С 2004 года правительство само будет распределять доходы от налогов между регионами
С 2004 года регионам, добывающим нефть, придется делиться доходами со своими менее богатыми соседями. Правительство отберет у богатых областей часть налогов и будет распределять их по своему усмотрению. Это стало главным отличием проекта бюджета-2004, который вчера депутаты принимали в третьем чтении, от бюджета 2003 года. Другое отличие заключается в том, что бюджет-2004 приняли почти бесшумно. И почти без изменений - в том виде, в каком бюджет захотело увидеть правительство.
Вчера Государственная дума выполнила свой последний долг перед выборами - приняла бюджет-2004 в третьем чтении. Проект, внесенный правительством в парламент в конце лета, почти не изменился. Еще в сентябре центристские фракции ("Единая Россия", "Народный депутат" и "Регионы России") договорились с правительством о том, что в бюджете текущего года появятся дополнительные расходы. В итоге, отдав 70 млрд рублей на социальные нужды в 2003 году, правительство взяло с центристов обещание не менять структуру бюджета-2004.
Обещание центристы сдержали: когда принимали бюджет во втором чтении, ни одна поправка с требованием увеличить ту или иную статью не прошла. К третьему чтению бюджет изменился чисто номинально. Депутаты перераспределили доходы между регионами. Принятые вчера поправки означают, что в следующем году у федерального центра окажется больше денег. Но лишь для того, чтобы перераспределить их между регионами так, чтобы всем досталось поровну.
Так, со следующего года изменится система распределения акциза на горюче смазочные материалы. Прежде 40% этого налога получал федеральный бюджет, остальное полностью уходило в региональные бюджеты. Это означало, что больше средств получали регионы, в которых добывалась нефть. Остальные же были этим недовольны. С 2004 года 40% акциза будет оставаться в федеральном центре, 10% уйдет в региональный бюджет, а остальное - 50% - федеральный центр будет распределять по своему усмотрению.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, это позволит выравнять распределение налогов по стране. А регионам, обделенным в прошлом году, увеличить финансирование строительства дорог.
Предусматривается в бюджете-2004 и помощь областям, которые могут понести потери после отмены 5%-ного налога с продаж и увеличения зарплат бюджетникам. По оценкам Минфина, только от отмены налога с продаж регионы могут потерять 60 млрд рублей. Частично потери будут компенсированы передачей части налогов из федерального центра в регионы. Однако этого может не хватить, и в бюджете-2004 предусмотрен 21 млрд рублей для помощи региональным бюджетам. По словам председателя бюджетного комитета Думы Александра Жукова, из них 15,2 млрд рублей распределены между регионами по двум критериям -компенсация зарплат бюджетникам и компенсация выпадающих доходов в связи с налоговыми изменениями. Еще 5 млрд рублей будут находиться в резерве и распределяться правительством в течение года. Использовать его скорее всего будут в чрезвычайных ситуациях -например, при крупных авариях на теплотрассах.
Главной особенностью бюджета-2004 стало то, что депутаты потратили минимум усилий на его корректировку. Критика в адрес главного финансового документа звучала лишь при большом скоплении телекамер и выглядела как откровенный предвыборный пиар оппозиционеров. На бюджетном комитете Думы, где в течение последних недель депутаты обсуждали суть поправок с правительством, оппозиционеры почти не появлялись.
По мнению макроаналитиков, такое "тихое" обсуждение бюджета - показатель экономической стабильности. "В предыдущие годы бесконечные поправки нарушали бюджетную логику, - говорит директор центра макроэкономических исследований "БДИ Юникон" Елена Матросова. - А сейчас технология принятия бюджета вынесена за пределы пленарных заседаний. И это правильно, так как нынешний проект бюджета более согласован и сбалансирован".
В то же время, по мнению гендиректора "Экономической экспертной группы" Максима Куликова, стабильность проявляется и в том, что "в целом глобальных отличий бюджета-2004 от бюджета этого года нет. За исключением появления Стабилизационного фонда и попытки начать среднесрочное планирование: вместе с бюджетом на следующий год представляется план на 2005-2006 годы".
Однако не всем депутатам эта "тишина" была по нраву. Вчерашнее пленарное заседание началось с легкого скандала. Коммунисты и "Яблоко" предложили коллегам бюджет не обсуждать и вернуть на второе чтение. По их мнению, очень много минусов оказалось в итоговом варианте. Например, к таковым "Яблоко" отнесло процедуру принятия бюджета - слишком, по мнению "Яблока", лоббистскую.
Коммунистов разочаровала антисоциальная направленность бюджета. Депутатам из СПС бюджет-2004 тоже не понравился. По их мнению, распределение доходной части бюджета оказалось централизованным в федеральном бюджете. Регионы же должны получить лишь 40% доходов в следующем году. Заместитель председателя фракции СПС Борис Надеждин заметил, впрочем, что в бюджете есть и позитив: продолжение снижения налогового бремени с 40 до 35 процентов. К положительным моментам он также отнес то, что "по требованию фракции СПС удалось на 90 процентов открыть военно-оборонный бюджет".
Как ни странно, успокоили товарищей депутаты из фракции ЛДПР (с самого начала тоже скептически отзывавшиеся о бюджете-2004). Алексей Митрофанов предложил коллегам успокоиться и не делать вид, что бюджет их категорически не устраивает: "Все равно, кроме десятка депутатов и нескольких чиновников из Минфина, бюджет никто не читал".
Фото:
- Алексей Кудрин возьмет налоги в свои руки
Екатерина ВЫХУХОЛЕВА, 215, стр. 4, Известия
22/11/2003