Зарплату бюджетникам повышать нужно, но осторожно
БЮДЖЕТ
Александр ЖУКОВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам
- Проект бюджета-2004, который во многом определит жизнь России в следующем году, еще не прошел первого чтения, но уже вызывает горячие споры, диаметрально противоположные оценки. Правительство не устает нахваливать этот документ, а оппозиция жестко критикует его...
- Еще на этапе предварительного обсуждения мы вели интенсивные консультации по проекту бюджета с представителями Минфина, других ведомств. По ряду статей были высказаны серьезные замечания. Многие наши предложения были приняты, и расходная часть выросла на 68 миллиардов рублей. В целом этот государственный финансовый план объективно лучше предыдущего.
И вообще, за последние несколько лет доходная и соответственно расходная части бюджета из года в год постоянно увеличиваются, притом довольно заметно. В 1999-м объем всех поступлений в казну составлял (в пересчете) 25 миллиардов долларов, в 2003-м - планируется 80 миллиардов, а на 2004-й - 90 миллиардов. За пять лет - рост более чем в три с половиной раза. Или, скажем, темпы инфляции. Этот показатель непрерывно уменьшается: в 2000 году было 20,2 процента; в следующем - 18,6; затем - 15: в нынешнем ожидается - 12-13. А в 2004-м ставится задача не допустить роста цен более чем на 8-10 процентов.
- На бумаге все выглядит красиво, потому что сегодня мировые цены на нефть высокие. А если они резко упадут - не окажутся ли россияне у разбитого корыта?
- Важная особенность бюджета-2004 как раз в том и состоит, что в него заложен определенный запас прочности. Во-первых, он является, как и в 2003-м, профицитным, то есть будущие доходы превысят запланированные расходы. Во-вторых, со следующего года создается стабилизационный фонд, куда будут складываться дополнительные доходы от высоких мировых цен на нефть и газ. Отличие его от существующего финансового резерва в том, что сейчас все деньги находятся как бы в одном бюджетном кармане, а с 2004-го фонду выделят, можно сказать, особую "кладовую". Для входа в нее Минфину или правительству потребуется уже специальное разрешение Госдумы.
- Повышение с 1 октября зарплаты бюджетников в среднем на треть подается как большой подарок учителям, врачам, библиотекарям. Но ведь в будущем правительство решило не проводить очередную индексацию, хотя Минтруд выступал с таким предложением и направлял в Минфин необходимые расчеты. Не будет повышаться до предлагавшихся Минтрудом 720 рублей и минимальная зарплата. Сегодня все ставки Единой тарифной сетки ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, да и после предстоящего увеличения эта позорная ситуация сохранится для 16 из 18 разрядов.
- Ни один человек, думаю, не станет спорить с тем, что работники бюджетной сферы получают мало. Средняя начисленная зарплата в здравоохранении составляла в июне 3943 рубля, в сфере образования - 3720, культуры и искусства - 3679...
Где выход? Оставим за скобками известные рекомендации об интенсивности труда, работе по совместительству ... Принципиальный вопрос - есть ли в стране финансовые возможности для более энергичного повышения тарифных ставок. Ответ таков: возможности есть, но источник только один - финансовый резерв (с нового года - стабилизационный фонд). Многие оппоненты как раз и предлагают: давайте используем эти средства. Мол, у миллионов россиян недопустимо низкая зарплата, а деньги лежат мертвым грузом. Эти деньги предлагается направить и на повышение зарплаты и на инвестиционные проекты. Можно ли пойти этим путем? Можно. Но тогда все мы должны согласиться с тем, что страна вступает на весьма рискованный путь. 30-40 процентов дохода госбюджета зависят от цен на нефть. Если они будут оставаться на высоком уровне - все хорошо, а вдруг резко упадут? Согласимся ли мы на повторение ситуации августа 1998-го или пойдем на снижение социальных расходов? Словом, если выбираем осторожный путь, тогда повышение зарплаты бюджетников будет умеренным, а если рисковый, то прибавку к доходам учителей и врачей можно значительно увеличить.
- Вы-то за какой вариант?
- За первый. При этом я не хотел бы выступать этаким противником повышения зарплаты. Она должна расти - это несомненно. Но надо исходить из имеющихся возможностей. Нынче меня, например, волнует, справятся ли регионы с предстоящим увеличением ставок даже на 33 процента. Во многих субъектах Федерации на оплату труда идет 50, а то и 70 процентов доходов регионального бюджета (безопасный порог - 30). То есть на этих территориях не остается достаточных средств на развитие жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства. Несмотря на дополнительную помощь в 21 миллиард рублей, на местах денег может не хватить. Значит, надо будет еще изыскивать ресурсы.
- Многие специалисты считают, что не следовало отменять налог с продаж. Цены не снизятся, а региональные бюджеты потеряют много денег. Ваше мнение?
- Я тоже полагаю, что отмена налога с продаж - ошибка. Надо было начинать не с него и не с НДС, а с Единого социального налога (ЕСН). Именно из-за него немалая часть зарплаты выдается в "тени". Снижение ЕСН - одна из самых актуальных задач, если мы всерьез озабочены развитием экономики.
- Опыт развитых стран свидетельствует: мощным "мотором" экономики является малый бизнес. Но в России эта сфера "буксует"...
- Если говорить о причинах, я бы выделил несколько принципиальных моментов. Во-первых, налоги. Сейчас здесь ввели упрощенную систему для малого и среднего бизнеса. Объем налогов уже не так давит на малый бизнес. Однако по-прежнему очень сложная бухгалтерия. Малым предприятиям трудно вести ее. Во-вторых, критерий, по которому предприятие относят к сфере малого бизнеса. По настоянию правительства установлена такая планка - 15 миллионов рублей годового оборота. Этого явно недостаточно. Нормально малые предприятия вынуждены "дробиться", чтобы соответствовать утвержденным критериям. Ситуация ненормальная. Мы в Думе неоднократно обсуждали этот вопрос, и правительство, кажется, его начинает понимать. И третья причина, которая стала главной, - административный гнет: бесконечные проверки, поборы со стороны всех. Санитарные нормы, пожарные... И милиция - на первом месте.
- Будет ли рубль и дальше укрепляться?
- Проведем несложные расчеты. При запланированных темпах инфляции покупательная способность рубля уменьшится на 10 процентов. А доллара в Америке - скажем, на 2 процента. Значит, курс рубля вроде должен бы понизиться на 8 процентов. На самом же деле, я полагаю, что курс будет таким, как указано в прогнозе - 31,2, может быть, 31 рубль за доллар.
Так что свои трудовые сбережения сегодня выгоднее хранить в рублях: и ставки банковские выше, и национальная валюта укрепляется. Иными словами, доходы по рублевым счетам выше, чем по долларовым.
"Труд"
18, стр. 5, Экономические новости России и Содружества
26/09/2003