Бюджет из бензобака
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) заявил, что до конца года городской бюджет пополнится более чем на 600 млн руб. И это не предел - после переговоров с новым губернатором крупнейшие топливные компании согласились платить акцизы на бензин в городской бюджет. "Славнефть - Санкт-Петербург" взяла на себя обязательство перечислять акцизы с 1 декабря 2003 года, "Киришиавтосервис" - с 1 января 2004 года, а "Татнефть" - чуть позже. "Шелл" и "Фаэтон" заняли выжидательную позицию.
По старой схеме, которая действовала с начала года, нефтеперерабатывающие заводы вносили акцизы в бюджеты тех регионов, где они располагаются. Розничным торговцам соответственно не имело смысла платить оброк во второй раз. В итоге согласно расчетам комитета финансов городской бюджет потерял порядка 3 млрд руб.
По оценкам аналитиков, ежегодно Петербург потребляет порядка 350 тыс. т топлива. В рублевом эквиваленте акцизы составят максимум 1 млрд руб.
К середине лета некоторые топливные компании заключили с поставщиками соглашение - они будут перечислять акцизы по месту продажи при условии, что сами поставщики не включали этот налог в стоимость топлива. В результате к 1 сентября город получил только 390 млн руб. (около 12% от плана).
После наказа нового губернатора Валентины Матвиенко об увеличении доходной части бюджета в два раза комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) посчитал, что каждый из пяти крупнейших участников топливного рынка в состоянии перечислять в городской бюджет по 600 млн рублей ежегодно. Таким образом и появилась цифра, на которую может вырасти доходная часть бюджета в будущем, - 3 млрд руб. Однако, по словам представителя одного из местных операторов, ситуация с акцизами вскоре кардинально изменится. С начала следующего года их станут распределять в региональные бюджеты, при этом будет учитываться не месторасположение НПЗ или продавца, а протяженность дорог в регионе. Поэтому уверенное заявление, что найден ресурс для увеличения дохода городского бюджета, можно назвать голословным. Например, как сообщила финансовый директор "НЕСТЕ-Санкт-Петербург" Ольга Жукова, компания перечисляла акциз в бюджет с июля и на 1 ноября сумма достигла 83 млн руб. До конца года общая сумма может составить максимум 150 млн, а не 600 млн, на которые надеется КЭРППиТ. Даже если рассчитывать акцизы исходя из протяженности дорог, больших сумм не получится.
Тем не менее рынок уже отреагировал на нововведение. Цены на бензин вырастут в ноябре до 5%. Об этом сообщил первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. По его словам, пока ситуация на рынке стабильная по всем видам топлива - без скачков цен и дефицита. На декабрь прогнозов нет, так как многое зависит от заводов, которые повышают цены в первые дни нового месяца.
Евгений Петров, 43, стр. 1,4, Деловая панорама
17/11/2003