Милицейский бюджет
Правительство сделало все возможное, чтобы максимально облегчить прохождение бюджета-2004 в Думе, но депутаты все-таки намерены поторговаться Вчера правительство после пятичасового обсуждения приняло проект федерального бюджета-2004. Обошлось без особого торга с депутатами. Чтобы облегчить прохождение бюджета в Думе основные "пожелания" центристов учли заранее:увеличили финансирование раз строительства жилья для молодежи в 12, сноса ветхого жилья - в 2 раза, космических программ - на 3 млрд. рублей, сельского хозяйства - тоже на 3 млрд, строительства метро - на 1 млрд. Выпадающие доходы по дорожному строительству будут компенсированы за счет фонда финансовой поддержки регионов в размере 39 млрд. рублей. После такой "большой работы" главный финансовый документ страны, по словам главы
бюджетного комитета Думы
Александра Жукова "имеет большие шансы на прохождение через парламент". Бюджет 2004 года устраивает всех. Он выдержан в русле основных тенденций государственной политики последних лет . Во-первых, правительство пытается уйти от государственных инвестиций и непосредственного вмешательства в экономику. Во-вторых, власть опирается на силовые структуры. В-третьих, она склонна делать демонстративные популистские шаги, увеличивая социальные выплаты. Поэтому во всех бюджетах последних лет, с одной стороны, уменьшались ассигнования на реальные сектора экономики, а с другой - увеличивалось финансирование статей, связанных социальными вопросами, обороной и безопасностью. Та же тенденция сохранилась и в бюджете-2004 года. Единственная его отличие - сокращение доли расходов на социальную политику в общей сумме бюджетных расходов с 6,4 до 6,1%. Главным образом за счет статьи "пенсии военнослужащим": в предыдущие годы численность вооруженных сил сокращалась, и , соответственно, военных пенсионеров поубавилось. Впрочем, это не отменяет приоритеного финансирования самих военных. А больше всего в будущем году вырастет бюджетное финансирование органов внутренних дел и судебной власти. Государство явно делает акцент на укрепление судебно-полицейской системы. Расходы на органы внутренних дел вырастут с 69 до 116 млрд. рублей. В общей сумме государственных расходов, ассигнования на МВД увеличиваются с 2,9 до 4,4%. Столь же значительно вырастетт и финансирование судебной системы - с 25,5 до 33,3 млрд. руб., или с 1,1 до 1,3%. А вот финансирование органов государственной безопасности, как ни странно, уменьшится. Зато рост расходов на образования оказался - в процентах - примерно таким же, как и на оборону. Расходы же на различные отрасли экономики продолжают "сжиматься". Совокупные ассигнования на все отрасли народного хозяйства (промышленность, аграрный сектор, транспорт и т.д.) в бюджете нынешнего года составляли 4,3% от общей суммы расходов, а в будущем году их доля усохнет до 3,8%. Обслуживание госдолга обойдется бюджету примерно в туже сумму, что и в прошлом году, однако в структуре бюджетных выплат несколько увеличится доля выплат по внутреннему долгу. Но особо хотелось бы обратить внимание "Помощь бюджетам других уровней". Как известно, представители федеральной власти много говорят о том, что готовы компенсировать регионам их выпадающие расходы. Но в общей сумме федеральных расходов доля помощи региона в будущем году снизится с 31 до 30,3%. Это означает, что объем финансирования по данной статье уменьшится с 5,7 до 5,3% ВВП. Цифры говорят о том, что финансовая помощь регионам не относится к числу приоритетных направлений госполитики. И, как полагает Александр
Жуков, именно это странет основным пердметом торга при прохожденнии бюджета в парламенте.