"Пора прекращать эту комедию"
Обсуждение бюджета на пленарных заседаниях Думы становится бесполезным
Темпы обсуждения бюджета становятся все стремительнее. Всего недели хватило
бюджетному комитету Госдумы, чтобы рассмотреть и согласиться с расходными и доходными статьями. И буквально за три часа депутаты управились с принятием бюджета во втором чтении на вчерашнем пленарном заседании. При этом в правительственный вариант не было внесено ни одной поправки. Причина столь стремительного рассмотрения бюджета очевидна: свою роль сыграло так называемое нулевое чтение. Однако проблема в том, что ведущие политические силы, иными словами думские центристы, вошли во вкус неформальных предварительных бюджетных договоренностей. И теперь явно злоупотребляют этой практикой.
Оказалось, что при нулевом чтении правительство и депутаты договариваются не только о макропоказателях бюджета, которые утверждаются в первом чтении, но и о распределении денег между статьями, что делается уже в ходе второго чтения. Увеличивая по просьбе депутатов одни расходные статьи, правительство берет, по сути, с них обязательство прочие оставить нетронутыми. Причем подобные соглашения могут корректироваться. Так, незадолго до второго чтения премьер Михаил Касьянов договорился с центристами о дополнительном финансировании ряда статей бюджета этого года на общую сумму 67 млрд руб. С центристов за это взяли обещание не добиваться выделения средств по аналогичным статьям бюджета следующего года. Поэтому вчера и не прошла ни одна из поправок, посредством которых некоторые депутаты хотели добавить денег в ряд статей, преимущественно социальных. На все аргументы защищавших свои поправки коллег глава думского
бюджетного комитета Александр
Жуков отвечал единственной фразой. Дескать, выбирать надо одно: либо финансировать эти приоритеты в текущем году, либо делать это в следующем -- и то и другое одновременно бюджет не выдержит. Присутствовавший на заседании вице-премьер Алексей Кудрин согласно кивал, повторяя, что финансирование расходов сверх цифр, о которых уже достигнута договоренность, избыточно.
В конце концов, парламентарии, настаивавшие на поправках, стали попросту уходить из зала. По словам депутата Ивана Никитчука, «пора прекращать эту комедию, не смешить избирателей и принять бюджет вообще без обсуждения». Г-н
Жуков явно обрадовался такому предложению, однако попытался соблюсти видимость приличия, сказав, что «начинку разделов можно изменить в третьем чтении». Но у палаты это вызвало скепсис. «Лучше сэкономить деньги избирателей и на третье чтение вовсе не собираться», -- говорили после заседания обойденные вниманием в бюджетном процессе аграрии, северяне и представители ряда других думских групп.
Зато центристы и правительство были явно довольны. Как сказал журналистам г-н Кудрин, бюджет, похоже, будет принят в рекордно короткие сроки. Это, пожалуй, единственный плюс всеобщего увлечения нулевым чтением. Минус же, как представляется, весомее: закулисные договоренности делают обсуждение бюджета, как, впрочем, и любых других законов, в Думе чисто формальным процессом. Кроме того, смешиваются компетенции властей. Законодательная, например, не должна вмешиваться в процесс составления бюджета, а исполнительная -- давить на депутатов, требуя принять бюджет как можно скорее.
При этом, казалось бы, очевидное преимущество нулевого чтения -- принятие бюджета в срок -- также может быть оспорено. Если установленного законом времени не хватает, надо подумать об изменении сроков. Ведь спешка явно идет в ущерб качеству бюджета. По подсчетам аналитиков аудиторской консалтинговой компании «ФБК», в проекте бюджета-2004 как минимум 30 статей нарушают Бюджетный кодекс.