Дайджест газеты "Коммерсантъ" от 16 сентября 2005 года.
13 полоса
АСВ
система страхования
Вчера совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) решил поднять вопрос о повышении размера страхового возмещения по вкладам. Руководству Агентства было поручено разработать соответствующие предложения для передачи их в правительство. Зампред банковского комитета Думы Павел Медведев утверждает, что ранее рассматривалось повышение планки втрое, но правительство вряд ли согласится со столь резким повышением.
Ст. 11. закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ": Размер возмещения по вкладам. П.2 -- Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 тысяч рублей. П.3 -- Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 100 тысяч рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Вчера совет директоров АСВ поручил его руководству разработать предложения о повышении размера страхового возмещения по вкладам на 2006-2007 годы. "На заседании совета директоров обсуждались разные варианты решения этого вопроса, окончательно же он будет решен в ближайшие десять дней," -- сообщил вчера Ъ руководитель центра общественных связей АСВ Александр Загрядский.
"Мы с Александром Турбановым не раз обсуждали такую возможность. Причем одной из схем повышения, которую мы рассматривали с учетом возмещаемых полностью 100 тысяч рублей, было не стопроцентное возмещение превышающей эту цифру суммы, а возврат 90% от нее", -- рассказал вчера Ъ зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. По его словам, изначально рассматривалось увеличение страхового возмещение до 300 тысяч рублей. "Но, я думаю, что правительство на это не пойдет, а на описанную выше схему вполне может согласиться", -- считает Павел Медведев.
"Конкретное решение о повышении максимальной суммы выплат определяется, в частности тем, что сумма страхового возмещения должна находиться в диапазоне от одной до двух долей ВВП на душу населения, -- заявил вчера Ъ гендиректор АСВ Александр Турбанов. -- А уровень возмещения, установленный в России, сейчас находится у нижней планки этого диапазона, то есть здесь есть небольшое отставание".
По мнению Александра Турбанова, в вопросе размеров страховых выплат также принципиально важно количество счетов, полностью покрываемых страховым возмещением. "Мировой опыт показывает, что страховка должна гарантировать полный возврат средств не менее, чем для 75% вкладов. Пока это условие сохраняется, система выполняет свои задачи" -- отмечает Александр Турбанов. По его словам, сейчас в России страховка размером в 100 тысяч рублей покрывает свыше 99% вкладов: "Здесь мы находимся в пределах нормы".
Немаловажным фактором для возможности повышения возмещения по вкладам является и достаточность средств страхового фонда. В настоящее время размер средств в нем составляет 11,5 млрд руб. При этом, как пояснили Ъ в АСВ, 5,5 млрд рублей в фонд поступило от государства, а остальные средства -- взносы банков. "Сегодня этих ресурсов достаточно, чтобы успешно осуществлять выплаты вкладчикам в случае `типичных` банкротств", -- сообщил Ъ Александр Турбанов. При этом он отметил, что в АСВ рассчитывают на то, что к началу 2006 года в фонде будет накоплено 19 млрд рублей.
Все вышеперечисленные факты, по-видимому, и натолкнули совет директоров АСВ на мысль о повышении страхового возмещения. И после того, как АСВ разработает свои предложения, оно направит их в правительство, чтобы то инициировало внесение поправки в закон "О страховании вкладов".
В то же время председатель правления КонфОП Дмитрий Янин считает, что "и действующая сейчас сумма возмещения удовлетворяет потребителя, просто люди пока не заметили систему страхования вкладов. Надо не столько увеличивать страховую сумму, сколько пропагандировать саму систему страхования вкладов."
КИРИЛЛ ЯЧЕИСТОВ, ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВА
14 полоса
Автостраховщики начинают платить за банкротов
обязательное страхование
Вчера на президиуме Российского союза автостраховщиков (РСА) были утверждены правила выплат по долгам страховщиков "автогражданки", лишившихся лицензий. Первые выплаты РСА намерен осуществить уже сегодня -- порядка 50 пострадавших в ДТП по вине клиентов АВЕСТа получат около 1 млн рублей. Максимальные выплаты по долгам пяти страховщиков, не справившихся с ОСАГО, союз оценивает в 405 млн рублей.
До конца мая на рынке ОСАГО трудились 170 страховщиков. К настоящему времени у пяти из них страхнадзор отозвал лицензии. Это компании АВЕСТ, ЗСТСК, "Доверие", ЕАСК и СО СНГ. 8 августа вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым долги компаний с отозванной лицензией перекладывались на гарантийный фонд РСА. В настоящее время данный фонд союза насчитывает 1,081 млрд рублей.
