Давай за нефть, давай за газ
Природная рента растет, но регионы беднеют
Поскольку самым обсуждаемым вопросом в ходе нынешней выборной кампании стала идея природной ренты, реальные шаги в этом направлении уже предприняты правительством России. В недавнем эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель бюджетного комитета Госдумы А. Жуков сказал, что в 2004 году нагрузка на нефтегазовую отрасль возрастет. Планируется ввести налог на добычу газа и увеличить на него экспортную пошлину с 5 до 30%. Возрастут и ставки налогов на добычу и экспорт нефти, а также платежи за разработку месторождений. По самым скромным подсчетам, в следующем году нефтегазовой отрасли придется заплатить в бюджет на $5-7 миллиардов больше, чем в текущем году. Малая часть этих средств останется в регионах, однако это вряд ли повлияет на их финансовое положение, которое, как показывает наш традиционный обзор исполнения региональных консолидированных бюджетов, становится все хуже.
Дело в том, что параллельно с повышением ряда налогов и сборов с нефтегазовой отрасли в будущем году правительство предусмотрело некоторые изменения в распределении налогов между уровнями бюджета. В федеральный бюджет будет поступать 100% акцизов на газ, в то время
как сейчас 20% налога остается в газодобывающих территориях. Предлагается изъять еще часть налога на добычу природных ископаемых (НДПИ): сейчас доходы по нему делятся в пропорции 80:20 в пользу центра, предлагается соотношение 85,5:14,5. В федеральном бюджете 2003 года поступления от нефтегазовой отрасли занимают 30-40%. В доходах консолидированных бюджетов большинства регионов "нефтедоллары" не играют такой важной роли. Их доля даже в совокупности с платежами за пользование другими природными ресурсами не превышает 5%. Лишь в четырех регионах из восьми, анализ исполнения консолидированных бюджетов которых ежеквартально рассматривает "ДП" - Татарстане, Самарской, Волгоградской и Астраханской областях, - платежи за пользование природными ресурсами составляют существенную часть поступлений в бюджет (8-10%). Этих регионов вносимые в распределение налогов изменения коснутся напрямую, перекрыв эффект от увеличения доли ряда налогов и сборов.
Что касается доходной части бюджета в целом, то по итогам 9 месяцев лидерство по-прежнему удерживают республики Татарстан и Калмыкия, где на душу населения приходится 12261 и 11853 рубля соответственно. Существенно хуже по сравнению с итоговыми цифрами прошлого года наполняется региональный консолидированный бюджет Самарской области. Если в 2002 году ее отставание от лидеров по показателю среднедушевых доходов составляло 12%, то по итогам 9 месяцев этого года - 36%. Ухудшила свое положение Астраханская область: по итогам первого квартала она выходила на третье место, а сейчас занимает пятое. Традиционно замыкают список Волгоградская, Воронежская и Ульяновская области.
Не изменился расклад по налоговым поступлениям: наиболее активно собирают налоги в Самарской, Волгоградской, Астраханской и Саратовской областях - от 66 до 82% доходов региона наполняются за счет налоговых сборов. На безвозмездные поступления от федерального центра рассчитывают бюджеты Калмыкии и Воронежской области - 35% и 27% соответственно. Доля налога на прибыль в
общих налоговых доходах везде составляет порядка 50-60% за исключением Астраханской области (67%) и Калмыкии (35%). Показатель "предпринимательской активности" регионов, который учитывает поступления от предпринимательской деятельности и использования муниципальной и государственной собственности, во всех регионах стабилизировался на уровне 4-6%.
Не показав значительных успехов в деле формирования доходной базы, власти большинства регионов не пожелали пожертвовать расходами на собственное содержание. Особенно преуспели в этом управленцы Калмыкии, потратив на каждого чиновника 623 рубля, и волгоградцы с показателем 503 рубля.
Интересно, что в Самаре и Татарстане, где уровень наполняемости бюджета высок, расходы на содержание власти невелики как в абсолютных, так и в относительных цифрах.
Серьезных изменений в части социально ориентированных расходов не произошло. Республики. Калмыкия и Татарстан, преуспев в деле формирования доходной части, имеют возможность затрачивать значительные средства на выплаты по социальным статьям, расходуя на эти цели лишь треть своего бюджета. Остальные регионы тратят меньше в абсолютных цифрах, но больше в относительных. Выделяется Ульяновская область - с формальной точки зрения ее бюджет можно назвать самым социально ориентированным, так как на эти статьи расходуется более половины бюджета. Самые высокие расходы на образование в расчете на душу населения в Татарстане и Калмыкии, самые низкие - в Саратовской и Воронежской областях. На здравоохранение и физкультуру больше всего тратят в республиках, а меньше - в Астраханской области. Затраты на социальную поддержку населения высоки в Калмыкии и Самарской области.
Если в первом полугодии отрицательное сальдо бюджета сложилось у трех регионов, то сейчас таких уже пять: Воронежская область (- 897 млн. руб.), Волгоградская область (- 702 млн. руб.), Самарская область ( 359 млн. руб.), Ульяновская область (- 239 млн. руб.) и Астраханская область (- 84 млн. руб.). Долги Воронежской и Волгоградской областей за три месяца возросли более чем в два раза и составили от 3,5 до 6,5% от располагаемых доходов. Причем, скорее всего, это заемные деньги, которые в дальнейшем надо будет отдавать с процентами.
Как и предполагалось в прошлом обзоре по итогам полугодия 2003 года, III квартал не принес существенных изменений. Что касается IV квартала, когда региональные власти должны будут изыскать средства для повышения зарплаты бюджетникам, большинство губернаторов в своих выступлениях характеризуют ситуацию как катастрофическую.
Татьяна ТАРАКАНОВА, 44, стр. 3,5, Деловое Поволжье
19/11/2003