Чтобы окончательно решиться на реконструкцию Большого театра и согласовать ее приблизительную концепцию, у российского правительства ушло больше 12 лет. Сама же реконструкция займет всего три года. Если, конечно, начавшимся работам не помешают продолжающиеся постоянные конфликты интересов участников этого процесса, сопровождающие весь ход реконструкции Большого. Да и “обиженных”, которых отстранили от дележки пирога в виде выделяемых на реконструкцию федеральных бюджетных средств, хватает.
История с реконструкцией Большого театра началась в начале 90-х. Именно тогда российское правительство приняло решение обновить главную сценическую площадку страны, прославленную во всем мире. Работы запланировали вести в две очереди. Сначала — строительство комплекса зданий ГАБТ, включая сооружение филиала в ансамбле Театральной площади, Инженерного корпуса, Музея театра и комплекса вспомогательных реконструируемых объектов, затем — реконструкция исторического здания театра с увеличением его площади, в том числе за счет подземной части.
Поручить Москве
Заказчиком, генподрядчиком и генпроектировщиком по первой очереди строительства было назначено правительство Москвы. Оно же, в свою очередь, определило генподрядчиком “Моспромстрой”, а генпроектировщиком — “Моспроект-2”. Однако с принятием Бюджетного кодекса в 1998 г. право быть заказчиком объектов, строящихся на федеральные деньги, получили только федеральные органы власти. Около года российское правительство выбирало между Министерством культуры и Госстроем. Наконец 12 октября 2000 г. было подписано окончательное распоряжение в пользу Госстроя. Под его руководством и продолжалось строительство филиала театра, которое закончилось в конце 2002 г.
За два года до завершения первой очереди строительства, в конце 2000 г., власти планировали, как только новая сцена для Большого будет готова, сразу приступить ко второму этапу — реконструкции основного здания театра. Однако, говоря о сроках, правительство еще даже не определилось с заказчиком второй очереди. Кандидатами в данном случае были Минкультуры и Госстрой. Правда, в апреле 1999 г. уже был проведен тендер на разработку концепции реконструкции Большого — его выиграло ЗАО “Курортпроект”. Альтернативный проект, предложенный Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими, Минкульт и Госстрой раскритиковали.
Борьба за право “рулить”
Решение о том, что Минкультуры будет заказчиком работ по реставрации основного здания театра, было принято лишь в 2003 г. После чего министерство получило все законные полномочия по выбору управляющей компании проекта, которой предстояло провести самые важные подготовительные работы, а именно — тендер на выбор генподрядчиков. Такой компанией был выбран “Внешстройимпорт”. Однако избранник еще не успел приступить к работам, как Минкультуры получило письмо от Минэкономразвития о том, что управляющая компания не может быть назначена Министерством культуры, а должна быть выбрана на тендере.
В июле 2004 г. заказчик реконструкции Большого театра — ФГУП “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” при Федеральном агентстве по культуре и массовым коммуникациям, следуя рекомендации МЭРТ, провело конкурс по выбору управляющей компании. Кроме “Внешстройимпорта” в нем участвовала компания “Техноинторг”, которая и стала победителем тендера.
Тогда в октябре 2004 г. “Внешстройимпорт” направил в московский арбитраж иск против дирекции с просьбой признать результаты конкурса недействительными. Истец ссылался на то, что конкурс был проведен неправильно. Этот иск суд не удовлетворил, однако “Внешстройимпорту” удалось оспорить решение в Девятом арбитражном апелляционном суде.
В начале февраля 2005 г. суд признал недействительным договор между дирекцией и “Техноинторгом”, что грозило отодвинуть реконструкцию Большого на неизвестный срок. При таком сценарии в центре Москвы может появиться долгострой, высказывал свои опасения в разговоре с “Ведомостями” председатель “Техноинторга” Алексей Жидаков.
Дело в том, что к моменту заседания Девятого апелляционного суда “Техноинторг” провел тендеры на выбор двух генподрядчиков, с которыми Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации уже подписала контракт. Первый, на сумму 190 млн евро, — с компанией Bosch Rexroth на поставку технического оборудования. Bosch Rexroth была выбрана победителем среди еще двух претендентов — австрийской Waagner Biro и корейской Jass Tech. Второй контракт был подписан на проведение самой реконструкции с компанией “СУИпроект” (“дочкой” “СУИхолдинга”). Стоимость подряда составила 12 млрд руб. Компания победила в тендере, в котором кроме нее принимали участие компания “Напред” (Сербия), СУ-155, ФГУП специального строительства № 5 при федеральной службе Спецстроя РФ. Эту информацию озвучили представители Большого театра и дирекции на специально устроенной в марте этого года пресс-конференции по поводу реконструкции театра.
Тогда участники рынка предполагали: если решение суда Агентству по культуре оспорить не удастся, есть риск того, что заключенные контракты с генподрядчиками придется разрывать. Поэтому позже дирекция написала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа, который в апреле принял решение закрыть дело. Тогда же в Большом началась подготовка к реконструкции, и в начале июля театр закрыли, с тем чтобы открыть для зрителей через три года — в 2008 г.
Однако через полтора месяца после закрытия театра у заинтересованных ведомств вновь проснулся повышенный интерес к процессу его реконструкции. На этот раз свое сомнение в обоснованности расходов высказал министр экономического развития и торговли Герман Греф. На очередном заседании, посвященном Большому театру, он заявил, что считает стоимость реконструкции Большого завышенной. Напомним, что реконструкция театра должна обойтись бюджету в 25 млрд руб., т. е. почти в $1 млрд.
После заявлений Грефа Федеральное агентство по культуре и кинематографии решило проверить, насколько адекватны затраты на реконструкцию главного театра страны, и отправило на экспертизу смету расходов в 25 млрд руб. В качестве эксперта был выбран Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС). В Главгосэкспертизе, которая давала и техническое, и финансовое заключение на проект, уточнили, что цифра в 25 млрд руб. включает реконструкцию не только основного здания, но и складского комплекса на ул. Плеханова. Затраты на него оцениваются в 6 млрд руб. Так что на сам Большой, по данным Юрия Мельникова, замруководителя Главгосэкспертизы, приходится 19 млрд руб. Из них 7 млрд руб. — на контракт с Bosch Rexroth и 12 млрд руб. — с компанией “СУИпроект”, говорит Мельников.
Пресс-секретарь Агентства по культуре и кинематографии Наталья Уварова в разговоре с “Ведомостями” сказала, что ее ведомство заинтересовано в экспертизе не меньше чем МЭРТ. “Надо закончить разговоры о несоответствии расходов и приступить к работам”, — считает она. Между тем источники “Ведомостей”, знакомые с ходом процесса реконструкции театра, считают, что разговоры о завышенных затратах начались после того, как свои интересы в правительстве стала лоббировать строительная компания “Мабетекс”. Она в свое время получила от Управления делами президента РФ подряд на реконструкцию Большого Кремлевского дворца. Присутствовавший тогда на совещании у Грефа правительственный чиновник сказал, что “Мабетекс” особенно активно поддерживало Минкультуры. А представитель компании на том же совещании у Грефа предложил реконструировать театр за 9 млрд руб.
Правда, в пресс-службе Грефа версию источников “Ведомостей” отвергли. “МЭРТ не рассматривает "Мабетекс" в качестве фигуранта и не планирует пересматривать итоги проведенных тендеров”, — сказала пресс-секретарь Грефа Алла Борисенкова. По ее словам, Минэкономразвития на экспертизе не настаивало, но уже не один раз просило и подрядчиков, и заказчиков оптимизировать расходы на реконструкцию.
Те, кто участвовал в подготовке театра к реконструкции, считают происходящее политической игрой. По их мнению, обсуждать смету надо было до утверждения проекта. “Это же космический проект”, — удивляется сомнению властей один из участников реконструкции.
Проект предполагает, что кроме реставрации зрительного зала и усиления конструкций здания театр будет расширен за счет освоения подземного пространства под Театральной площадью более чем на 20 м — на пять уровней — вглубь под землю. Кроме помещений для технологического обеспечения сцены, которое, как считают специалисты, по оснащению сейчас находится на уровне XIX в., под землей будет построен концертный зал плюс буфет и гардероб для зрителей.
“Надстраивать и расширять пространство нельзя, потому что это памятник архитектуры”, — поясняет Мельников из Главгосэкспертизы. Хотя, по его мнению, затраты на проект уменьшить можно, но за счет сокращения объема работ. Например, можно отказаться от концертного зала под Театральной площадью и сэкономить на этом 15-20% средств, а это около 3 млрд руб. В “СУИпроекте” считают, что сокращение затрат даже на эту сумму может обернуться снижением класса применяемых инженерных сетей и уменьшением подземного пространства для технологических помещений.
Однако, пока участники реконструкции говорят о возможном снижении качества работы при уменьшении финансовых затрат, Федеральное агентство по культуре и кинематографии активно продолжает проверять финансовые и технические операции, связанные с реконструкцией Большого театра. В начале сентября руководитель агентства Михаил Швыдкой направил официальное письмо в Российскую академию архитектуры и строительных наук (РААСН) с просьбой провести техническую экспертизу проекта. Специалисты должны были рассмотреть все проекты реконструкции Большого начиная с 1999 г. и оценить их грамотность.
Делать на 10 лет или на 200 лет?
По мнению Азария Лапидуса, президента “СУИхолдинга” (генподрядчик реконструкции Большого театра), таким образом Швыдкой хочет доказать, что нынешний проект реконструкции — единственный возможный вариант сохранения театра в первоначальном виде. “Любой другой проект будет подразумевать неглубокую реконструкцию, после которой через 10-15 лет возможны оседания здания театра в той или иной зоне, и придется начинать реконструкцию заново”, — считает Лапидус. Это связано с тем, что Большой находится в русле подземных рек и из-за этого ведение строительных работ усложнено. “Большая часть средств уйдет на то, чтоб сохранить театр в хорошем состоянии еще 150-200 лет”, — указывает Лапидус.
Однако, несмотря на происходящую вокруг Большого театра суету, реконструкция главной сценической площадки страны идет своим чередом. “Из выделенных денег уже потрачено около 2 млрд руб.”, — добавляет Жидаков из “Техноинторга”, который проводил конкурс на выбор подрядчиков реконструкции. Сейчас театр освобождается от оборудования и уже начались первоочередные аварийные работы. В компании “СУИпроект”, ведущей генподрядные работы, оценивают нынешнее состояние здания Большого театра как катастрофическое. “При вскрытии мы не обнаружили ни одной живой стены — везде трещины. Думаю, что утрата несущей способности превысила 50%”, — говорит Лапидус.
На его взгляд, логика восторжествует и проведение экспертиз не скажется на ходе проекта. Результаты экспертизы должны быть озвучены в середине октября. Уварова говорит, что экспертиза сметы уже завершена, однако официальные результаты пока называть отказывается. “Мы скажем их, когда будет готова и техническая экспертиза”, — объясняет она. Но при этом добавляет, что у ЦНИИЭУС нет замечаний к бюджету расходов на реконструкцию. Следовательно, процесс реставрации нарушен не будет, обещает Уварова. Мельников же добавляет, что скорее всего самому проекту архитекторы тоже дадут положительное заключение.