Вчера состоялся президиум РСА, на котором автостраховщики обсуждали правила компенсационных выплат по долгам компаний-банкротов. В итоге они были утверждены и, как заявил вчера Ъ президент РСА Андрей Кигим, союз начнет первые выплаты по долгам страховщиков "автогражданки" на следующий день после президиума РСА, то есть уже сегодня.
По словам замглавы РСА Андрея Батуркина, в первый день возмещений союз планирует рассчитаться по 50-ти выплатным делам на сумму порядка 1 млн рублей. В настоящее время реестр таких дел наиболее полно составлен по московскому страховщику АВЕСТ. В союзе это объясняют тем, что бывшее руководство страховщика добросовестно сотрудничало с РСА после банкротства компании. "Уже сейчас полностью готово около 1200 выплатных дел по АВЕСТу", -- заявил Ъ господин Батуркин.
С остальными страховщиками дела обстоят не так благополучно -- руководство питерского "Доверия" союз ищет с помощью правоохранительных органов. В тюменском ЗСТСК практически не осталось персонала, который помог бы в составлении реестра клиентов компании, с СО СНГ союз только начинает работать (у компании недавно отозвана лицензия). А в ЕАСКе, как утверждают в РСА, "руководство настроено конструктивно", но полный список выплатных дел там также пока не готов.
По словам Андрея Батуркина, технология выплат по долгам этих компаний будет следующей: более благополучные страховщики, которые в настоящий момент ведут прием населения, пострадавшего от клиентов пяти компаний пересылают в РСА выплатные дела. В настоящее время ряд страховщиков, чьи собирают документы с пострадавших в ДТП по вине клиентов компаний-банкротов.
По АВЕСТу заявления принимают МАКС, "РЕСО-Гарантия", "АльфаСтрахование" по "Доверию" -- МАКС, "Русский мир", по ЗСТСК -- "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах", по ЕАСКу собирается принимать документы МАКС, по СО СНГ -- "Русский мир". Кроме того, как заявили Ъ в РСА, компании Страховой дом ВСК и "Росгосстрах" выразили желание подписать с союзом еще ряд соглашений по сбору информации в выплатные дела.
В делах, которые страховщики пересылают в РСА есть реквизиты счета пострадавшей стороны, на этот счет РСА и будет перечислять средства. Общие же выплаты по пяти компаниям, по словам члена президиума РСА, гендиректора страховщика МРСС Семена Акермана, оцениваются между 130 млн рублей и 405 млн рублей. Сложность определения точной цифры заключается в том, что ряд договоров страховщиков с отозванной лицензией продолжают действовать. "Реально, я думаю, долги пяти страховщиков составят порядка 200 млн рублей", -- считает господин Акерман.
Приготовившись к выплатам за коллег банкротов, страховщики начинают опасаться новых уходов компаний с рынка. "Примерно треть компаний на рынке имеет проблемы и в перспективе уйдет. -- заявил Ъ глава 'Согласия' Игорь Жук. -- С выплатой по пяти должникам создается такой прецедент, когда компании будут руководствоваться принципом "ой, я не справился с ОСАГО, в РСА есть денежный мешок, они расплатятся". Поэтому, по словам Андрея Батуркина, вчера на президиуме страховщики предложили обсудить идею так называемого депозита участника рынка ОСАГО.
Суть этой идеи в следующем: для того, чтобы продолжить игру на рынке "автогражданки" страховщики вносят на счет в банке некую сумму. Если компания принимает решение уйти с рынка и самостоятельно полностью оплачивает свои долги, она возвращает себе депозит. "Такая система работает в Латвии, где полис ОСАГО стоит примерно столько же, сколько и у нас. -- рассказал Ъ Андрей Батуркин. -- Там каждый страховщик ОСАГО депонируют по €500 тыс".
Опрошенные Ъ участники страхового рынка пока не готовы обсуждать порядок внесения депозита, ссылаясь на то, что этот вопрос еще не проработан. "Но я поддерживаю идею депозита, -- заявил Ъ президент НСГ Юрий Решетняк, -- это сделает рынок ОСАГО более устойчивым". А по словам замгендиректора Страхового дома ВСК Евгения Уфимцева, важно понимать, что предложение о депозите прозвучало вчера на президиуме как замена членским взноса в РСА. "Если же компании обяжут кроме членских взносов размещать еще и депозит, -- я считаю, что эта мера преждевременна и непроработана", -- заявил он Ъ. -- Если же все-таки эта идея воплотится, думаю, что это не сильно скажется на количестве страховщиков. Прежде всего потому, что величина депозита будет сравнительно небольшой -- 400-500 тыс рублей на каждого страховщика".
