ДОКТРИНА НА ВЫРОСТ
В РОССИИ ЗАВЕРШЕНА ВОЕННАЯ РЕФОРМА,
НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Начало октября ознаменовалось важнейшим событием в жизни Российской армии и Военно-морского флота. В Москве прошло совещание высшего командного состава Вооруженных сил РФ, где присутствовал Верховный главнокомандующий, Президент России Владимир Путин и где с поистине сенсационным докладом выступил министр обороны Сергей Иванов. "Масштабные изменения в Вооруженных силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены, - заявил министр. - На повестке дня новый этап - строительство современных Вооруженных сил".
Сокращаться дальше некуда
Но это было не единственное заявление министра, которое привлекло внимание политиков и военных экспертов. Доклад Сергея Иванова и распространенную в кулуарах совещания (а потом и через Интернет) брошюру "Актуальные задачи Вооруженных сил Российской Федерации", где впервые в отечественной истории содержится очень подробная и аргументированная версия этого доклада и планы развития Российской армии и флота на ближайшие 15-20 лет, некоторые издания уже назвали предвыборным пиаровским ходом "партии власти". Другие - "Белой книгой об обороне". А третьи - новой военной доктриной России.
Первый (и, может быть, самый важный, не по счету, а по значению) тезис мы уже упоминали: военная реформа завершена, никаких серьезных перестроек военных структур больше не предусматривается, крупных сокращений Вооруженных сил - тоже. Президент России Владимир Путин заявил: "С 1992 года они были сокращены более чем вдвое - достаточно! "
В конкретных цифрах сокращение выглядит так. В 1992 году Вооруженные силы России (без пограничных, внутренних войск и других военных формирований, которые не входят в состав армии и флота) были равны 2, 75 млн. человек. На 1 августа 2003 года они уже составляли 1, 162 млн. солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицеров. К 2005 году будут равняться одному миллиону. При этом численность генералов и адмиралов в армии и на флоте приравняется к 0, 1 процента, то есть один на тысячу подчиненных. "Это много ниже, чем в Советской Армии, чем в армиях США, Франции и Великобритании, - подчеркнул Сергей Иванов, - и даже меньше, чем в МЧС и ФСБ, как и в других структурах, где законом предусмотрена военная служба".
В МЧС, по сведениям из "Белой книги", один генерал приходится на 440 солдат и офицеров. В ФСБ один генерал "командует" 770 военнослужащими. Еще погоны носят в МВД, где из 649 тысяч милиционеров и СОБРовцев 189, 3 тысячи - это воины внутренних войск; в уголовно-исправительной системе Минюста - 251, 6 тысячи; в Гражданской пожарной службе, переданной под крыло МЧС, - 73 тысячи "штыков"; в самом МЧС - 22, 1 тысячи, в Федеральной службе охраны - 11, 5 тысяч, в железнодорожных войсках - 48 тысяч, а еще - в Государственном таможенном комитете и в Главном управлении специальных программ Президента... Всего в силовых структурах около 3, 2 млн. воинов и 4, 5 млн. гражданских специалистов.
Военная реформа сократила количество видов Вооруженных сил. Их теперь три: Сухопутные войска (321 тыс. чел.); Военно-воздушные силы, в состав которых входят ПВО (148 тыс.); и Военно-морской флот (171 тыс.). Есть три рода войск: Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантные войска.
РВСН, как и авиационные, и морские стратегические ядерные силы, входят в состав Стратегических сил сдерживания (ССС). "Они и дальше будут гарантированно защищать суверенитет, территориальную целостность и другие жизненно важные национальные интересы России и ее союзников", - заявил Сергей Иванов. Наша страна сохранит верность всем подписанным и ратифицированным в отношении ССС международным соглашениям, при этом самостоятельно определит их структуру. И к 2007-2008 году группировка РВСН составит не больше 10 дивизий.
В авиационной составляющей ССС основные усилия направляются на модернизацию тяжелого бомбардировщика Ту-160 как многофункционального самолета, способного применять высокоточные крылатые ракеты в обычном и ядерном снаряжении, а также вести воздушную разведку и ставить помехи. В морской составляющей - на совершенствование качественных характеристик ракетных подводных лодок стратегического назначения, создание нового ракетного комплекса под атомный ракетный крейсер нового проекта.
