Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Жуков А.Д. (фото с сайта edinros.ru)

Интернет-конференция
Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Александра Дмитриевича Жукова
"Федеральный бюджет 2004 г. Межбюджетные отношения и денежно-кредитная политика государства"

Обзор публикаций СМИ


Давай за нефть, давай за газ

Природная рента растет, но регионы беднеют

Поскольку самым обсуждаемым вопросом в ходе нынешней выборной кампании стала идея природной ренты, реальные шаги в этом направлении уже предприняты правительством России. В недавнем эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель бюджетного комитета Госдумы А. Жуков сказал, что в 2004 году нагрузка на нефтегазовую отрасль возрастет. Планируется ввести налог на добычу газа и увеличить на него экспортную пошлину с 5 до 30%. Возрастут и ставки налогов на добычу и экспорт нефти, а также платежи за разработку месторождений. По самым скромным подсчетам, в следующем году нефтегазовой отрасли придется заплатить в бюджет на $5-7 миллиардов больше, чем в текущем году. Малая часть этих средств останется в регионах, однако это вряд ли повлияет на их финансовое положение, которое, как показывает наш традиционный обзор исполнения региональных консолидированных бюджетов, становится все хуже.

Дело в том, что параллельно с повышением ряда налогов и сборов с нефтегазовой отрасли в будущем году правительство предусмотрело некоторые изменения в распределении налогов между уровнями бюджета. В федеральный бюджет будет поступать 100% акцизов на газ, в то время

как сейчас 20% налога остается в газодобывающих территориях. Предлагается изъять еще часть налога на добычу природных ископаемых (НДПИ): сейчас доходы по нему делятся в пропорции 80:20 в пользу центра, предлагается соотношение 85,5:14,5. В федеральном бюджете 2003 года поступления от нефтегазовой отрасли занимают 30-40%. В доходах консолидированных бюджетов большинства регионов "нефтедоллары" не играют такой важной роли. Их доля даже в совокупности с платежами за пользование другими природными ресурсами не превышает 5%. Лишь в четырех регионах из восьми, анализ исполнения консолидированных бюджетов которых ежеквартально рассматривает "ДП" - Татарстане, Самарской, Волгоградской и Астраханской областях, - платежи за пользование природными ресурсами составляют существенную часть поступлений в бюджет (8-10%). Этих регионов вносимые в распределение налогов изменения коснутся напрямую, перекрыв эффект от увеличения доли ряда налогов и сборов.

Что касается доходной части бюджета в целом, то по итогам 9 месяцев лидерство по-прежнему удерживают республики Татарстан и Калмыкия, где на душу населения приходится 12261 и 11853 рубля соответственно. Существенно хуже по сравнению с итоговыми цифрами прошлого года наполняется региональный консолидированный бюджет Самарской области. Если в 2002 году ее отставание от лидеров по показателю среднедушевых доходов составляло 12%, то по итогам 9 месяцев этого года - 36%. Ухудшила свое положение Астраханская область: по итогам первого квартала она выходила на третье место, а сейчас занимает пятое. Традиционно замыкают список Волгоградская, Воронежская и Ульяновская области.

Не изменился расклад по налоговым поступлениям: наиболее активно собирают налоги в Самарской, Волгоградской, Астраханской и Саратовской областях - от 66 до 82% доходов региона наполняются за счет налоговых сборов. На безвозмездные поступления от федерального центра рассчитывают бюджеты Калмыкии и Воронежской области - 35% и 27% соответственно. Доля налога на прибыль в

общих налоговых доходах везде составляет порядка 50-60% за исключением Астраханской области (67%) и Калмыкии (35%). Показатель "предпринимательской активности" регионов, который учитывает поступления от предпринимательской деятельности и использования муниципальной и государственной собственности, во всех регионах стабилизировался на уровне 4-6%.

Не показав значительных успехов в деле формирования доходной базы, власти большинства регионов не пожелали пожертвовать расходами на собственное содержание. Особенно преуспели в этом управленцы Калмыкии, потратив на каждого чиновника 623 рубля, и волгоградцы с показателем 503 рубля.

Интересно, что в Самаре и Татарстане, где уровень наполняемости бюджета высок, расходы на содержание власти невелики как в абсолютных, так и в относительных цифрах.

Серьезных изменений в части социально ориентированных расходов не произошло. Республики. Калмыкия и Татарстан, преуспев в деле формирования доходной части, имеют возможность затрачивать значительные средства на выплаты по социальным статьям, расходуя на эти цели лишь треть своего бюджета. Остальные регионы тратят меньше в абсолютных цифрах, но больше в относительных. Выделяется Ульяновская область - с формальной точки зрения ее бюджет можно назвать самым социально ориентированным, так как на эти статьи расходуется более половины бюджета. Самые высокие расходы на образование в расчете на душу населения в Татарстане и Калмыкии, самые низкие - в Саратовской и Воронежской областях. На здравоохранение и физкультуру больше всего тратят в республиках, а меньше - в Астраханской области. Затраты на социальную поддержку населения высоки в Калмыкии и Самарской области.

Если в первом полугодии отрицательное сальдо бюджета сложилось у трех регионов, то сейчас таких уже пять: Воронежская область (- 897 млн. руб.), Волгоградская область (- 702 млн. руб.), Самарская область ( 359 млн. руб.), Ульяновская область (- 239 млн. руб.) и Астраханская область (- 84 млн. руб.). Долги Воронежской и Волгоградской областей за три месяца возросли более чем в два раза и составили от 3,5 до 6,5% от располагаемых доходов. Причем, скорее всего, это заемные деньги, которые в дальнейшем надо будет отдавать с процентами.

Как и предполагалось в прошлом обзоре по итогам полугодия 2003 года, III квартал не принес существенных изменений. Что касается IV квартала, когда региональные власти должны будут изыскать средства для повышения зарплаты бюджетникам, большинство губернаторов в своих выступлениях характеризуют ситуацию как катастрофическую.



Татьяна ТАРАКАНОВА, 44, стр. 3,5, Деловое Поволжье
19/11/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Жукова А.Д
Госдума РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госдума РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации