Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Жуков А.Д. (фото с сайта edinros.ru)

Интернет-конференция
Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Александра Дмитриевича Жукова
"Федеральный бюджет 2004 г. Межбюджетные отношения и денежно-кредитная политика государства"

Обзор публикаций СМИ


Зарплату бюджетникам повышать нужно, но осторожно

БЮДЖЕТ

Александр ЖУКОВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам

- Проект бюджета-2004, который во многом определит жизнь России в следующем году, еще не прошел первого чтения, но уже вызывает горячие споры, диаметрально противоположные оценки. Правительство не устает нахваливать этот документ, а оппозиция жестко критикует его...

- Еще на этапе предварительного обсуждения мы вели интенсивные консультации по проекту бюджета с представителями Минфина, других ведомств. По ряду статей были высказаны серьезные замечания. Многие наши предложения были приняты, и расходная часть выросла на 68 миллиардов рублей. В целом этот государственный финансовый план объективно лучше предыдущего.

И вообще, за последние несколько лет доходная и соответственно расходная части бюджета из года в год постоянно увеличиваются, притом довольно заметно. В 1999-м объем всех поступлений в казну составлял (в пересчете) 25 миллиардов долларов, в 2003-м - планируется 80 миллиардов, а на 2004-й - 90 миллиардов. За пять лет - рост более чем в три с половиной раза. Или, скажем, темпы инфляции. Этот показатель непрерывно уменьшается: в 2000 году было 20,2 процента; в следующем - 18,6; затем - 15: в нынешнем ожидается - 12-13. А в 2004-м ставится задача не допустить роста цен более чем на 8-10 процентов.

- На бумаге все выглядит красиво, потому что сегодня мировые цены на нефть высокие. А если они резко упадут - не окажутся ли россияне у разбитого корыта?

- Важная особенность бюджета-2004 как раз в том и состоит, что в него заложен определенный запас прочности. Во-первых, он является, как и в 2003-м, профицитным, то есть будущие доходы превысят запланированные расходы. Во-вторых, со следующего года создается стабилизационный фонд, куда будут складываться дополнительные доходы от высоких мировых цен на нефть и газ. Отличие его от существующего финансового резерва в том, что сейчас все деньги находятся как бы в одном бюджетном кармане, а с 2004-го фонду выделят, можно сказать, особую "кладовую". Для входа в нее Минфину или правительству потребуется уже специальное разрешение Госдумы.

- Повышение с 1 октября зарплаты бюджетников в среднем на треть подается как большой подарок учителям, врачам, библиотекарям. Но ведь в будущем правительство решило не проводить очередную индексацию, хотя Минтруд выступал с таким предложением и направлял в Минфин необходимые расчеты. Не будет повышаться до предлагавшихся Минтрудом 720 рублей и минимальная зарплата. Сегодня все ставки Единой тарифной сетки ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, да и после предстоящего увеличения эта позорная ситуация сохранится для 16 из 18 разрядов.

- Ни один человек, думаю, не станет спорить с тем, что работники бюджетной сферы получают мало. Средняя начисленная зарплата в здравоохранении составляла в июне 3943 рубля, в сфере образования - 3720, культуры и искусства - 3679...

Где выход? Оставим за скобками известные рекомендации об интенсивности труда, работе по совместительству ... Принципиальный вопрос - есть ли в стране финансовые возможности для более энергичного повышения тарифных ставок. Ответ таков: возможности есть, но источник только один - финансовый резерв (с нового года - стабилизационный фонд). Многие оппоненты как раз и предлагают: давайте используем эти средства. Мол, у миллионов россиян недопустимо низкая зарплата, а деньги лежат мертвым грузом. Эти деньги предлагается направить и на повышение зарплаты и на инвестиционные проекты. Можно ли пойти этим путем? Можно. Но тогда все мы должны согласиться с тем, что страна вступает на весьма рискованный путь. 30-40 процентов дохода госбюджета зависят от цен на нефть. Если они будут оставаться на высоком уровне - все хорошо, а вдруг резко упадут? Согласимся ли мы на повторение ситуации августа 1998-го или пойдем на снижение социальных расходов? Словом, если выбираем осторожный путь, тогда повышение зарплаты бюджетников будет умеренным, а если рисковый, то прибавку к доходам учителей и врачей можно значительно увеличить.

- Вы-то за какой вариант?

- За первый. При этом я не хотел бы выступать этаким противником повышения зарплаты. Она должна расти - это несомненно. Но надо исходить из имеющихся возможностей. Нынче меня, например, волнует, справятся ли регионы с предстоящим увеличением ставок даже на 33 процента. Во многих субъектах Федерации на оплату труда идет 50, а то и 70 процентов доходов регионального бюджета (безопасный порог - 30). То есть на этих территориях не остается достаточных средств на развитие жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства. Несмотря на дополнительную помощь в 21 миллиард рублей, на местах денег может не хватить. Значит, надо будет еще изыскивать ресурсы.

- Многие специалисты считают, что не следовало отменять налог с продаж. Цены не снизятся, а региональные бюджеты потеряют много денег. Ваше мнение?

- Я тоже полагаю, что отмена налога с продаж - ошибка. Надо было начинать не с него и не с НДС, а с Единого социального налога (ЕСН). Именно из-за него немалая часть зарплаты выдается в "тени". Снижение ЕСН - одна из самых актуальных задач, если мы всерьез озабочены развитием экономики.

- Опыт развитых стран свидетельствует: мощным "мотором" экономики является малый бизнес. Но в России эта сфера "буксует"...

- Если говорить о причинах, я бы выделил несколько принципиальных моментов. Во-первых, налоги. Сейчас здесь ввели упрощенную систему для малого и среднего бизнеса. Объем налогов уже не так давит на малый бизнес. Однако по-прежнему очень сложная бухгалтерия. Малым предприятиям трудно вести ее. Во-вторых, критерий, по которому предприятие относят к сфере малого бизнеса. По настоянию правительства установлена такая планка - 15 миллионов рублей годового оборота. Этого явно недостаточно. Нормально малые предприятия вынуждены "дробиться", чтобы соответствовать утвержденным критериям. Ситуация ненормальная. Мы в Думе неоднократно обсуждали этот вопрос, и правительство, кажется, его начинает понимать. И третья причина, которая стала главной, - административный гнет: бесконечные проверки, поборы со стороны всех. Санитарные нормы, пожарные... И милиция - на первом месте.

- Будет ли рубль и дальше укрепляться?

- Проведем несложные расчеты. При запланированных темпах инфляции покупательная способность рубля уменьшится на 10 процентов. А доллара в Америке - скажем, на 2 процента. Значит, курс рубля вроде должен бы понизиться на 8 процентов. На самом же деле, я полагаю, что курс будет таким, как указано в прогнозе - 31,2, может быть, 31 рубль за доллар.

Так что свои трудовые сбережения сегодня выгоднее хранить в рублях: и ставки банковские выше, и национальная валюта укрепляется. Иными словами, доходы по рублевым счетам выше, чем по долларовым.

"Труд"



18, стр. 5, Экономические новости России и Содружества
26/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Жукова А.Д
Госдума РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госдума РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации