Государственная дума приняла бюджет-2004 в третьем чтении
С 2004 года регионам, добывающим нефть, придется делиться доходами со своими менее богатыми соседями. Правительство отберет у богатых областей часть налогов и будет распределять их по своему усмотрению. Это стало главным отличием проекта бюджета-2004, который вчера депутаты принимали в третьем чтении, от бюджета 2003 года. Другое отличие заключается в том, что бюджет-2004 приняли почти бесшумно. И почти без изменений - в том виде, в каком бюджет захотело увидеть правительство.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, иная система распределения акцизов позволит выравнять распределение налогов по стране. А регионам, обделенным в прошлом году, увеличить финансирование строительства дорог.
Предусматривается в бюджете-2004 и помощь областям, которые могут понести потери после отмены 5%-ного
налога с продаж и увеличения зарплат бюджетникам. По оценкам Минфина, только от отмены
налога с продаж регионы могут потерять 60 млрд. рублей. Частично потери будут компенсированы передачей части налогов из федерального центра в регионы. Однако этого может не хватить, и в бюджете-2004 предусмотрен 21 млрд. рублей для помощи региональным бюджетам. По словам председателя
бюджетного комитета Думы
Александра Жукова, из них 15.2 млрд. рублей распределены между регионами по двум критериям - компенсация зарплат бюджетникам и компенсация выпадающих доходов в связи с налоговыми изменениями. Еще 5 млрд. рублей будут находиться в резерве и распределяться правительством в течение года. Использовать его скорее всего будут в чрезвычайных ситуациях - например, при крупных авариях на теплотрассах.
Главной особенностью бюджета-2004 стало то, что депутаты потратили минимум усилий на его корректировку. Критика в адрес главного финансового документа звучала лишь при большом скоплении телекамер и выглядела как откровенный предвыборный пиар оппозиционеров. На
бюджетном комитете Думы, где в течение последних недель депутаты обсуждали суть поправок с правительством, оппозиционеры почти не появлялись.
По мнению макроаналитиков, такое "тихое" обсуждение бюджета - показатель экономической стабильности. "В предыдущие годы бесконечные поправки нарушали бюджетную логику, - говорит директор центра макроэкономических исследований "БДИ Юникон" Елена Матросова. - А сейчас технология принятия бюджета вынесена за пределы пленарных заседаний. И это правильно, так как нынешний проект бюджета более согласован и сбалансирован".
В то же время, по мнению гендиректора "Экономической экспертной группы" Максима Куликова, стабильность проявляется и в том, что "в целом глобальных отличий бюджета-2004 от бюджета этого года нет. За исключением появления Стабилизационного фонда и попытки начать среднесрочное планирование: вместе с бюджетом на следующий год представляется план на 2005-2006 годы".
Однако не всем депутатам эта "тишина" была по нраву. Вчерашнее пленарное заседание началось с легкого скандала. Коммунисты и "Яблоко" предложили коллегам бюджет не обсуждать и вернуть на второе чтение. По их мнению, очень много минусов оказалось в итоговом варианте. Например, к таковым "Яблоко" отнесло процедуру принятия бюджета - слишком, по мнению "Яблока", лоббистскую.
Коммунистов разочаровала антисоциальная направленность бюджета. Депутатам из СПС бюджет-2004 тоже не понравился. По их мнению, распределение доходной части бюджета оказалось централизованным в федеральном бюджете. Регионы же должны получить лишь 40% доходов в следующем году.
Как ни странно, успокоили товарищей депутаты из фракции ЛДПР (с самого начала тоже скептически отзывавшиеся о бюджете-2004). Алексей Митрофанов предложил коллегам успокоиться и не делать вид, что бюджет их категорически не устраивает: "Все равно кроме десятка депутатов и нескольких чиновников из Минфина бюджет никто не читал".