8 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Наиболее проработанной программой изъятия сверхдоходов обладают центристы
НЕ БУДЕТ преувеличением сказать, что тема "природной ренты" стала основной предвыборной риторикой. О ренте сейчас не говорит только ленивый. Как, сколько, у кого ее изымать, спорят все, кому ни лень.
Право, несколько смешно наблюдать, как о столь важной для страны теме с умным видом рассуждают представители карликовых партий, которым не видать Думы как собственных ушей. Немногим лучше и рассуждения большинства партий, для которых проход в Думу - вещь более реальная. Чаще всего от их предвыборных программ веет махровым популизмом, стремлением достичь дешевой популярности среди избирателей. Все это очень сильно напоминает дележ шкуры неубитого медведя. Как отметил член Политического совета Партии "Единая Россия", председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Александр Жуков, "опасно, если государство пойдет на поводу у рассуждающих о ренте политиков-популистов, добивающихся своих сиюминутных целей".
При всем этом вопрос об изъятии природной ренты действительно приобрел в настоящее время серьезное политическое звучание. Как заявил лидер "Единой России" Борис Грызлов, "все те минеральные ресурсы, которые есть в России, принадлежат не какому-то предприятию, не конкретному человеку, а гражданам России. Если какое-то предприятие нанялось доверительно обслуживать управление ресурсами, это не значит, что оно может приватизировать нашу прибыль". Хотелось бы отметить, что речь идет даже не о прибыли, а о сверхприбыли, которая возникает в добывающих отраслях.
Действительно, наше государство подобно королю Лиру осталось нищим, лишилось всего своего имущества, распродав в 90-е годы многие месторождения в частные руки. Сложилась ситуация, когда из страны за рубеж утекают миллиарды долларов, которые могли бы быть инвестированы в стагнирующую промышленность, пойти на реализацию социальных программ. Политики и экономисты спорят о точных размерах рентной прибыли, но в любом случае речь идет о десятках миллиардов долларов. Ее эффективное использование привело бы к достижению в российском обществе социальной справедливости, созданию сбалансированной экономики (сейчас она слишком зависит от добывающего сектора).
Так как же на самом деле обстоят дела с природной рентой и каков наиболее реальный путь изъятия этих сверхдоходов в бюджет?
Если проанализировать спектр высказываний и рассуждений о ренте, то станет понятно, что наиболее продуманной и проработанной, наиболее реальной является позиция партии "Единая Россия". В рядах этой партии состоит множество грамотных экономистов и юристов, не один год проработавших в соответствующих отраслях. Ее представители возглавляют целый ряд профильных комитетов Государственной Думы.
На данный момент природная рента в нефтяном секторе образуется по четырем каналам. Через налоги и экспортные пошлины ее получает госбюджет. Добывающие компании, предприятия и домашние хозяйства пользуются энергоресурсами по внутренним ценам, существенно более низким, чем мировые. Полугосударственные монополии изымают природную ренту через свои тарифы, мало связанные с издержками. При этом система изъятия природной ренты в России через экспортные пошлины не имеет аналогов в мире, так как у нас частные компании являются ведущими нефтеэкспортерами.
Александр Жуков считает, что "действующая система налогообложения нефтяного сектора в несколько раз лучше, чем в 90-х годах, и способствует росту экономики. Мы находимся на четвертом году устойчивого экономического роста. Во многом этот рост обязан улучшению ситуации с изъятием природной ренты". Здесь необходимо отметить, что этот вопрос тесно связан с реформой налогообложения и другими федеральными законами, которые приняла Государственная Дума за последние годы. При этом определяющую роль в этих реформах сыграли депутатские фракции "Единой России".
Как свидетельствует мировая практика, именно такой подход к вопросу изъятия природной ренты является наиболее оптимальным. В Норвегии, Великобритании, Венесуэле и Мексике изъятие природной ренты также осуществляется с помощью налогов. Эта политика позволила вышеперечисленным странам добиться за последние 30 лет эффективного экономического роста.
В принципе уровень изъятия природной ренты в настоящее время близок к оптимальному. Сейчас природная рента составляет около одной трети доходов бюджета. Однако резервы у олигархов еще есть. Подсчитано, что сейчас в бюджет поступает порядка 63 процентов рентных доходов. Сумму, которую можно прибавить в бюджет, Александр Жуков оценивает в 7-8 миллиардов долларов. При этом речь идет только о нефти, но не стоит забывать, что есть и другие добывающие отрасли.
Еще одной немаловажной проблемой является использование ренты. Проблема заключается даже не в том, каким образом изымать ренту технически, чтобы пополнялась казна. Нужна государственная промышленная политика, деньги не должны утекать в "черные дыры". Все мы слишком хорошо знаем, что это возможно. То есть когда политические партии рассуждают о вопросах ренты, необходимо учитывать еще и их экономические программы. Ведь рента - это не панацея, не волшебный горшочек. С ее изъятием всех проблем не решить. И направлять ее исключительно на социальные нужды было бы фатальной ошибкой. В странах Ближнего Востока доходы от нефти вкладываются исключительно в социальные программы, в результате экономика этих стран целиком зависит от нефти, и темпы экономического роста невелики.
Только взвешенная экономическая политика способна эффективно расходовать полученные средства. Необходимо сказать, что экономические программы есть всего у нескольких политических партий. Что собой представляет коммунистическая экономика, рассказывать не надо. Воспоминания об эпохе либеральных экспериментов "правых" также еще свежи. Вот и получается, что "Единая Россия" с ее идеологией "национального успеха" является обладателем наиболее четкой, продуманной, реальной программы. Более того, именно "единороссы" способны свою программу реализовать, потому что являются частью президентской команды Владимира Путина. Отстаивают президентские инициативы в Государственной Думе. А решение такого важного вопроса, как изъятие природной ренты, невозможно без согласованной политики Президента, Правительства и Государственной Думы.
Алексей Ивлев, 236, стр. 3, Российская Газета
20/11/2003