Раскаявшихся олигархов не простят
Депутаты напоследок занялись бюджетом и уголовным кодексом
ВЧЕРА Госдума приняла в третьем чтении проект бюджета на 2004 год. Депутаты договорились, на что тратить деньги уже конкретно - по объектам, по территориям, по программам в пределах тех сумм, что утверждены по разделам во втором чтении.
Ко вчерашнему заседанию думский Комитет по бюджету и налогам, рассмотрев несколько тысяч поправок, весь "бюджетный пирог" разделил. По сравнению с первоначальным вариантом, предложенным Правительством, цифры несколько изменились. Были перераспределены расходы на государственное управление и местное самоуправление - дополнительные 89, 5 миллиона рублей выделены для Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. За счет боевой подготовки увеличены средства на обеспечение личного состава войск. Больше выделено денег на санаторное лечение силовиков и ведомственное здравоохранение. Увеличены средства, выделяемые на фундаментальные исследования, на программу развития гражданской авиационной техники, на федеральную целевую программу "Жилище". Произведено распределение всех дотаций, всех субвенций и компенсационных выплат, направляемых в регионы.
Попытались депутаты решить по справедливости и проблему акцизов на горюче-смазочные материалы. Как сказал, представляя проект главного финансового документа страны в третьем чтении, председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков, львиная доля этих акцизов доставалась 22 регионам. Теперь те 60 процентов акцизных сборов, что положены территориям, распределены по-новому: десять процентов остаются там, где эти доходы собираются, а 50 процентов идут в Федеральное казначейство на спецсчет, а потом распределяются в зависимости от количества автомобилей и протяженности дорог на территории субъекта Федерации. По словам Александра Жукова, при таком порядке подавляющее большинство регионов окажутся в "плюсе".Но так называемые высокодотационные регионы будут обязаны перейти на обслуживание в Федеральном казначействе. Это условие не очень нравится губернаторам. И представителям Правительства нелегко было убедить депутатов, сомневающихся в целесообразности этой меры, что это не наказание и не покушение на полномочия субъектов Федерации, а помощь им. Очень не хотело принимать такую "помощь" Приморье. Оттуда поступила просьба исключить край из списка высокодотационных. Но Александр Жуков, поддержанный большинством депутатов, остался непреклонным: подход ко всем регионам должен быть одинаков.
Закон о федеральном бюджете - единственный документ, который проходит в Думе четыре чтения. Но "читается" он, конечно, гораздо больше. Теперь в практике еще нулевое чтение, когда
депутаты вместе с Правительством начинают работать над проектом еще до внесения его в палату. И продолжают до самой последней минуты перед голосованием. Вот и вчера думцы нередко покидали свои места в зале - очень притягивала ложа, где сидели представители Правительства. Каждому хотелось вернуться в свои регионы накануне парламентских выборов с подарком: кто просил денег на жилищные субсидии, кто - на дорогу, кто - на долгострой.
Иногда для поддержки своих просьб призывали в свидетели министра финансов Алексея Кудрина: "Нам же было обещано! " Но торг окончен. "Мы не на очной ставке, а на заседании Госдумы", - прерывала претензии коллег первый вице-премьер палаты Любовь Слиска.
Центристы также вели с Правительством консультации весь вчерашний день. Им, по словам лидера фракции ОЕР Вячеслава Володина, удалось сверх того, что уже учтено в проекте бюджета, добиться согласия Правительства на индексацию зарплаты бюджетников в будущем году.
По мнению Любови Слиски, проект бюджета на 2004 год - это бюджет развития реальной экономики, который в то же время "имеет социальную составляющую". Осталась недовольна проектом бюджета фракция "Яблоко" как раз из-за того, что "социальную составляющую" посчитала маленькой.
Четвертое, окончательное чтение проекта бюджета на 2004 год Дума проведет в свой последний рабочий день - 28 ноября.
Кроме того, вчера Госдума устроила небольшой перерыв в рассмотрении бюджета, чтобы вновь поправить Уголовный кодекс - "в части гуманизации уголовно-правовых норм".
Депутаты, вероятно, посчитали, что зашли в этом процессе дальше, чем требовалось. Они проявили гуманность не только к тем людям, которые по недоразумению или недомыслию совершили преступление, к тому же не представляющее особой опасности для общества. Но и к тем, кто начинает исполнять закон только тогда, когда его "схватят за одно место". Поэтому президентский законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", принятый во втором чтении в минувший вторник, думцы вернули во второе чтение. И внесли в него поправки депутатов М. Бугеры ("Регионы России"), Ф. Гайнуллиной ("Отечество - Единая Россия"), И. Лебедева (ЛДПР), Г. Райкова ("Народный депутат") и В. Резника ("Единство - Единая Россия"), которые исключают из УК нормуо "деятельном раскаянии". Раскаявшиеся олигархи (и не только они), заплатив налоги и штрафы после того, как были уличены правоохранительными органами в нарушении налогового законодательства, не будут прощены.
Александр Жуков знает, где деньги лежат.
Кого в первую очередь коснется такая правка Уголовного кодекса, долго гадать не надо было. В кулуарах Охотного Ряда вчерашние поправки депутатов назвали рождественским подарком Михаилу Ходорковскому и Василию Шахновскому. Ведь если бы "деятельное раскаяние" оставалось в УК, шансы избежать уголовного наказания у нынешнего узника "Матросской тишины" были бы реальнее.
Первый заместитель фракции СПС Борис Надеждин попытался напомнить коллегам, возражая против исключения из УК "деятельного раскаяния", что неуплата налогов - это необязательно злой умысел, чаще - ошибка. И больше половины российских предприятий замечены в таких грехах. "Если ущерб бюджету компенсирован, да еще и штрафы полностью уплачены, зачем человека в тюрьму сажать? " - спрашивал он своих коллег. Отклик получил только у коммуниста Николая Коломейцева, который не понимал, зачем в такой спешке принимать поправки, "розданные за час до голосования". Ответом им было голосование. Законопроект уже во второй раз прошел второе чтение, а следом и третье. И стал законом, делающим наш Уголовный кодекс гуманнее для тех, кто, по мнению большинства Думы, того заслуживает.
Тамара Шкель, 238, стр. 4, Российская Газета
22/11/2003