Ставка на профессионала
Военная реформа, отметил министр, привела и к изменению системы комплектования. С 1 января 2004 года начинает работать федеральная целевая программа частичного перевода рядового и сержантского состава на контрактный принцип комплектования, которая должна привести к сокращению срока службы по призыву и обеспечить профессионалами 72 части и соединения постоянной боевой готовности общей численностью в 132 тысячи человек. К 2008 году эти части должны быть готовы при необходимости в считанные часы отправиться в любой регион страны для немедленного отражения агрессии или решения других боевых задач.
Уже сегодня численность контрактников в армии и на флоте составляет 55 процентов, доля солдат и сержантов среди них - 12 процентов. К 2008 году контрактников будет уже 70 процентов, а число профессионалов среди сержантов превысит 50, 7 процента. Срок срочной службы сократится до одного года, хотя реализация программы частичного перевода Вооруженных сил на контракт не снимает необходимости сохранения и совершенствования системы подготовки мобилизационного резерва.
Определены и расходы на пополнение армии и флота контрактниками. В 2004 году они составят 9, 7 млрд. рублей, которые предполагается истратить на 15, 7 тысячи профессионалов. В 2005-м - 20, 9 млрд. рублей (54, 5 тысячи человек). В 2006-м - 21, 7 млрд. рублей (26, 8 тысячи). В 2007-м - 26, 8 млрд. рублей (50, 6 тысячи воинов). Но эти деньги пойдут не только на оплату денежного довольствия контрактников (надбавки за особые условия службы и интенсивную боевую подготовку предусмотрены в размере 3300 рублей в месяц, в Чечне - до 5000 рублей), но и на создание необходимой инфраструктуры: благоустроенных общежитий и казарм, учебных корпусов, полигонов и стрельбищ.
Безопасности нужна коалиция
У российской военной реформы, считает министр обороны, есть и другие достижения. Среди них - формирование новой системы военно-политических обязательств нашей страны перед своими союзниками (страны СНГ - члены Организации Договора о коллективной безопасности) и установление партнерских отношений с США и НАТО на уровне Вооруженных сил. Эти обязательства неразрывно связаны с новыми национальными интересами России - созданием такой системы международных отношений, где значение военной силы будет минимизировано, а ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Причем отношения с Североатлантическим союзом, по словам Сергея Иванова, будут зависеть от процесса его трансформации, полного изъятия прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и от военного планирования и политических деклараций стран - членов альянса. Однако если НАТО сохранится в качестве военного блока с существующей ныне наступательной военной доктриной, подчеркнул министр, это потребует от России коренной перестройки принципов строительства Вооруженных сил, в том числе и ядерной стратегии.
У России - три врага
По-новому министр обороны России оценил угрозы для своей страны, разбив их на три типа: внешние, внутренние и трансграничные. Но оговорился, что "ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности России". Тем не менее только за счет политических возможностей обеспечить ее невозможно. Существует ряд факторов, неопределенность развития которых может привести к существенному изменению геополитической обстановки в приоритетных для интересов России регионах (это в первую очередь СНГ) или создать прямую угрозу безопасности нашей страны.
Как заметил Сергей Иванов в разговоре с журналистами, "нас мало волнует, что там происходит, к примеру, в Чили или Ботсване, но если это произойдет, предположим... (он, правда, не стал называть конкретную страну, граничащую с Россией. - В. Л.) то мы незамедлительно вмешаемся в эту ситуацию". Как именно собираются вмешиваться российские Вооруженные силы, их руководитель тоже не стал скрывать. "Самыми разными силовыми методами, вплоть до превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства", - сказал министр, а первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский пояснил, что это могут быть и "действия спецподразделений ВДВ или других аналогичных структур".
Тот факт, что руководители российского военного ведомства открыто заявляют о возможности вмешательства во внутренние дела соседних стран, если их действия будут угрожать национальным интересам России или законным интересам, правам и свободам ее граждан, значит очень многое. По крайней мере лишает внешнюю политику страны, в том числе и военную, двусмысленности и недоговоренности.
Другой вопрос - достаточно ли ресурсов у России и ее армии для осуществления подобных действий? Хватит ли на то политической воли у руководства страны? Ответ на него принадлежит времени. Поживем - увидим. Пока же Москва определяется в своем отношении к ядерному оружию как реальному средству поля боя.
"Весьма существенна угроза возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента, - сказал Сергей Иванов, - то есть превращение его из оружия сдерживания в оружие поля боя, что сейчас происходит в отдельных странах. Это потребует, - подчеркнул он, - перестройки всей системы управления войсками и изменения подходов к сдерживанию этих угроз самыми различными военными методами".
Атакующая оборона
Как будут готовиться к противодействию подобным угрозам Вооруженные силы России? Это тема отдельного разговора. Хотя можно подчеркнуть главную задачу, которую поставила перед армией и флотом новая военная доктрина. Это готовность к участию как минимум в трех видах вооруженных конфликтов: локальных, региональных и крупномасштабных войнах, как оборонительных, так и наступательных, при любом варианте развязывания и ведения боевых действий в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе и ОМУ всех видов и разновидностей.
При этом Вооруженные силы России должны быть способны в мирное время и в чрезвычайных ситуациях сохранить потенциал стратегического сдерживания, а силами частей, находящихся в постоянной боевой готовности, без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, успешно решить задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа. Помимо этого, осуществлять миротворческие операции - как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов. В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после масштабного стратегического развертывания решать задачи одновременно в двух локальных войнах. "Мы считаем безответственным в столь сложный для судеб момент ограничивать прерогативы применения армии только внешней сферой", - заявил Иванов.
Основные усилия в оперативной подготовке войск и руководящего состава направляются на освоение новых форм и способов применения войсковых группировок, локализацию и нейтрализацию возможных вооруженных конфликтов и отражение крупномасштабной агрессии с применением как обычных, так и ядерных средств поражения; на совершенствование стиля и методов работы командиров по управлению войсками в условиях сильного информационного и радиоэлектронного противодействия; в бесконтактных и традиционных войнах, в их смешанных вариантах; на отработку вопросов борьбы с воздушно-космическими средствами нападения противника. "Враг не приедет к нам на танке, - предупредил министр обороны. - Танковых "клиньев" больше не будет. Кто думает о них до сих пор, живет устаревшими представлениями. Враг прилетит к нам на самолете или доставит оружие по воздуху".
А качественный анализ состояния боевой техники и оружия Российской армии показывает: сегодня она оснащена современными образцами вооружения на 20-30 процентов. При том что армии США, Великобритании, Франции и Германии имеют такую технику в пределах 70-80 процентов. "Нынешнее состояние вооружений, - заметил Сергей Иванов, - позволяет рассчитывать на некоторый промежуток времени - порядка 10-15 лет, в течение которого необходимо, с одной стороны, обеспечить поддержание существующих средств, с другой - реализовать имеющийся задел в области технологий до уровня, при котором по истечении этого срока можно было бы приступить к массовому перевооружению армии и флота".
Сроки здесь такие: к 2010 году в войсках будет 35 процентов нового вооружения, к 2015-му - 40-45 процентов; а полная замена нынешнего оружия и боевой техники планируется только в 2020-2025 году. Причем в основу системы технического оснащения армии и флота положен метод сбалансированного развития Стратегических сил сдерживания, систем боевого управления (информационное обеспечение) и развития Сил общего назначения. При этом особое внимание уделяется тем образцам и системам вооружений и военной техники, которые оказывают решающее влияние на ход и исход боевых действий: дальнобойному высокоточному оружию, комплексам разведки и целеуказания (наземным, воздушным и космическим), средствам радиоэлектронного подавления, автоматизированным системам управления войсками и оружием.
Огромное значение придается качеству и интенсивности боевой подготовки отдельных мелких тактических групп, действующих самостоятельно, в отрыве от основных сил, и применяющих нестандартные методы борьбы в горно-лесистой местности, а также авиации, налетам часов боевых экипажей и пилотов. Они должны быть доведены до боевых нормативов. Поэтому ежегодные расходы на систему боевой подготовки должны постоянно увеличиваться, заметил министр, и составить в 2004 году 16 процентов от всех средств, отпущенных на оборону.
Расценки на оборону
Где взять средства на реализацию новой военной доктрины? Уровень денежного содержания только в последние месяцы едва приблизился к прожиточному минимуму. Без крыши над головой почти 170 тысяч людей в погонах - каждый третий офицер. Что их ждет?На эти вопросы "Белая книга" тоже пытается дать исчерпывающие ответы. Но сначала о другом. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что никаких дополнительных расходов на оборону представленная им Концепция развития Вооруженных сил России не потребует. "Мы не собираемся делать заявок на дополнительное финансирование, - сказал он. - Не требуем от правительства больше, чем оно может дать. Будем исходить из того, что есть".
Он пояснил, что новая доктрина пока не прошла обкатку ни в Минфине, ни в Министерстве экономического развития, она согласована только с Министерством иностранных дел и с президентом. Но есть уверенность, что, если бюджет будет выделять армии и флоту на национальную оборону не меньше 2, 6 процента ВВП (внутреннего валового продукта), а потом поднимет планку и до утвержденной Советом безопасности цифры в 3, 0 процента, то все цели, поставленные в "Актуальных задачах развития Вооруженных сил Российской Федерации", будут достигнуты. Если в ближайшие годы ВВП возрастет в два раза, то и расходы на национальную оборону увеличатся тоже в два раза.
Пока же, как утверждают специалисты, оборонный бюджет 2004 года не вселяет оптимизма при решении самых острых проблем армии и флота. Вот официальные цифры: в 2002 году на закупку ГСМ (горюче-смазочных материалов) бюджет не додал армии и флоту 2, 2 млрд. рублей. В 2003 году боевая подготовка воинских частей, авиационных, военно-морских и других специалистов была обеспечена горючим на 30-40 процентов. Потребность в ремонте основного вооружения и боевой техники удовлетворена на 20-25 процентов. Понятно, что в таких условиях профессионализм водителей боевых машин, командиров кораблей, тех же пилотов, инженеров и техников, обслуживающих, в частности, такую сложную и высокоинтеллектуальную технику, как стратегический бомбардировщик или истребитель-перехватчик, их натренированность и боевое мастерство день за днем приходят в упадок.
И хотя на финансирование расходов по разделу "Национальная оборона" в 2004 году предусмотрено выделить 411 472 653, 4 тысячи рублей, что составляет 2, 69 процента от объема ВВП, а "доля армии и флота" равна 20, 33 процента всех государственных затрат, расходы на закупку специального топлива и горючего опять не соответствуют потребностям Вооруженных сил. По заключению Комитета Государственной Думы по обороне, переданному председателю Комитета по бюджету и налогам Александру Жукову, лимиты на закупку горючего, даже по сравнению с бюджетом 2003 года, уменьшены: по бензину для автомобилей - на 20 процентов, по дизельному топливу - на 15 процентов, по авиационному керосину - на 5 процентов, по флотскому мазуту - на 15 процентов.
При таких лимитах, делает вывод председатель Комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев, налет личного состава ВВС и ВМФ составит не более 32-35 часов при минимальном нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ составят только 16-20 суток при норме 40 суток. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку вооружений и военной техники, их техническое обслуживание на предприятиях оборонной промышленности составят 137366 млн. рублей. Это 33, 38 процента от всех расходов на оборону, но на один процент меньше, чем в 2003 году. "Это ведет к моральному и физическому устареванию вооружений и боевой техники, отставанию от передовых военных держав", - делает вывод думский комитет.
Если такие средства будут выделяться и дальше, то шансы на реализацию "Актуальных задач развития Вооруженных сил Российской Федерации" представляются специалистам минимальными.
Армия - на голодном пайке
Но беда военного бюджета 2004 года, говорят эксперты в области обороны, не только в том, что он не в полной мере отвечает задачам армии: не обеспечивает повышение боевой и специальной выучки военнослужащих, снабжение войск новым оружием и боевой техникой, их ремонт, пополнение запасными частями и проведение регламентного обслуживания, утилизацию выведенных из строя атомных подводных лодок и устаревшего вооружения, выполнение международных договоров. Дело еще и в том, что он "сажает на голодный паек" - не решает ни одной из острейших проблем тех, на кого делает ставку современное руководство Вооруженных сил - профессионалов военной службы.
По официальным данным Министерства обороны, в Вооруженных силах России сегодня у 165 тысяч офицеров и прапорщиков нет жилья. Еще 450 тысяч уволены в запас без предоставления положенной им по закону крыши над головой. За счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом-2003, планировалось построить для военнослужащих к концу нынешнего года 23 тысячи квартир. Но из-за повышения стоимости строительных материалов, электроэнергии и топлива цены на рынке резко подскочили вверх, и Министерство обороны едва дотянет до цифры в 20 тысяч квартир. За счет государственных жилищных сертификатов (ГЖС) эта проблема тоже не решается.
Оборонный бюджет-2004, считают специалисты, отодвигает жилищную проблему армии на более низкий уровень. Капитальные расходы на решение этой задачи за счет всех разделов бюджета планируются в размере 11, 57 млрд. рублей. Это только 13, 5 тысяч квартир. Еще 5, 5 тысяч квартир стоимостью в 5, 07 млрд. рублей получат офицеры и прапорщики, проходящие службу по контракту. 4, 6 тысячи служебных квартир будут выделены военнослужащим отдаленных гарнизонов (нужно
500 тысяч). На государственные жилищные сертификаты могут рассчитывать 3, 4 тысячи семей уволенных и увольняемых в запас военнослужащих.
