Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Жуков А.Д. (фото с сайта edinros.ru)

Интернет-конференция
Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Александра Дмитриевича Жукова
"Федеральный бюджет 2004 г. Межбюджетные отношения и денежно-кредитная политика государства"

Обзор публикаций СМИ


УЖ ФИНИШ БЛИЗИТСЯ, А ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ

Странное зрелище наблюдали недавно москвичи и гости столицы. Пятеро дюжих молодцов подняли на руки ржавую "Оку" и водрузили перед окнами Белого дома. "Это премьеру Михаилу Касьянову за постоянную заботу о нас, автомобилистах" - пояснили щедрые дарители. Так участники митинга на Горбатом мосту - водители Москвы, Рязани, Калуги, других городов Центрального региона - выразили протест против применения САГО, или "автогражданки". Точнее, Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Говорят, дорожные службы потратили немало времени, чтобы убрать злополучный презент. Впрочем, он в равной мере принадлежит и парламенту. Четыре месяца назад вступил в силу одобренный им Закон о САГО. А сегодня депутаты бьются за то, чтобы его отменить либо капитально переработать. История, загадочная лишь на первый взгляд. К ней вернемся позже. За истекшие недели обсуждено немало и других важных тем.

Прощай, серпастый, молоткастый!

Одобрены поправки Президента в Закон "О гражданстве Российской Федерации". На льготы при его получении вправе рассчитывать квалифицированные специалисты, окончившие российские вузы, ветераны войны, инвалиды и те, кто три года прослужил в нашей армии по контракту. В первом чтении рассмотрен закон о паспорте как основном документе, удостоверяющем личность.

Тут, наряду с привычными годом, датой, местом рождения, предлагается и так называемый личный код. Правда, он вызывает протесты у населения, прежде всего верующих. Не желают "сатанинского знака", "нумерации христианских душ". А полномочный представитель Президента в Государственной Думе Александр Котенков заметил: правовых оснований для применения графы "личный код" не имеется, и выразил надежду, что ко второму чтению она будет изъята.

Отметки в паспорте также делятся на обязательные и те, что проставляют согласно желанию владельца. К первым относятся: штамп регистрации по месту жительства, о заключении и расторжении брака, о наличии детей до четырнадцати лет, об отношении к воинской службе, о выдаче загранпаспорта. Ко вторым - национальность, ИНН, группа крови, резус-фактор.

Закону предстоит еще долгий процедурный путь. Важно, что его вступление в силу не повлечет за собой отмену действующих российских паспортов. А вот "серпастый, молоткастый" канет в Лету уже в январе. Кроме того, рассмотрены проекты законов о рынке ценных бумаг, о бюджетах фондов: пенсионного, социального страхования, об ипотеке, о лотереях, многие другие.

До окончания полномочий Государственной Думы третьего созыва времени в обрез. Потому депутаты подходят к документам с одной лишь меркой: срочный или подождет? Среди первоочередных, конечно, бюджет 2004 года. Его рассмотрение обычно сопровождается спорами, конфликтами. На сей же раз особого накала страстей не заметно. Хорошо ли это?

"Новая технология" нравится не всем

Второе чтение, как правило, занимает весь пленарный день. Оно и понятно. Деньги делят по конкретным статьям доходов-расходов. Процедура сложная, длительная. Теперь она заняла лишь три часа. Результаты голосования: "за" - 236, "против" - 157, воздержался один.

Трехсторонняя комиссия в составе представителей правительства, обеих палат парламента времени, похоже, даром не теряла. "Прогресс налицо, - считает руководитель фракции "Единство - Единая Россия" Владимир Пехтин. - А все потому, что самые острые вопросы были сняты накануне пленарного заседания". "Бюджет фактически внесен двумя ветвями власти: исполнительной и думским большинством, - дополнил коллегу лидер группы "Регионы России" Олег Морозов. - Фактически это новая технология подготовки..."

Вывод весьма любопытный. Комментировали его потом, в кулуарах. А пока депутатов занимали иные заботы. Левые, ссылаясь на волю народа, предложили вернуть проект в первое чтение, основательно с ним поработать. Волю эту бурно выражали за окнами пикетчики, что с раннего утра заняли позиции у здания на Охотном ряду. От имени тридцати миллионов тех, кто за чертой бедности, требовали улучшить материальные условия. "Если прожиточный минимум 2500 рублей, то почему же минимальный размер оплаты труда определен в 600 рублей? Как существовать на такие деньги?" - спрашивали вышедших к ним депутатов.

