить в отставку скомпрометировавших себя чиновников, прекратить круговую ротацию номенклатурных кадров и провести ревизию правительственных инструкций, отменив те, что умаляют права и свободы человека и гражданина". Также предлагается создать систему гражданского контроля, которая будет рассматривать на предмет соответствия правам человека любое (! – Ред.) решение государственной власти.

Представляете, что начнется, если эти положения будут всерьез приняты в качестве руководства к действию? Ни один законопроект, действительно необходимый отечественному бизнесу, попросту не сможет пробиться через новый барьер – защитников прав человека. Ведь если взять любое решение власти, касающееся предпринимательства, там непременно будут ущемлены чьи-либо права. Хотя бы злополучных пенсионеров, которые обижены на "хапуг-бизнесменов" не за что-то конкретное, а за то, что те эффективно получают прибыль. Я уж не говорю о "ротации номенклатурных кадров" и "скомпрометировавших себя чиновников". С коррупцией, несомненно, надо что-то делать в этой стране, но, согласитесь, если суровой рукой взяться за вычеркивание чиновников из списков, получится что-то вроде раскулачивания советских времен.

Где реальные предложения? Вопрос мой остается без ответа. Комиссия разработала проект "Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека". Предполагается, что этот документ сможет стать правовой базой перехода к "достойной России". Там много фраз, но попытка выделить среди них что-то более конкретное, чем предлагает вышерассмотренное "Обращение к обществу и власти", не увенчалась успехом.

В концепции говорится, что "нужно создать действенные институты общественного контроля" на базе общественных организаций. Далее идет примерно следующее (излагаю вкратце): права человека от него неотъемлемы и должны защищаться федеральным законом, что является первостепенной задачей государства. Следовательно, главное, чем должна заниматься власть, – это всячески создавать условия для реализации прав человека. И опять по кругу – судебная реформа, реформа госаппарата, реформа образования, реформа трудового законодательства и т.д. На этом месте хочу прерваться и напомнить о том, что все эти положения уже давно определены и органы власти занимаются их разработкой. Хорошо ли они это делают, плохо ли, но сами вопросы сформулированы. А вот как сделать так, чтобы реформирование нашей российской жизни проводилось быстрее и лучше, в концепции защиты прав человека не сказано. Вот и задумываешься: стоили ли тонны сказанных слов того бумажного результата, который получился в итоге?

Впрочем, среди потока докладов хотелось бы выделить то, что действительно показалось мне заслуживающим внимания, то есть вполне конкретные предложения. Так, предложения о внесении изменений в закон "О милиции" (пункт 25 ст.11) выдвинула "ОПОРА России", поясняя, что в существующем виде он наделяет милиционеров правами проведения несанкционированных проверок, что отрицательно сказывается на возможности развивать бизнес. Кроме того, в их же материале по административным барьерам указываются конкретные "болевые точки" современного малого предпринимательства. Правда, всё это уже было высказано и сформулировано ранее...

Также отмечу подготовленные Московским купеческим обществом (МКО) "Постановочные предложения в программу содействия развитию малого бизнеса". В "купеческом" варианте за каждым "общим" замечанием следует уточнение. К примеру, они предлагают "ввести систему побудительных стимулов для банков и кредитных организаций, работающих с малым бизнесом: например, поставить в зависимость" объем работы банка с малыми предпринимателями и его лицензирование. Или же привязать выдачу лицензий к объему лизинговых прецедентов. Вполне конкретные положения исходят также в отношении аренды помещений: названы ставки и сроки, которые, с точки зрения МКО, помогут развитию бизнеса. Не менее определенно – в цифрах и фактах – ведется речь о налогах.

Материалы слушаний, проведенных Комиссией по правам человека, далее будут включены в аналитику, готовящуюся непосредственно для президента. То есть предполагается, что глава государства примет их как руководство к действию. Пожалуй, дальнейшие комментарии излишни. Но остается сомнение, что из той массы "плевел", которая образовалась после заседания, можно будет выловить имеющиеся в ней несколько практических "зерен".



Мария МОЛИНА, 30 апреля, 00:12, Утро.Ru
30/04/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Памфилова Э.А.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации