В ГОСКАЗНУ ЗА ДОБАВКОЙ
Доходы и расходы бюджета-2003 увеличились на десятки миллиардов рублей. Удастся ли их разумно использовать за два месяца?
Государственная Думы приняла сразу в трех чтениях Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", внесенный на рассмотрение депутатов Правительством России. Его суть такова: в государственную казну поступят немало дополнительных средств, благодаря которым появилась возможность увеличить уже нынешней осенью расходную часть бюджета на 68,7 млрд. рублей.
За счет чего увеличились доходы государства? За счет роста акцизных поступлений за экспорт полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и других источников. А главным образом благодаря росту объемов экспорта энергоресурсов и высоких цен на нефть. Планировалось, что баррель нефти будет стоить 21,5 доллара, по факту оказалось 26. Все это позволило получить доходов на 144,8 млрд. рублей больше, чем планировалось при рассмотрении бюджета на 2003 год. Часть этих средств и будет использована как дополнительный источник жизнедеятельности сфер, обслуживаемых федеральным бюджетом.
Их перечень занял в депутатских портфелях не одну сотню страниц, поэтому перечислить все адреса рублевых поступлений нет возможности. Остановимся на главных. Среди приоритетных отраслей, которые предполагается укрепить с помощью дополнительной денежной массы, - национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности государства, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, сельское хозяйство, образование. Получат дополнительные ассигнования и многие другие отрасли.
Значительная финансовая помощь будет оказана непосредственно регионам и муниципалитетам -в сумме 16,4 млрд.рублей без учета сумм, направляемых на государственные капитальные вложения. Из них 5,3 млрд. пойдет на подготовку к зиме жилья, ЖКХ и объектов социально-культурной сферы, 7 млрд. на компенсацию материального ущерба, причиненного сельским товаропроизводителям в результате стихийных бедствий. Большие средства (2 млрд. руб.) брошены на финансирование мероприятий по завершению строительства автомобильной дороги Чита - Хабаровск.
10,4 млрд. направляется на укрепление обороны, в том числе 7,7 млрд. - на оплату продукции, произведенной по государственному оборонному заказу. Это означает, что предприятия выплатят долги, с работниками рассчитаются по зарплате, многим выдадут премии за успешную работу. Докладчик, министр финансов А.Кудрин, заявил даже, что на 1 января 2004 года "оборонка" имеет шансы расплатиться со всеми своими кредиторами, и долгов за нею числиться не будет.
5 млрд. дополнительно будут израсходованы по статье "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства". 1,5 млрд. выделено на покупку компьютеров преимущественно для сельских школ, 5,5 млрд. -на нужды промышленности, энергетики и строительства, 2,2 млрд. дополнительно намечено израсходовать на меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, 1,8 млрд. - на военную реформу и т.д.
3 млрд. получит сельское хозяйство в форме лизинга, что позволит сельчанам приобрести технику в рассрочку у российских производителей сельхозтехники, 7 млрд. получат регионы в порядке компенсации за ущерб, причиненный природной стихией, в том числе от засухи. Например, Краснодарскому и Ставропольскому краям выделено 300 млн. рублей на погашение ущерба от паводка 2003 года. Часть средств пойдет на страхование урожая от стихийных бедствий.
Не забыты и пожарные. Правительство и депутаты рассудили: лучше своевременно приобрести необходимое современное противопожарное оборудование, чем потом разгребать горы сгоревшего добра и хоронить пострадавших. На приобретение пожарной техники и повышение зарплаты пожарным запланировано перечислить 500 миллионов рублей.
Депутаты, выступившие при обсуждении бюджетных поправок, не раз пеняли правительству на то, что слишком поздно оно определилось с дополнительными доходами. До конца года осталось два месяца. Пока закон утвердят Совет Федерации и Президент, пока Центробанк перечислит ассигнования в регионы и отрасли, пока те распределят их по муниципалитетам, пока распорядитель найдет, что на них купить и кому сколько перечислить, тут и год кончится. Волей-неволей получателям придется осваивать нежданно свалившиеся суммы, словно опаздывая на поезд, тратя их как попало, лишь бы не пропали, не остались в графе бюджетных остатков. Кроме того, у многих экономических обозревателей нет сомнения в том, что новая денежная масса повлияет на увеличение размера инфляции, а инфляция "съест" только что назначенную депутатами прибавку к жалованию учителям, врачам и прочим бюджетникам.
Очень понятны сетования по этому поводу председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, который, выступая на пленарном заседании, заметил: "Повторяется история предыдущих лет, когда мы при обсуждении бюджета высказывали предложения об увеличении основных макроэкономических показателей, указывали правительству на возможность такого увеличения. Каждый раз правительство занимало очень осторожную позицию. Потом в конце года оказывается, что появляются дополнительные доходы, и мы вынуждены в спешном порядке утверждать направление этих средств. Это не совсем правильная процедура рассмотрения бюджета. Лучше планировать расходы заранее, чтобы они не производились в спешном порядке в течение одного-двух, месяцев, потому что это сильно влияет на увеличение инфляции в начале следующего года".
Подобьем итоги. Потребителям бюджетных средств за два месяца предстоит дополнительно освоить 68 млрд. рублей. В ноябре-декабре - 41 рабочий день. Значит, наши бюджетные организации должны изловчиться эффективно потратить 1,5 миллиарда рублей в сутки, по "червонцу" на душу населения. Конечно, это лучше, чем ни рубля в кармане, но все же обидно: нам деньгами не улицы мостить...
Сергей ГОРОХОВ.
Сергей ГОРОХОВ, 173, стр. 2, Янтарный Край
05/11/2003