Дайджест газеты "Коммерсантъ" от 28 сентября 2005 года.
"Газпром" закрыл Среднюю Азию для Украины,
установив контроль трубопровода в Узбекистане.
ОАО "Газпром" и АК "Узтрансгаз" впервые за последние пятнадцать лет подписали пятилетнее соглашение на транспортировку среднеазиатского газа по территории Узбекистана в 2006-2010 годах. Достигнутые договоренности крайне важны для "Газпрома", поскольку позволяют держать руку на "вентиле" газопровода "Средняя Азия-Центр" на границе Трукмении и Узбекистана и контролировать экспорт всего туркменского газа. В рамках этого соглашения прямые договора между НАК "Нафтогаз Украины" и Туркменией становятся фактически невозможными. Украина потеряла преимущества в переговорах с "Газпромом".
Как сообщили вчера в пресс-службе "Газпрома", "соглашение с 'Узтрансгазом' заключено с целью организации транспортировки среднеазиатского, прежде всего туркменского, природного газа с использованием газотранспортных систем 'Средняя Азия-Центр' (САЦ) и 'Бухара-Урал', проходящих по территории Узбекистана". Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов, курирующий поставки газа по СНГ, пояснил Ъ,что с 1 января 2006 года "Газпром" становится оператором транзита всего туркменского газа по территории Узбекистана. В соответствии с соглашением "Газпром" гарантирует транспортировать по САЦу в среднем 45 млрд кубометров в год и еще до 5 млрд кубометров - по Бухара-Урал. Тем самым, "Газпром" берет на себя обязательства использовать до 90% газотранспортных мощностей Узбекистана. самому Узбекистану остается 10% (до 10 млрд кубометров в год), которые "Газпром" уже купил на 2006 год. В "Газпроме" поясили, что условие "предоставляемых мощностей" означает, что все газотранспортные мощности, кроме обеспечива ющих экспорт узбекского газа и прокачку газа для технологических нужд, выкуплены "Газпромом" до 2010 года включительно".
Суммарные ресурсы природного газа Узбекистана составляют 1,62 трлн кубометров по промышленным категориям. В республике добывается 55 млрд кубометров, из которых 5 млрд ежегодно экспортируется в Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Россия начала импорт узбекского газа в 2003 оду (1,27 млрд кубометров), в 2004 году увеличила его до 7 млрд кубометров, в 2005 году планирует поднять показатель до 8 млрд, в 2006 году довести до 10 млрд.
Достигнутые договоренности позволяют "Газпрому" отстоять свои "жизненные интересы" в переговорах с Украиной. Напомним, что 8 сентября глава НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко заявлял, что в октябре намерен подписать с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым соглашение о закупке 60 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Двумя месяцами ранее НАК предупреждал о намерении реэкспортировать "туркменский, узбекский, казахский газ".
В "Газпроме" в начале сентября заявили Ъ, что договор НАК не будет действительным без разрешения российской компании, однако переговоры с Узбекистаном ускорили и наконец, 26 сентября вечером подписали долгожданное для себя соглашение. В "Газпроме" вчера уточнили, что в соответствии с заключенным в 2003 году контрактом между "Газэкспортом" (100% принадлежит "Газпрому") и "Туркменнефтегазом", свободных объемов газа на период до 2028 года у Туркмении нет. Начиная с 2007 года, "Газпром" будет закупать весь газ, предназначенный для экспорта из этой среднеазиатской страны. Условия долгосрочного соглашения предусматривают покупку 60-70 млрд кубометров в 2007-08 годах, и 70-80 млрд кубометров - в 2009-10 годах. Однако подписанное пятилетнее соглашение с Узбекистаном дает четко понять - экспорт из Туркмении в ближайшую пятилетку сохранится на прежнем уровне - до 45 млрд кубометров.
Вчера в Киеве межведомственная рабочая группа по переговорам с "Газпромом" экстренно собралась в министерстве промышленности и энергетики Украины для обсуждения дальнейшей тактики поведения на переговорах с "Газпромом". Пресс-служба минпромэнерго вчера заявила, что "соглашение 'Газпрома' и 'Узтрансгаза' сегдня беспокоит Украину". По словам одного из участников совещания, "все были чрезвычайно удручены порисходящим". "По сути мы лишились самого главного козыря в переговорах с 'Газпромом'. Украина будет вынуждена согласиться на рыночные цены, начиная с 2007 года", - прокомментировал Ъ член комитета ТЭК Верховной Рады Украины Александр Гудыма. Послезавтра украинский премьер-министр Юрий Ехануров планирует встречу с российским коллегой Михаилом Фрадковым и руководством "Газпрома" и обсудить цены на 24 млрд кубометров российского газа. Аргументов для шантажа и давления на Россию у украинской стороны практически не осталось.
Торговля прессой.
Вчера правительство Москвы приняло "Концепцию реформирования и развития рынка распространения печатных средств массовой информации в городе Москве". Теперь в течение двух недель мэр Москвы подпишет постановление "Об основных направлениях системы распространения периодической печати в городе Москве". Оно предполагает разработку перспективного плана размещения киосков периодики.
Согласно проекту постановления "Об основных направлениях развития системы распространения..." будет разработан перспективный план развития сети распространения СМИ исходя из норматива 10 кв. м торговой площади на 1000 жителей. Городским предприятиям торговли, площадь которых больше 300 кв. м рекомендовано включать в свой ассортимент периодические издания. Кроме того, проект постановления разрешает размещение косков в прессой в 25-метровой зоне возле станций метрополитена (по согласованию с ГУП "Московский метрополитен").
В увеличении количества точек, торгующих прессой, заинтересованы как распространители, так и издатели СМИ. Однако последние отмечают, что недостаточно механического расширения торговых площадей. "Важно не просто сделать точки больше и увеличить их количество, - рассуждает генеральный директор ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев. - Главное, чтобы эта система работала эффективно, а для этого нужно, чтобы в ней соблюдались единые внутриотраслевые правила".
Эти правила прописаны в прилагаемой к постановлению "Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных средств массовой информации в городе Москве". "Концепция ...", разработанная московским Комитетом по телекоммуникациям и СМИ регулирует отношения между издателями и распространителями - в ней подробно прописаны их права и обязанности (см. вынос). О ведении подобных правил на рынке распространения печатной продукции в течение последних лет боролись, прежде всего, издатели периодики. Однако теперь они отмечают, что не достаточно простого одобрения этих отраслевых норм правительством Москвы - но необходим механизм контроля за их соблюдением. "Важнейшей составляющей должен стать общественный орган, который бы в интересах рынка проводил тендер на места под киоски печатной продукции", - говорит генеральный директор ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев. Однако постановлением, которое мэр Москвы Юрий Лужков подпишет в течение двух недель, обязанности проведения конкурса возложены на городскую ко миссию по подбору инвесторов. "Согласие работать по прописанным в 'Концепции' правилам будет одним из основных условий получения инвестором мест по киоски с прессой, а также для пролонгации действующих договоров", - рассказал Ъ член Комитета по СМИ Сергей Лобанов.
Сами распространители отмечают, что готовы соблюдать прописанные в "Концепции..." правила, если только они не будут затрагивать их экономических интересов. "Например, мы не против фиксированной цены на издания, - вице-президент АРПП Александр Оськин, - вопрос в том, за чей счет это будет делаться - издателя или распространителя. Отказываться от своей прибыли распространитель не может. С помощью плетки решить такие вопросы нельзя".
Создавая благоприятные условия для развития издательско-распространительского рынка московское правительство не забывает и о своих интересах - не только социальных (доступ горожан к информации), но и сугубо экономических. Так в "Постановлении..." Департаменту имущества и Комитету по СМИ Москвы предписано проработать предложения по дальнейшему развитию городского комплекса по экспедированию периодической печати ОАО "Московский союз печати". Скорее всего, предполагают участники издательского рынка, именно эта организация будет доставлять их тиражи в новые точки распространения. Кроме того в разработке перспективного плана размещения точек по торговле прессой примет ОАО "Союз столичных издателей", 26% которого принадлежат городу, остальные - издателям, входящим в НП "Союз московских издателей". Издатели, не являющиеся членами этого партнерства, полагают, что разработкой перспективного плана должна заниматься не коммерческая, а общественная организация. "Это ставит ее в неравное положение с другими участниками р ынка, - уверен господин Шкулев. Коммерческая организация по определению будет действовать использовать в собственных интересах, стремясь извлечь максимально возможную для себя прибыль". А генеральный директор "Московского союза печати" Андрей Сулейков полагает, что привлечь к участию в проекте собственные компании - законное право города. "Город всегда получает долю в инвестиционных проектах, осуществляемых на его территории, - говорит он. - и в данном случае он не заинтересован в получении прямой прибыли от распространения периодики, а хочет компенсировать ее участием в этом процессе собственных компаний".
Американцев призвали поменьше ездить
Чтобы экономить бензин.