"Настроения масс" лишь усилили желание пересмотреть основные параметры бюджета. Правительство, по мнению оппозиции, использует далеко не все ресурсы для получения дополнительных средств. Сергей Глазьев, например, считает возможным увеличить доходную часть на 520 миллиардов рублей, расходную - на 600 миллиардов. Эти суммы как раз и помогут выполнить социальные обязательства перед собственным народом.

Николай Харитонов традиционно напомнил об аграрном секторе, где живут и трудятся 40 миллионов человек. От них - и это не преувеличение - во многом зависят продовольственная безопасность России, самочувствие нации. А между тем этот сектор не получает должной финансовой поддержки. Более того, ее год от года сокращают.

"Яблочник" Александр Шишлов попросил 7,5 миллиарда рублей на повышение зарплаты специалистам системы образования. Николай Губенко упрекнул правительство в нарушении прежних договоренностей - культуре, искусству выделено средств на треть меньше обещанного - и потребовал "восстановить справедливость". Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин обещал учесть замечания, направить в эту сферу средства от лотерей.

Исполнительная власть, главный "верстальщик" бюджета, к подобной критике привыкла, а думское большинство оставило без внимания просьбу вернуть проект в первое чтение. "Левые опять против. Это саботаж, маленькая революция, - возмущался Владимир Жириновский. - Представляете, что будет, если пойдем у них на поводу? К январю финансовая система может зайти в тупик".

Точку в споре - пересматривать основные статьи или нет - поставил председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Александр Жуков. Дескать, согласно процедуре, это делается в процессе первого чтения. Так что "поезд ушел". Кроме того, пояснил он, у правительства появились дополнительно свободные средства: около семидесяти миллиардов рублей. Они вольются в бюджет 2004 года. Одиннадцать миллиардов пойдут сельскому хозяйству, двадцать - регионам, в основном на зарплату бюджетникам, полтора миллиарда - школам, на приобретение компьютеров. Денег добавят и обороне, дорожному строительству.

- С учетом этого, - констатировал А. Жуков, - предлагаем не изменять, не корректировать расходную часть бюджета. А предложенные 436 поправок оставить без удовлетворения.

- Если вы все там решили, что же теперь обсуждать? - возмутился Иван Ждакаев.

- Проект, конечно, нас не устраивает, но кое-что исправить в нем удалось, - заметил, в частности, лидер "Союза правых сил" Борис Немцов. - Значительно раскрыты военные статьи расхода. Значит, меньше будут воровать, больше денег пойдет на закупку вооружений. Кроме того, у правительства остались шансы улучшить документ к третьему чтению.

Похоже, вряд ли оно будет усердствовать. Ибо уверено: проект успешно пройдет все четыре ступени, то есть чтения. Ускорение в этом деле - явление, пожалуй, отрадное. Прежде с утверждением бюджета тянули до января. Это лихорадило экономику, финансы. Однако не в пример Олегу Морозову многие не склонны признать "новой и правильной" технологию работы над проектом. В так называемом нулевом чтении участвуют лишь думские центристы. Весомая часть палаты, а все же не весь ее спектр.

Впрочем, сбои возможны, как говорится, при любых раскладах. Яркий пример тому - пресловутая "автогражданка".

Удар ниже полиса

Споры о ней разгорелись необычайно. Масла в огонь добавил тот самый ржавый автомобильчик - подарок премьеру. Принять участие в судьбе САГО сочли своим долгом почти все депутатские объединения. В итоге на суд палаты представили пятнадцать альтернативных законопроектов. Условно их можно разделить на четыре группы. Первая - ныне действующий закон отменить. Вторая - приостановить его. Третья - снизить страховые тарифы. Четвертая - чтобы размер их устанавливала Государственная Дума, а не правительство.

Проблема, о ней мы уже писали в предыдущих номерах журнала, сложная, оставить ее без внимания никак нельзя. Согласно статистике, на дорогах ежегодно гибнет до тридцати тысяч россиян, десятки тысяч получают увечья. Экономический ущерб от аварий составляет без малого триста миллиардов рублей. И прогнозы неутешительные. В ближайшие два-три года дорожно-транспортных происшествий станет больше. Причины - несоответствие роста количества машин качеству, пропускной способности магистралей, плохая подготовка водителей. И, конечно, правовой нигилизм тех, кто за рулем.

