НАРОД СЧИТАЕТ...
Известный экономист Михаил Делягин заметил, что "экономические дискуссии последних десяти лет напоминают фильм "Карнавальная ночь". Помните, там был такой замечательный персонаж, который стоял на трибуне и страшно мучился вопросом, есть ли жизнь на Марсе? А аудитории это было совершенно безразлично". Выясняется, что это не всегда так.
Уже не один год среди "заинтересованных лиц" - политиков, ученых, предпринимателей - идет горячая дискуссия на тему, нужна или нет нам природная рента. Прислушаемся к речам. - Природная рента -это миф, раскручиваемый с подачи некоторых политиков. На нее смотрят, как на "волшебную палочку", которая решит все проблемы, - считает глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков.
- В рыночной экономике основу бюджета в странах с сырьевой экономикой составляют природные ресурсы, нефть принадлежит не тому, кто ее добывает, а всему обществу, населению всей страны. На этом основании, если это государство для народа, оно большую часть стоимости нефти должно изымать в виде природной ренты, - таково мнение депутата Законодательного собрания Красноярского края Валерия Сергиенко.
- Вопрос об использовании природной ренты является тем логическим звеном, через которое можно вытащить из тени и придать публичному открытому рассмотрению всю цепь реальной экономической политики нынешнего российского государства, - такой точки зрения придерживается политолог Александр Ципко.
Эти речи звучат с трибун. А как же "аудитория"?
Совсем недавно, в начале октября, мнение народа на эту тему решил выяснить Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оказалось, что тема эта народу далеко не безразлична. Больше того, даже будучи "подкованными" в этом сложном экономическом вопросе не более чем в проблеме существования жизни на Марсе, люди придерживаются здесь вполне четких взглядов как в целом, так и по многим не ясным даже для специалистов тонкостям. В подавляющем большинстве (90 процентов из 1595 опрошенных) они убеждены, что рента необходима. Платить ренту, считают опрашиваемые, должны все, кто хоть что-то добывает из недр (угольщики, нефтяники, газовщики, алмазо- и рудодобытчики, металлурги), и плюс к ним - те, кто использует лесные и водные ресурсы. То есть платить должны все и много - вот тогда в стране все будет в порядке.
Народ уже знает также, как надо делить средства, полученные в виде ренты. Наиболее решительные (примерно каждый шестой) считают, что делить надо между всеми и поровну - доходы от ренты нужно забрать из добывающих отраслей и раздать гражданам России. Другие (их около половины) тоже полагают, что делить надо между всеми, но только неденьги, а социальные блага. Их обеспечат бюджеты, которые целевым образом будут аккумулировать рентные поступления. На развитие высокотехнологичных производств направить доходы от ренты согласны лишь 10 процентов россиян.
Таким образом, можно с сожалением констатировать, что маргинальность экономических взглядов сограждан за последние несколько лет не только не уменьшается, но и растет пугающими темпами. Отношение россиян к теме природной ренты - весьма наглядное тому подтверждение.
Валерий КОНДАКОВ, 197, стр. 3, Труд
22/10/2003