Россия попала под Международную амнистию
Московская прописка, отказ в компенсациях жертвам «Норд-Оста», ангажированность Тверского и Мосгорсуда, пытки заключенных и жестокое обращение с женщинами и детьми являются нарушениями прав человека в России, говорится в новом докладе «Международной амнистии». Комиссия по правам человека при президенте с этим не согласна.
Организация «Международная амнистия» обнародовала очередной доклад о нарушении прав человека в России. На этот раз правозащитники представили 100-страничный документ под названием «В поисках справедливости: закон и право в Российской Федерации», в котором исследовали правовую реформу и ее последствия для граждан.
Представляя доклад, представительница «Международной амнистии» Никола Дакворт заявила, что с 1991 года правовая база в России расширилась: «Двенадцать лет российских реформ привели к появлению множества новых и прогрессивных законов». Например, в результате правовой реформы был принят новый
Уголовно-процессуальный кодекс, вследствие чего из СИЗО за первые три месяца были освобождены три тысячи человек, задержанных без должных на то оснований. Кроме того, у российских граждан появилась возможность отстаивать свои интересы в судах, в том числе и в Конституционном. Однако, по словам Дакворт, несмотря на принятие новых законов, недостатки в практике их применения «приводят к тому, что многие люди до сих пор лишены должной защиты», и отдельные группы населения России все еще остаются совершенно беззащитными перед произволом. А российские власти еще в начале 1990-х заявившие о «создании государства, основанного на принципе верховенства права», по политическим причинам продолжают нарушать права своих граждан.
В докладе эксперты «Международной амнистии» вновь заявили о жестоком обращении с заключенными, ограничении прав детей с умственными отклонениями, нарушении прав человека в Чечне и незаконности московской прописки.
Как сообщили исследователи, отбывающие пожизненное заключение граждане содержатся почти в полной изоляции, что равнозначно жестокому обращению, нарушающему международные нормы. «Условия, в которых отбывается пожизненное заключение, нарушают право заключённых на гуманное обращение и право не подвергаться пыткам либо иным видам жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения», – сказано в документе.
Детям с умственными отклонениями в России, по данным исследователей, отказывают в праве на свободу, образование и жизнь в семье. В интернатах их изолируют только по причине инвалидности, хотя никакой угрозы для общества эти дети не представляют. И, как считают исследователи, «они обречены на абсолютно бессмысленное существование в условиях попечительских учреждений, не обеспечивающих должного уважения к их неотъемлемому человеческому достоинству». При этом, по мнению правозащитников, помещая ребенка в спецучреждения, чиновники не застрахованы от ошибки – механизм защиты от нее в законах до сих пор не прописан.
Никакой помощи от властей не получают и женщины, которых избивают или насилуют в семьях. Хотя от рук собственных родственников ежегодно погибают 14 тысяч женщин, бытовое насилие в качестве отдельного состава преступления в России до сих пор не признается. Также женщины подвергаются насилию и со стороны официальных должностных лиц – в тюрьмах и отделениях внутренних дел, а также повсеместно в Чечне.
Права граждан нарушает и регистрация по месту жительства в Москве. Прописка, считают эксперты «Международной амнистии», мало того что ограничивает свободу передвижения, но и приводит к расовой дискриминации – из столицы постоянно депортируются представители нацменьшинств. Юридическую помощь при этом депортируемым никто не оказывает, а президент с незаконной практикой, применяемой в столице, почему-то не борется.
В Чечне, заявили исследователи, не действуют многие новые законы. Расследование военных преступлений, согласно международным стандартам, не ведется, а виновные не наказываются.
К нарушению прав граждан в России правозащитники прибавили еще и отказ в удовлетворении исков заложников «Норд-Оста».
По мнению экспертов, под вопросом остается объективнось Тверского суда и Мосгорсуда, где рассматривались иски от пострадавших в результате теракта. Нарушением прав является и то, что московское правительство отказывается от ответственности за моральный ущерб, нанесенный жертвам теракта, а суды – один за другим отказывают истцам, согласившись выплатить лишь небольшие пенсии потерявшим кормильцев гражданам. К тому же, как отметили представители «Международной амнистии», закон «О борьбе с терроризом» практически не позволяет пострадавшему от «контртеррористической» операции получить компенсацию за причинение вреда. Он «освобождает от ответственности лиц, участвующих в таких операциях, даже если они нарушили права человека».
Кроме того, в России до сих пор нет запрета на смертную казнь, а многие следователи и судьи пренебрегают презумпцией невиновности. При этом практика помилования президентом практически не действует, а у омбудсменов нет реальной власти, чтобы как-то помочь тем, чьи права нарушены, не выполняются даже рекомендации российского уполномоченного по правам человека Олега Миронова.
«Международная амнистия» рекомендовала российским властям все это исправить.
Правозащитники предложили пересмотреть все приговоры о пожизненном заключении, вынесенные по старым УК и
УПК. Внести поправки в закон «О борьбе с терроризмом», чтобы с участников контртеррористических операций могли претендовать на компенсацию. Также рекомендовано прекратить практику экстрадиции подозреваемых в те страны, где они подвергаются риску смертной казни, пыток или несправедливого судебного процесса.
Правозащитники уверены, что власти к ним прислушаются.
Как пояснила корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь московского отделения организации Лидия Аройо, скорее всего, все требования сразу выполнены, конечно, не будут. Но под давлением международной общественности хоть что-то российским властям сделать придется. «Мы постоянно лоббируем свои рекомендации. Например, еще весной, до опубликования доклада, отчет был передан Совету Европы и ООН. В России Никола Дакворт встретилась с руководством нескольких министерств», – рассказала Аройо. По ее словам, «Международная амнистия» уже давно настаивала на опубликовании всех отчётов Европейской комиссии по предотвращению пыток и принятии соответствующих мер. «Полгода назад один из них был опубликован, – сообщила Аройо. – В конце концов под давлением будет сделано и все остальное. Но нам придется повторять и повторять свои требования».
Впрочем, в Комиссии по правам человека при президенте считают, что доклад хорош как научное исследование, а не как руководство к действию.
«Хорошо, что у иностранных правозащитников есть возможность анализировать ситуацию в России за эти 12 лет, – заявила «Газете.Ru» председатель комиссии Элла
Памфилова, – Но изучать то, что происходило до этого, у них возможности не было. А я могу сказать, что в России произошел огромный прорыв в отношении прав человека».
По ее словам, российские правозащитники «знают свои беды» и перечислять проблемы им не надо. «Если международные организации смогут предложить что-то новое, я, конечно, буду рада, – сообщила
Памфилова, – но решаем проблемы все равно мы».
06 ОКТЯБРЯ 09:55
Текст: Вита Лукашина Фото: www.amnesty.org, Газета.Ru
06/10/2003 9:55:00Оригинал материала