БЮДЖЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
Сначала депутатов пугали. Премьер-министр Касьянов предупредил: следующий год ожидается «переломным» в смысле расходов, на увеличение их надеяться не следует, поэтому надо готовиться к тому, что бюджет-2004 будет жестким. Теперь, когда законопроект объемом в 1500 страниц одобрен на заседании правительства совместно с представителями четырех центристских фракций и вот-вот будет внесен в Думу, все выглядит иначе. Министерство финансов проявило удивительную гибкость. Попросили депутаты поднять расходы на оборону не менее чем на 10 млрд. рублей – обещало прибавку в 20 млрд. Попросили увеличить расходы на космос – согласилось увеличить соответствующую статью на 3 млрд. Столько же добавило сельскому хозяйству. Не обидело правоохранительные органы и судебную систему.
В итоге первоначальные опасения и предупреждения о предстоящей трудной дискуссии вокруг основных параметров законопроекта сменились оптимистическими и даже благодушными высказываниями. «Предложения депутатов услышаны, основные проблемы решены», – говорит лидер фракции ОВР Вячеслав Володин. «Шансы на прохождение бюджета в Думе довольно велики, и поправок, серьезно влияющих на концепцию бюджета, не будет», – предрекает глава бюджетного комитета нижней палаты Александр Жуков. Правда, представители тех фракций, которые не присутствовали (не были приглашены?) на заседании, наверняка постараются в ходе первого чтения 19 сентября подвергнуть проект критике, но позиция центра, вероятно, превратит ее в обычную предвыборную риторику.
В специальном послании президента главные задачи бюджетной политики сформулированы достаточно четко: повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Что в этом смысле предлагает правительство?
Основная отличительная черта проекта бюджета на следующий год – создание стабилизационного фонда, намечаемого в объеме порядка 83 млрд. рублей. «Финансовая подушка» должна помочь стране пережить возможное падение цен на нефть и избавить от угрозы кризисов, подобных дефолту 1998 года. Тратить эти деньги пока не станут, если не возникнут чрезвычайные обстоятельства (скажем, цена нефти опустится ниже $20 за баррель). Если же такого не произойдет, то фонду предстоит расти, и к 2007 году он может составить около 700 млрд. рублей – своего рода государственная заначка. Фонд будет создан за счет вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и налога на добычу природных ископаемых.
При этом налоговую нагрузку в целом планируется снизить примерно на полтора процентных пункта от ВВП. Стало быть, больше денег останется в экономике. И это, как особо отметил Михаил Касьянов, стало возможно вследствие предписываемого сокращения «неэффективных расходов» как в центре, так и на местах, а также из внебюджетных фондов – в общей сложности на те же полтора процента. Все это, по словам главы Минфина Алексея Кудрина, должно способствовать поддержанию макроэкономической стабильности в стране.
Индексировать пенсии предполагается так, чтобы прибавка на 5–7 процентов превосходила инфляцию. Это меньше, чем в нынешнем году, но все же взятый ранее курс будет продолжен. Кстати, общий годовой рост цен правительство рассчитывает удержать в пределах 10%, и это, по-видимому, будет последний год с двузначной цифрой инфляции. В 2005 году ее надеются сбить до 5–7 процентов.
Существенную долю собранных правительством средств намечено израсходовать на зарплаты бюджетникам. При этом на субъекты Федерации придется меньшая доля (примерно две пятых) таких расходов – остальное доплатит федеральный центр.
Можно сказать, что на теперешней росписи государственных доходов и расходов, какой ее видит правительство, сказались два обстоятельства: достаточно благоприятная конъюнктура этого года и предстоящие выборы. Из-за последних, кстати, депутатам придется поторопиться и принять главный закон страны побыстрее.
Валерий Бегишев