Несмотря на то что Техасские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и нефтяные платформы в Мексиканском заливе выдержали обрушившийся на побережье в выходные удар Риты намного лучше, чем инфраструктура в Луизиане, президент США Джордж Буш в понедельник признал, что ситуация с переработкой нефти и поставками бензина в стране сложная. И призвал граждан единственной сверхдержавы мира к экономии топлива.
Выступая в министерстве энергетики США, Джордж Буш призвал население экономить горючее и отказаться от ненужных поездок на автомобилях. Фактически он подтвердил прогноз министра энергетики США Сэмюэла Бодмана (обнародованный в прошлый четверг. - Ъ), что "перебои с переработкой нефти и поставками бензина могут продолжаться две или три недели".
По информации Федеральной службы управления природными ресурсами, за период с 26 августа по 23 сентября (после урагана Катрина. - Ъ) США в Мексиканском заливе недосчитались 31 млн баррелей нефти и 147 млрд кубометров газа. В общей сложности Америка потеряла в этом районе около 5,5% годовой добычи нефти и около 3,8 % годовой добычи природного газа. Кроме того, по предварительным данным, в Техасе пострадали 3 нефтеперерабатывающих завода из 26.
Стараясь успокоить общественное мнение, Джордж Буш сказал, что правительство США продолжает закупать бензин в Европе, отменило ограничение на смешение некоторых его сортов и разрешило иностранным судам с топливом курсировать между американскими портами. Президент США выразил осторожный оптимизм по поводу восстановления нефтепроводов, соединяющих НПЗ в Мексиканском заливе с другими регионами страны. По его информации, большинство нефтепроводов выйдут на 70-75% своей мощности в ближайшие дни. Менее радужным оказался прогноз президента США относительно размеров ущерба, полученного НПЗ в Мексиканском заливе: как минимум два из них, в Порт-Артуре и Бюмонте, серьезно повреждены. Первый, производительностью 255 тыс. баррелей в сутки, принадлежит компании Valoro, руководство которой сообщило, что для восстановления производства потребуется от двух недель до месяца. Компания ExxonMobil, владеющая заводом в Бюмонте, обещает запустить его не ранее чем через десять дней.
Решение проблемы с дефицитом горючего Джордж Буш видит в увеличении мощностей уже существующих НПЗ в районе Мексиканского залива и других частях страны. На днях встречавшиеся с президентом США нефтяники заверили его, что эта задача им по плечу. Однако, как признался президент Буш, ее выполнению мешают многочисленные бюрократические препоны, устранить которые весьма непросто.
Джордж Буш отметил также, что последствия ураганов в очередной раз доказали необходимость развития в США ядерной энергетики. Он пообещал активно работать с конгрессом, многие члены которого выступают против строительства новых АЭС. Неприятие АЭС вызвано либо активным лоббированием нефтяных компаний, либо озабоченностью конгрессменов проблемами экологии.
В своем коротком выступлении президент США не коснулся темы возможного снижения роста ВНП США в результате ущерба, нанесенного Катриной и Ритой, активно обсуждаемой в стране. В конце минувшей недели, не дожидаясь оценки последствий урагана Рита, заместитель главного юриста министерства энергетики Джон Сиисел на слушаниях в комитете сената по науке, технологии и транспорту заявил, что только "последствия урагана Катрина могут снизить рост ВНП США во второй половине этого года на 0,5-1%". С мнением господина Сиисела в беседе с корреспондентом Ъ согласился Десмонд Лэкман, эксперт института AEI в Вашингтоне, бывший исполнительный директор инвестиционной компании Salomon Smith Barney и замдиректора МВФ. Господин Лэкман считает, что "годовой рост ВНП США вопреки прогнозам в 3-4% может составить менее 3%".
"Базэл" отдал "Русским машинам" все, что движется.
ОАО "Руспромавто" больше не существует.
Холдинг "Базовый элемент" ("Базэл") Олега Дерипаски завершил реорганизацию машиностроительных активов. Все они переданы ОАО "Русские машины", созданному на базе ОАО "Руспромавто". Кроме автомобильного бизнеса "Русские машины" займутся авиа- и энергомашиностроением. За балансом "Русских машин" остался лишь один машиностроительный актив холдинга Олега Дерипаски - ОАО "Абаканвагонмаш". Скорее всего, предприятие просто будет продано.
Как стало известно вчера, ОАО "Руспромавто" (РПА), ранее управлявшее автомобилестроительным бизнесом "Базэла", преобразовано в ОАО "Русские машины". Компания получила акции всех предприятий, входивших в РПА, а также других машиностроительных активов холдинга Олега Дерипаски. Задачей "Русских машин" станет структурирование и стратегическое развитие активов и реализация проектов в новых отраслях. Внутри ОАО выделено три дивизиона - автомобильный (управляющий директор - Александр Юшкевич), авиастроительный (управляющий директор - глава "Авиакора" Сергей Лихарев) и энергомашиностроительный (управляющий директор - Владимир Петроченко, до проведения административной реформы в правительстве был советником министра энергетики). Директором "Русских машин" по стратегии стал Александр Филатов, ранее работавший старшим вице-президентом группы компаний "Каскол". Пока вакантна должность финансового директора компании.
РПА, преобразованное в "Русские машины", на 100% принадлежит "Базовому элементу". Ранее компания управляла двумя десятками предприятий автопромышленности, в которых контролировала от 50 до 100% акций. Выручка предприятий холдинга в 2004 году составила $2,8 млрд. В марте было объявлено, что самые эффективные активы холдинга перейдут под управление Горьковского автозавода (ГАЗ). Он же будет готовиться к проведению IPO в 2007 году. К августу на баланс ГАЗа были переведены акции и доли РПА в ОАО "Павловский автобус", ОАО "Голицынский автобусный завод", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Саранский завод автосамосвалов", ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", ОАО "Автодизель", ООО "Ликинский автобус", ООО КАВЗ, ОАО "Ярославский завод топливной аппаратуры". Группа представила неаудированные результаты консолидированной отчетности по МСФО, согласно которой выручка от реализации за первое полугодие 2005 года составила 39,0189 млрд руб., валовая прибыль - 6,9032 млрд руб., прибыль от операционной деятел ьности - 2,575 млрд руб.
В автомобильный дивизион "Русских машин" вошли все предприятия холдинга, объединяемые в рамках ОАО ГАЗ. Строительно-дорожная и спецтехника, а также оборонное производство пока также находятся в ведении "Русских машин". Сейчас определяется дальнейшая судьба этих активов - возможно, они будут выведены в отдельный холдинг внутри "Базэла". При этом продавать предприятия, по словам гендиректора "Русских машин" Петра Золотарева, не планируется. Кроме того, ведутся переговоры о создании СП с Renault Tracks по строительству средних и тяжелых грузовиков (это сотрудничество уже официально одобрили акционеры французской компании). В компании также не скрывают, что присматриваются к госпакету акций ОАО КамАЗ, который планируется приватизировать в 2006 году.
Авиационное направление сосредоточено вокруг программы производства на самарском "Авиакоре" самолета Ан-140. Энергетический дивизион пока, по существу, пустой: у "Базэла" нет никаких активов в этой области. Зато есть проект создания национальной энергомашиностроительной корпорации (НЭМК). Сейчас он активно подхвачен Минпромэнерго (см. Ъ от 21 сентября). Однако Петр Золотарев уверяет, что именно "Русские машины" были разработчиками этой идеи и сейчас ведут обширные переговоры по претворению ее в жизнь. При этом в компании центром НЭМК однозначно видят ОАО "Силовые машины", которое сейчас планирует приобрести РАО "ЕЭС России". Как "Русские машины" будут реализовывать проект НЭМК в случае перехода "Силовых машин" под контроль РАО, господин Золотарев объяснить не смог. Он ограничился комментарием, что структуры "Базэла" сохраняют интерес к энергомашиностроительной компании, хотя до сих пор не ведут переговоров о ее покупке.
Вне рамок холдинга осталось одно машиностроительное предприятие "Базового элемента" - ОАО "Абаканвагонмаш". О его судьбе руководство "Русских машин" ничего не сообщает. Однако источник Ъ в компании предположил, что, скорее всего, сугубо непрофильный и малоэффективный завод будет продан.
Оперативное управление предприятиями "Русских машин" теперь сосредоточено в руках ООО "Управляющая компания 'Руспромавто'" - дочернего предприятия ОАО ГАЗ. "Мы не стали предлагать в качестве управляющей компании 100-процетную дочернюю структуру 'Русских машин' потому, что это могло встретить недовольство миноритарных акционеров ГАЗа", - пояснил господин Золотарев. Напомним, что 15 сентября "Русские машины" начали обмен акций прежнего ОАО "Горьковский автозавод" на бумаги нового ОАО ГАЗ, которое получило основную часть активов холдинга в автомобилестроении. По словам гендиректора УК Максима Авдеева, пока миноритарии не проявляют активности ни по обмену, ни по продаже своих бумаг. "Я думаю, что основная масса акционеров предпримет какие-то действия в ноябре: обмен и продажа должны завершиться 10 ноября, - полагает господин Авдеев. - Скорее всего, в итоге 20-25% акций ОАО ГАЗ окажутся у миноритариев".
"Юганскнефтегаз" придет за ЮКОСом на Кипр.
В качестве соответчика он привлек Hulley Enterprises.
Вчера арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство входящего в НК "Роснефть" ОАО "Юганскнефтегаз" (ЮНГ) о привлечении кипрской Hulley Enterprises Ltd соответчиком по иску о взыскании с ЮКОСа убытков в размере 226,1 млрд руб. (около $8 млрд). Через этот офшор Group MENATEP контролирует 49% акций ЮКОСа. Если иск ЮНГ будет удовлетворен, а кипрский суд подтвердит это решение, бывшая дочерняя компания ЮКОСа станет основным его акционером. Правда, это может случиться не раньше чем через полгода.
В связи с привлечением в качестве ответчика по иску зарубежной компании рассмотрение дела было отложено на 18 апреля 2006 года. В соответствии с законодательством срок, в который иностранная компания должна быть извещена о судебном заседании, составляет не менее шести месяцев. Таким образом, в иске ЮНГ, обвиняющего ЮКОС и его акционеров в том, что в 1999-2003 годах компания была вынуждена реализовывать добываемую нефть по ценам ниже рыночных, уже четыре ответчика - сам ЮКОС, его управляющая компания ООО "ЮКОС-Москва", отвечающее за добычу и переработку нефти ЗАО ЮКОС ЭП и крупнейший акционер ЮКОСа Hulley Enterprises.
На вчерашнем заседании представитель ЮНГ сообщил, что информация о взаимосвязи Hulley, ЮКОСа и его дочерних компаний взята из открытых источников. Из отчета ЮКОСа за второй квартал 2005 года следует, что на 6 мая 2005 года Hulley Enterprises принадлежало 48,73% акций ЮКОСа. Материнской компанией Hulley Enterprises является компания Yukos Universal Ltd, которая полностью принадлежит Group MENATEP. Самой Yukos Universal напрямую принадлежит около 2% акций ЮКОСа, еще 10% акций ЮКОСа находится в принадлежащем ей фонде Veteran Petroleum. Таким образом, Group MENATEP контролирует около 61% акций ЮКОСа. В июле 2006 года Hulley Enterprises получит контрольный пакет акций ЮКОСа - к этому времени должны быть погашены 8,8% казначейских акций компании, вернувшихся ей этим летом после обратного обмена акциями с "Сибнефтью".
Опрошенные Ъ юристы утверждают, что в случае удовлетворения иска ЮНГ арбитражным судом и апелляционной инстанцией истец может сам выбрать ответчика из четырех, указанных в иске. Однако за подтверждением решения российского арбитража ему придется обратиться на Кипр. В случае если решение российского суда подтвердится и там, Hulley Enterprises, возможно, придется расстаться с принадлежащими ей акциями ЮКОСа. Учитывая потерю компанией ЮНГ, ее основного добывающего актива, и многомиллиардные налоговые претензии к ней, можно предположить, что ЮНГ удастся получить контрольный пакет ЮКОСа за $8 млрд. Кроме того, ЮНГ может попытаться привлечь Hulley Enterprises соответчиком и по другим искам к ЮКОСу, общая сумма которых на данный момент составляет $16,5 млрд.
В Group MENATEP уверены, что именно этого и добивается "Роснефть". "Я считаю, что это часть общего противозаконного заговора по внесению раскола между акционерами ЮКОСа и самой компанией, - заявил Ъ управляющий директор Group MENATEP Тим Осборн. - Мотив подобной инициативы лежит на поверхности - он заключается в стремлении 'Роснефти' полностью подчинить ЮКОС и сделать его подразделением ЮНГ".
Между тем признание Hulley Enterprises соответчиком по иску ЮНГ может нести еще одно последствие - арест принадлежащих компании акций ЮКОСа. Опрошенные Ъ юристы считают, что для этого не потребуется даже подтверждения кипрского суда, так как реестр акционеров ЮКОСа находится в России. Отметим, что акции ЮКОСа, принадлежащие Hulley Enterprises и Yukos Universal, уже арестованы по делам Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Несмотря на то, что Московский городской суд уже вынес им приговор, гражданская часть иска о возмещении нанесенного государству ущерба еще будет рассматриваться в судах, поэтому арест с акций до сих пор не снят.
Ъ будет следить за развитием событий.