У олигархов все отнимут
Российские власти заставят олигархов смириться с природной рентой
Вчера председатель бюджетного комитета Государственной думы Александр Жуков провел заседание «круглого стола» на тему «Природная рента: великий шанс или великая иллюзия?» На заседании обсуждались перспективы и возможности введения в России механизма взимания природной ренты. Одна из основных проблем государства – где взять деньги на решение масштабных задач, которые стоят сейчас перед Российской Федерацией, таких как повышение уровня жизни населения, осуществление крупных инфраструктурных проектов и т.д. Понятно, что обеспечить быстрое пополнение бюджета можно лишь за счет увеличения поступлений из сырьевого сектора, от российских нефтегазовых компаний. Введение механизмов изъятия сырьевой ренты предусматривает восстановление жесткого государственного контроля над деятельностью нефтегазовых компаний. По оценкам экспертов, нововведение сильно ударит по компаниям ЮКОС, «Сибнефть» и BP-ТНК, отличающимся «варварской эксплуатацией разрабатываемых ими месторождений».
Федеральные власти, судя по всему, намерены изменить формат отношений с частными нефтяными компаниями и перераспределить доходы от экспорта энергоресурсов в пользу государства. «Одно из основных обвинений, предъявленных главе «ЮКОССибнефти» Михаилу Ходорковскому, связано с уклонением от уплаты налогов. Олигарх, по всей видимости, просто не поделился с государством», – сказал RBC daily эксперт ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. Фактически это сигнал коллегам г-на Ходорковского по олигархическому цеху – власти будут жестко отстаивать свои экономические интересы. «В России попросту нет других «больших денег», кроме тех, которые можно отобрать у нефтяников», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Однако привлечь в государственный бюджет значительные финансовые ресурсы из нефтяного сектора в рамках действующей системы налогообложения практически невозможно. «Средняя ставка налогообложения сейчас составляет порядка 24% от прибыли, однако нефтяные компании, пользуясь различными обходными схемами, платят по «оптимизированной» ставке налогообложения. Так, например, «Сибнефть» платит порядка 10%, а ЮКОС – порядка 12-13%. Эти компании предпочитают пускать больше средств на выплату дивидендов акционерам. Однако, с точки зрения федеральных властей, нефтяные компании должны «работать на общество», то есть большая часть доходов должна идти в бюджет», – рассказывает г-н Блохин.
Планируемое введение природной ренты предусматривает принципиально иные взаимоотношения между федеральными властями и частными нефтяными компаниями. По словам Александра Собянина, по сути «природная рента – это комплексный налог на право пользования недрами». «Частные нефтяные компании получают доступ к государственным сырьевым ресурсам. При подсчете суммы выплат будут учитываться все возможные факторы: состояние месторождений, извлекаемые запасы, среднесуточный дебет скважин, удаленность от магистральных трубопроводов, условия добычи и т.д. Введение механизма взимания ренты будет сопровождаться ужесточением контроля за работой нефтяных компаний со стороны Министерства природных ресурсов. Усилится госконтроль за объемами добычи нефти и «качеством» освоения месторождений. В этом смысле показателен пример Норвегии и Аляски, где правила и инструкции по добыче сырья задокументированы до мелочей», – рассказывает г-н Собянин. По его словам, в таких странах, как Норвегия или Саудовская Аравия, невозможно «свободное» существование нефтегазового бизнеса, поскольку государство в этих странах имеет существенную социальную нагрузку, а других источников пополнения бюджета (как и в России) там просто нет.
По мнению опрошенных RBC daily экспертов, взимание природной ренты ударит в первую очередь по «ЮКОССибнефти» и BP-ТНК. Причин тому несколько. Во-первых, средняя стоимость и объемы добычи сырья на месторождениях этих компаний выше, чем на объектах других компаний, например «ЛУКОЙЛа», «Татнефти» и «Башнефти», работающих в «старых» нефтеносных районах. «Основной прессинг ренты будет больше на компании, разрабатывающие высокодебетные месторождения», – считает г-н Блохин. Во-вторых, по словам Александра Собянина, «усиление контроля государства не устраивает ЮКОС, ВР-ТНК и «Сибнефть», поскольку они не готовы к присутствию государственных инспекторов». Так, например, в октябре, по информации RBC daily, на крупнейшем нефтегазовом месторождении в Западной Сибири произошла беспрецедентная авария, ежесуточно в атмосферу выбрасывается тысяча тонн углеводородов. Причина аварии – нарушение техники работ по гидроразрыву пласта. Причем эта авария не ликвидирована до сих пор. Неудивительно, что зачастую нефтяные компании попросту пытаются не допустить инспекторов на свои объекты. «Известны случаи, когда компании попросту разворачивали вертолет и сажали его, чтобы, воспользовавшись задержкой, выстроить «потемкинские деревни» к приезду чиновника», – рассказывает Александр Собянин.
Между тем введение механизмов изъятия природной ренты, по всей видимости, не будет гладким. Во-первых, как считает г-н Блохин, возникнет «сложная ситуация с администрированием налогов». «Рассчитать сумму платежа будет довольно сложно в силу того, что придется учитывать огромное количество факторов. Кроме того, специалистам придется «облазить» все месторождения. После этого расчеты чиновников предстоит заверить налоговым инспекторам», – рассказывает г-н Блохин. Во-вторых, остается актуальной проблема взяточничества. «Известна склонность российских чиновников к подношениям. Не исключено, что зачастую компании будут пытаться договариваться со своими людьми на местах, варьировать параметры и добиваться снижения платежей в федеральную казну», – говорит Александр Блохин.
Отдел экономики
Михаил Чернов, 30.10.2003