А с государственными жилищными сертификатами, установленными решением президента и предназначенными для увольняемых в запас, вообще произошла любопытная вещь. В бюджете 2004 года предусмотрена сумма в 6766, 0 млн. рублей на их реализацию. Но срок самой программы ГЖС истекает в конце 2003 года. Никаких решений о ее продлении на будущий год пока нет. Не установлены планы и параметры выпуска этих самых "ваучеров". "Подобное отношение к выполнению государством своих обязательств перед военными, - делают вывод депутаты, - подрывает авторитет Вооруженных сил, веру граждан в готовность и желание федеральной власти выполнять возложенные на нее законом обязательства, снижает привлекательность военной службы". И, понятно, ставит под сомнение способность и готовность правительства реализовать задачи, поставленные в докладе Сергея Иванова и "Белой книге об обороне".
О каком военном строительстве можно вести речь, если он (цитирую заключение Комитета по обороне на проект закона о федеральном бюджете. - В. Л.) "не предусматривает увеличение (индексацию) денежного довольствия военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции"? Повышение окладов по воинской должности и воинскому званию тоже не предусматривается. Не на что рассчитывать и военнослужащим в "горячих точках". Более того, бюджет предлагает установить произвольную (научно и юридически необоснованную) стоимость продовольственного пайка в 20 рублей в сутки при том, что его реальная цена (цена набора продуктов, которые в него входят) превышает 60 рублей.
Что делать?
И Президент страны, Верховный главнокомандующий Владимир Путин, и министр обороны хорошо понимают: офицерский корпус - основа любой военной организации. Его деградация и распад означают девальвацию всей силовой составляющей любого государства. Социальная защита людей в погонах стоит на одном из первых мест в планах строительства новой армии.
Здесь и увеличение денежного содержания - к 2010 году оно должно, по словам министра, возрасти как минимум в четыре раза; и повышение пенсий военнослужащим запаса; и решение жилищных проблем, где упор будет сделан на накопительную систему, что позволит офицеру, отслужившему двадцать и более лет в рядах Вооруженных сил, приобрести собственное жилье в любом регионе страны по социальным нормам; и создание фонда служебного жилья, который позволит освободить гарнизонные жилые городки от людей, потерявших связь с армией, и переселить их в новые дома, выстроенные в больших и не очень больших городах. Много интересных идей содержится в "Белой книге". Они требуют отдельного разговора.
Понятно, что программа, представленная министром Ивановым, это - "доктрина на вырост". Но вот вопрос, который волнует тех, кто сегодня стоит в строю: почему реализацию этих идей надо оттягивать на столь долгий срок - до 2008-2010 года? Почему при столь внушительном профиците бюджета 2004 года - в 83 млрд. рублей - не попробовать начать решение социальных проблем Вооруженных сил уже с будущего года? Нет, не надо делать это за счет остального населения страны - пенсионеров, учителей, врачей. Почему слегка не уменьшить "госзаначку" и не перестать "размазывать" средства, отпущенные на оборонку, что называется, "всем сестрам по серьгам"? Может, лучше сосредоточить их на нескольких "особо кричащих" проблемах - на повышении престижа воинской службы, решении социальных проблем военнослужащих, на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, закупке и ремонте боевой техники?
Трудно не согласиться с министром обороны Сергеем Ивановым: создание высокопрофессиональных Вооруженных сил, оснащенных современным оружием и боевой техникой, - дело не ведомственное, а государственное. В этом должны быть заинтересованы не только военные, но и министры, депутаты Государственной Думы, сенаторы, российское общество. Тогда те трудности, с которыми сталкиваются армия и флот в последнее время, останутся только трудностями роста. И в будущие десятилетия наша страна войдет с Вооруженными силами, соответствующими ее статусу одной из восьми великих держав мира.
***
Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Москва не планирует пока отказываться от нанесения превентивных ударов. "Хотим мы того или нет, превентивное использование силы в современном мире - это реальность. И до тех пор, пока этот принцип жив, мы не будем от него добровольно отказываться, - заявил С. Иванов после переговоров с министром обороны Италии Антонио Мартино. - Мы выступаем за главенство международного права и всех цивилизованных форм и, надеюсь, в последние годы продемонстрировали это не только словами, но и делами. Военные должны быть реалистами. Они должны твердо стоять на земле и видеть существующие угрозы".
***
"Весьма существенна угроза возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента, - сказал Сергей Иванов. - Это потребует, - подчеркнул он, - перестройки всей системы управления войсками и изменения подходов к сдерживанию этих угроз самыми различными военными методами".
Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА "Новости" - специально для "ФК", 11, стр. 22-30, Финансовый контроль
19/11/2003