ПРИРОДА САМА ДАЕТ РЕНТУ
Взять ее - наша задача
ЭКОНОМИКА
"Наше государство осталось нищим, как король Лир, который потерял все свое имущество. И мы имеем слишком мало козырей на руках, чтобы нас приняли в круг мировых держав, играющих все более совершенными экономическими формулами. Но надо же с чего-то начинать", - заявили участники "круглого стола", обсуждающие тему: "Природная рента - великий шанс или великая иллюзия". Организатором заседания выступил фонд "Единство во имя России", созданный 4 месяца назад ведущими научными и аналитическими центрами страны.
Идея изъятия природной ренты оказалась в фокусе общественных дискуссий. В 2002 году академиками Алферовым, Львовым и Глазьевым был создан национальный комитет по природным ресурсам, занявшийся научной разработкой проблемы ренты. Но довольно быстро серьезная тема обросла множеством спекуляций. И накал страстей вокруг нее сам по себе говорит - нет дыма без огня. Нас всех волнует, как исправить диспропорции в распределении национального дохода, как поднять всю нашу промышленность, как уменьшить в стране бедность.
Сколько вообще рентных доходов в России? Цифры разнятся. Но то, что объем рентных доходов составляет десятки миллиардов долларов в год - у профессионалов сомнения не вызывает. Другое дело - кто получает рентные доходы в России? По расчетам депутата Государственной думы Сергея Глазьева, доля государства в доходах нефтегазового комплекса в 2000-2002 гг. составила величину порядка 63%. Это значит, что у нефтедобывающих компаний остается значительная часть сверхнормативного дохода, который не связан с эффективностью их деятельности. Иными словами, при нынешнем уровне цен возможно дополнительное изъятие сверхдоходов только нефтяного сектора в размере 8 млрд. долл.
Цифры немалые. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков заметил, что в решении проблемы ренты "многие видят панацею для России, возможность решения всех проблем. Хочется побыстрее удвоить ВВП и осчастливить каждую семью".
С основным докладом на "круглом столе" выступил член-корреспондент РАН Александр Дынкин.
Он отметил, что природная рента в нефтяном секторе образуется по четырем каналам. Через налоги и экспортные пошлины ее получает госбюджет. Добывающие компании, предприятия и домашние хозяйства пользуются энергоресурсами по внутренним ценам, существенно более низким, чем мировые. Полугосударственные монополии изымают природную ренту через свои тарифы, мало связанные с издержками. При этом система изъятия природной ренты в России через экспортные пошлины не имеет аналогов в мире. У нас частные компании являются ведущими нефтеэкспортерами. А слабым местом нашего налогообложения в нефтяном секторе является его нестабильность.
Подвох в докладе углядел Руслан Гринберг, директор Института международных экономических и политических исследований РАН. "Проблема заключается даже не в том, каким образом изымать ренту технически более-менее элегантно, чтобы пополнялась казна. А в том, куда тратить полученные миллиарды. Например, мы производим в год три самолета. И создаем самые лучшие рыночные условия и минимальные налоги. Так вот, нет никаких гарантий, что мы сможем больше самолетов производить. Если нам нужны новые самолеты, то нам нужна государственная промышленная политика".
"А также необходимо принять ряд законов, в частности, закон о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов, проект которого уже больше года лежит в Бюджетном комитете Госдумы, и принятие которого позволит пополнить бюджет на 145 млрд. рублей", - дает комментарий Сергей Глазьев. Он считает, что возврат природной ренты может пополнить государственную казну в будущем году на 294 млрд. рублей. Он подчеркивает, что природную ренту должны платить нефтяные олигархи: "Сверхприбыль от добычи полезных ископаемых, эксплуатации земли, лесов, морей, водохранилищ должна идти в доход бюджета на том простом основании, что природные ресурсы являются государственной собственностью. Богатства принадлежат всему обществу, а не группе людей, которая в силу своей близости к власти их эксплуатирует. Тем более что для создания сверхприбыли в этих отраслях не требуются ни большие вложения, ни большие усилия - они обусловлены уникальностью недр России".
Светлана СМИРНОВА., 240, стр. 4, Московский Комсомолец
31/10/2003