Бедность профициту не помеха?
В нынешнем году политика благодаря предстоящим выборам будет безусловно довлеть над экономикой. Это касается и важнейших для развития страны документов - прогноза социально-экономического развития РФ до 2006 г. и бюджета РФ на 2004 г. Последний предполагается принять Государственной Думой и передать в Совет Федерации уже к началу декабря. Специалисты сходятся во мнении, что эти сроки вполне реальны, поскольку проект бюджета-2004 концептуально продолжает линию своих предшественников - бюджетов предыдущих пет. Но только вот хорошо это или плохо для развития страны?
Первая заметная и не слишком радующая черта ключевых для развития страны документов - их сохраняющаяся сильная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Развитие России, как и в прежние годы, прорабатывается в двух вариантах: первый, умеренный - при мировой цене на нефть марки Urals около 18, 5 дол./баррель и второй, благоприятный - 22-23 дол./баррель. "Низкая диверсификация экспорта, преобладание в его структуре энергоносителей, сырья и материалов делают весьма зависимым состояние российской экономики и ее бюджетной системы от конъюнктуры мирового рынка, изменений мировых цен на относительно узкую группу товаров", - констатирует прогноз Минэкономразвития. Именно разницей цен на нефть, а не внутренними экономическими процессами определяется и наличие бюджетного профицита ( на 2004 г. он запланирован в размере 83, 4 млрд. руб.), из которого будет создаваться Стабилизационный фонд. Между тем возможность использования такого оптимистичного термина, как "профицит", многими в данном случае ставится под сомнение. Специалисты Российской академии наук (РАН) напоминают, что в расходную часть бюджета-2004, как и в бюджеты трех предыдущих лет, не включено погашение внешнего долга - около 280 млрд. руб. Если прибавить к этой цифре 233, 2 млрд. руб. на его обслуживание и 83, 4 млрд. будущего профицита, то окажется, что из внутреннего оборота в 2004 г. будет отвлечено около 600 млрд. руб., или 26% доходов федерального бюджета (без учета ЕСН)!
А первый вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд, выступая на парламентских слушаниях, посвященных рассмотрению прогноза развития России до 2006 г. и параметров проекта бюджета-2004, призвал обратить внимание на проблему несбалансированности бюджетов различных уровней. Так, прирост доходов бюджетов субъектов РФ, по проекту, должен в 2004 г. составить 108 млрд. руб. Но из этих денег придется на 1/3 индексировать зарплату бюджетникам на сумму 89 млрд. руб., ликвидировать задолженность по зарплате и пособиям и гасить бюджетные ссуды, так что речь, по словам Горегляда, "можно вести скорее о консолидированном дефиците".
Да и свежая практика показывает, что федеральный центр, несмотря на утвержденные бюджетом-2003 (тоже профицитным! ) параметры, вынужден прибегать к дополнительным расходам. Так, по словам председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Жукова, ограничитель нынешнего года по расходам (13% ВВП) уже превышен на 0, 3%. В будущем году центру, скорее всего, придется "в рабочем порядке" снова "отстегивать" регионам на зарплату бюджетникам и подготовку к зиме ЖКХ, признанного в проекте бюджета-2004 неприоритетным.
Что касается снижения налогового бремени, которым гордится федеральное правительство, то здесь тоже не все гладко. Большая проблема - компенсация субъектам выпадающих доходов, в частности связанных с ликвидацией дорожного фонда, отмены налога с продаж и местных налогов (компенсация последних из федерального "кошелька" вообще не предусматривается - в центре считают, что этот вопрос должны решать между собой субъекты и муниципалитеты).
Если же рискнуть заглянуть в будущее еще дальше, например в 2010 г., - временной рубеж, к наступлению которого Президент РФ Владимир Путин призвал в последнем Послании Федеральному Собранию удвоить ВВП и решить проблему преодоления бедности, то поводов для оптимизма будет еще меньше. Специалисты РАН подсчитали, что по наиболее благоприятному, второму, варианту развития страны прирост ВВП за 2003-2006 гг. составит 25, 1%; с прибавленными 2001-2002 гг. (поскольку, по мнению авторов, речь идет о текущем десятилетии) - 37%, или 5, 4% в среднем за год. А в 2007-2010 гг. придется поднатужится и "подрасти" на 46%, или 9, 9% за год. Возможность такого резкого рывка представляется весьма сомнительной.
Бедность в России ликвидируется тоже медленнее, чем хотелось бы: в 2002 г. - 25% россиян с доходами ниже прожиточного минимума, 2003 - 22, 5%, далее по прогнозу с 20, 5% в 2004 до 18% в 2006 гг. Сотрудники РАН обращают внимание, что "шаг" уменьшения с каждым годом снижается. Если так пойдет и дальше, то к 2010 г. за чертой прожиточного минимума останется 14%. Это все равно в два раза превышает допустимый порог экономической безопасности в этой сфере (7%), установленный секцией Научного совета при Совете безопасности РФ.
***
Наиболее актуальной для сокращения бедности является оплата труда бюджетников, которые составляют подавляющую часть работающих бедных в России. Их работодатель - государство предпочитает иметь профицитный бюджет, отдавать внешние долги, чем платить должным образом учителям, врачам, научным и социальным работникам.
(Из экспертного заключения Института экономики РАН)
***
Неоправданно низко (ни по ресурсам, ни по культуре, ни по политическим амбициям) место России в мировом рейтинге по индексу человеческого развития - 60-е место, после Белоруссии и Малайзии, причем еще недавно оно было 40-е. Это в значительной мере происходит из-за господствующей парадигмы управления, когда социальное понимается сугубо как вычет из экономического. Между тем страны "золотого миллиарда" доказали, что экономический прогресс неизменно связан с социальными факторами.
(Из экспертного заключения Института экономики РАН)
Полосу подготовила Лейла Мамедова, 13, стр. 2, Экономика и жизнь (московский выпуск)
19/09/2003