Закон о САГО, как известно, вступил в силу с первого июля. И сразу не понравился владельцам автотранспорта. Прежде всего велик базовый тариф страховки - 1860 рублей. Плюс коэффициент, в зависимости от города, региона, марки машины и стажа водителя. В Москве, например, стоимость обязательной страховки скромного "жигуленка" зашкаливает за четыре тысячи рублей. Сумма ощутимая. Особенно для малоимущих, дачников, что используют машину лишь летом. Письмами, жалобами на сей счет население упорно бомбит своих депутатов.

- Давайте выполним волю наших избирателей, остановим этот варварский закон, - призвал Сергей Решульский.

А ведь при обсуждении проекта в первом чтении представитель Минфина с думской трибуны уверял:

- Размер тарифа не превысит стоимости бака бензина.

Это примерно шестьсот рублей. Что же произошло? Бензин подорожал?

- За три года количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось в полтора раза, - пояснил один из авторов действующего закона депутат Владимир Тарачев.

Соответственно выросла и сумма страховки. Она рассчитана была на основе статистических данных.

С чем категорически не согласны автовладельцы да и депутаты. Мол, за высокими ставками торчат уши лоббистов. Как в парламенте, так и в правительстве. Они защищают интересы страховых компаний. С полисом, конечно, спокойнее. Меньше будет "разборок" на дорогах, следовательно, пробок. И пострадавшие в авариях пешеходы беспрепятственно получат денежную компенсацию.

Другое дело: вместо спасительной страховки введен, по сути, новый, достаточно высокий транспортный налог. К сбору его подключили силовиков. Без полиса не получить заветный талончик техосмотра, не зарегистрировать автомобиль. С января за его отсутствие будут штрафовать. А деньги идут мимо госказны.

- В России пока что возможно лишь добровольное страхование, - считает один из инициаторов отмены САГО Виктор Похмелкин.

- Мы страхуем не только "железо". Прежде всего людей, их здоровье, жизни, - возражают оппоненты. - У всех должны быть равные шансы на материальное, моральное возмещение.

- О чем вы думали, когда принимали закон? - резонно спрашивали автомобилисты депутатов от "Народной партии", инициатора той самой акции у Белого дома.

- Допустили ошибку, - был ответ. - Одобрили закон косвенного действия. То есть саму идею. Исполнение - прерогатива правительства. Оно и утвердило запредельные тарифы.

С июля, по разным данным, застраховалось уже свыше трех миллионов человек. Около трех тысяч пострадавших в автоавариях получили компенсацию на общую сумму пятьдесят миллионов рублей. Поток тех, кто вынужден приобретать полисы, не убывает. Их обслуживают 146 страховых компаний. Полученные деньги уже использовали для укрепления своей базы, оплаты комиссионных агентам. На кого "повесят" эти расходы, если закон отменят? На себя, государство? Скорее всего, на автовладельцев.

- Закон такой нужен? Да. Но давайте подойдем к нему с другого конца, - миролюбиво призывали иные депутаты. - Вдвое повысим зарплату, пенсии. И тогда все без проблем осилят эту страховку. Равно как и сполна заплатят за квартиру, газ, электричество.

Пожелание из тех, коими выстлана дорога в ад. После долгих дискуссий победил вариант, согласно которому применение "автогражданки" откладывается на год. Но это нисколько не встревожило исполнительную власть.

- Среди альтернативных проектов были весьма разумные, приемлемые, - считает Алексей Кудрин. - К примеру, те, что предлагали вдвое снизить тарифы для пенсионеров, инвалидов, периодически пересматривать размеры платежей.

К сожалению, отметил он далее, депутаты приняли самый радикальный вариант. Но закон обратной силы не имеет. Миллионы граждан, что уже заплатили страховку, обратятся в суды с требованием деньги возвратить. Возникнут еще более сложные проблемы. Правительство никаких шагов тут не будет предпринимать. Депутаты должны пересмотреть свое решение, найти более разумное.

Состоялось лишь первое чтение законопроекта. Впереди второе, третье, обсуждение в Совете Федерации, виза Президента... Много воды утечет, парламентские выборы, пожалуй, состоятся. И сагу о САГО скорее всего продолжит новый состав Государственной Думы.

***

Правительство пообещало усилить "социальные статьи" бюджета 2004 года.

***

Вместо спасительной страховки введен, по сути, новый, достаточно высокий транспортный налог.



Александр ПЛАТОШКИН, "РФ сегодня", 21, стр. 22-24, Российская Федерация сегодня
10/11/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Жукова А.Д
Госдума РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госдума РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации