Фирменный рецепт Минфина
Осложнений со вторым чтением бюджета-2004, как и ожидалось, вчера в Думе не возинкло. Министерство финансов, изрядно поднаторевшее в бюджетных проволочках, отстояло свой проект что называется Збез потерьИ. Отныне этот метод принятия главного финансового документа страны вполне можно запатентовать как ЗминфиновскийИ. Второе чтение подразумевает распределение бюджетных средств в рамках уже утвержденных общих сумм по коонкретным статьям. На этот раз при подготовке к нему
бюджетный комитет Думы впервые отклонил все поправки депутатов, направленные на увеличение доходной и расходной части бюджета. В отместку депутаты решили рассматривать и голосовать каждую поправку в отдельности, а их набралось 436. Но сам процесс обсуждения шел "под копирку": вставал автор поправки, коротко объяснял, почему необходимо увеличить ту или иную статью; затем заместитель министра финансов Татьяна Голикова или председатель думского комитета по бюджету Александр
Жуков говорили, что данная статья уже увеличена в бюджете-2003 , поэтому на следующий год ее увеличивать нецелесообразно, и правительство или
бюджетный комитет эту поправку отклоняет. Спикер Геннадий Селезнев ставил поправку на голосование, она набирала прядка ста с небольшим голосов и, соответственно, не принималась. Были, конечно, и "возмутители спокойствия". Например, один из депутатов предложил изъять из стабилизационного фонда 25 млрд рублей на увеличение зарплаты бюджетникам, поскольку элементарные подсчеты показывают, что к 2005 году врачи, учителя и научные работники на одной инфляции потеряют 7% своих реальных доходов. В ответ Татьяна Голикова заметила, что это приведет к общей разбалансировке бюджета, поскольку регионы такого увеличения просто Зне потянутИ, то есть, не смогут внести свою половину. И депутаты проголосовали за отмену поправки. Голикова и
Жуков ссылались на увеличение расходных статей бюджета-2003 года на 68,7 миллиарда рублей, которого добились центристы две недели назад . Первое полугодие из-за благоприятной экономической конъюнктуры принесло в казну 146 млрд рублей дополнительных доходов. Из них и была выделена эта сумма . Иными словами, "метод" Минфина сводится к тому, чтобы приняв небольшой сбалансированный бюджет, затем дополнять его теми средствами, которые удастся получить сверх плана. Причем, при такой схеме этими допдоходами правительство вольно распоряжаться по собственному усмотрению: что-то можно снова ЗотстегнутьИ депутатам перед принятием следующего бюджета следующего года, что-то направить в стабилизационный фонд . Впрочем, с "фирменной минфиновской" схемой прохождения бюджета согласились далеко не все. Депутаты от КПРФ Сергей Глазьев и Владимир Гришуков, например, предложили вообще снять проект со второго чтения и отправить его снова в первое - для увеличения доходной и расходной частей. Причем Глазьев уверял, что за счет природной ренты и других источников бюджет можно увеличить на 500 млрд рублей, то есть где-то на 25%. Прикидки Глазьева возможно и верны, ведь если в этом году бюджет дополнительно получит где-то 300 миллиардов рублей, то за счет изъятия ренты его наверняка можно увеличить еще на 200 миллиардов. Но данное предложение изначально было непроходным. И президент, и правительство, и думское большинство согласились на консервативную модель формирования бюджета, которая вполне в духе всей нынешней экономической политики государства. Революционный бюджет при консервативной политике - нонсенс. Поэтому в ответ на пикет бюджетников около штаб-квартиры партии ЗЕдиная РоссияИ с требованиями повысить зарплаты, зампред думского комитета по труду и социальной политике и заместитель руководителя фракции "Отечество - Вся Россия" Андрей Исаев заявил, что возможностей для повышения пока нет. Несмотря на огромные дополнительные доходы бюджета в этом году.