ТАТЬЯНА ГРИШИНА
16 полоса
Разъезд по полномочиям
Определен круг обязанностей вице-президентов ОАО РЖД
командный состав
Вчера ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) объявило о распределении обязанностей между своими вице-президентами, назначенными 17 августа. Почти все менеджеры, начавшие руководить РЖД еще при прежнем президенте Геннадии Фадееве, в целом сохранили круг своей ответственности. Кардинально изменились полномочия у Анны Беловой, которая вместо реформирования ОАО РЖД займется внешними связями компании, и двух вице-президентов, ранее отвечавших за безопасность, а теперь -- за управление персоналом и инфраструктуру. Еще два кресла вице-президентов ОАО РЖД до сих пор остаются вакантными. По данным Ъ, одно из них может занять экс-глава департамента пассажирских перевозок МПС Валерий Шатаев.
Напомним, что совет директоров ОАО РЖД утвердил список вице-президентов компании, предложенный ее новым главой Владимиром Якуниным, в середине августа (см. Ъ от 18 августа). Однако сферы их ответственности тогда так и остались не распределенными. В ОАО РЖД вчера уточнили, что приказ о структуре управления компанией господин Якунин подписал только 9 сентября. Как и обещал президент ОАО РЖД, ни один из вице-президентов не возглавляет одновременно департаментов или управлений и курирует два и более подразделения компании (см. справку).
Кардинально изменили круг своих обязанностей два топ-менеджера ОАО РЖД, которые при Геннадии Фадееве отвечали за безопасность компании. Георгий Корнилов (раньше занимался безопасностью, включая ее экономическую составляющую, а также задачами в сфере обороны и безопасности государства) теперь стал вице-президентом по управлению персоналом и спецпрограммам и курирует соответствующие подразделения. Кстати, в чем будут заключаться задачи вновь созданного департамента спецпрограмм в ОАО РЖД объяснить пока не могут. Вице-президент по инфраструктуре Владимир Сазонов (раньше отвечал за безопасность движения) будет руководить департаментами путей и сооружений, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики. Кроме того, Анна Белова, еще со времен Министерства путей сообщения занимавшаяся реформированием отрасли и компании, отстранена от этого процесса и получила новый фронт работ. Теперь она курирует внешние связи ОАО РЖД через департаменты международных связей и взаимодействия с федеральными и региональ ными органами власти.
Олег Атьков, ставший вице-президентом только в августе, займется здравоохранением и социальными вопросами, а также непроизводственной сферов. Еще одному новому вице-президенту, экс-главе "Желдорипотеки" Андрею Семечкину, президент ОАО РЖД поручил корпоративное управление в купе с департаментами корпоративной информатизации и управления имуществом дочерних и зависимых обществ. Последний новичок, Александр Бобрешев, принял на себя функции, ранее выполнявшиеся господином Кониловым -- безопасность и режим. Господин Бобрешев стал единственным вице-президентом, в подчинении которого всего один департамент -- безопасности. Зато он будет курировать и первое управление.
Между тем до сих пор остаются вакантными кресла вице-президента по пассажирским перевозкам (департамент дальних пассажирских перевозок, управление пригородных пассажирских перевозок, дирекция по ремонту подвижного состава) и вице-президента по безопасности движения (департамент безопасности движения и экологии, управление охраны труда и промышленной безопасности). Вчера в ОАО РЖД не смогли назвать даже потенциальных кандидатов на эти должности. По данным источников Ъ в отрасли, обсуждается назначение вице-президентом компании по пассажирским перевозкам Валерия Шатаева, возглавлявшего департамент пассажирского сообщения МПС при министре Николае Аксененко. В ОАО РЖД неофициально подтвердили эту информацию. Связаться с господином Шатаевым вчера не удалось.
РЕНАТА ЯМБАЕВА
16 полоса
Как стало известно Ъ, авиакомпания "Трансаэро" и Pegasus Aviation Finance Company (США) подписали твердый контракт об операционном лизинге шести новых самолетов Boeing 737-800 Next Generation, начиная со следующего года. Это первая поставка самолетов Boeing в Россию с конвейера за последние несколько лет. Каталожная стоимость одного лайнера этого типа -- около $66 млн, однако, по словам гендиректора "Трансаэро" Ольги Плешаковой, компания получила беспрецедентные скидки. Кроме того, скорее всего, перевозчик сэкономит за счет беспошлинного ввоза иномарок.
ОАО "Авиационная компания 'Трансаэро'" специализируется на международных чартерных и регулярных перевозках пассажиров -- в 2004 году 1,3 млн человек. Выручка в 2004 году -- 7,5 млрд руб., чистая прибыль -- 116,7 млн. Оперирует парком из 15 самолетов Boeing 737, Boeing 767, Boeing 747, один Ил-86 сдан в лизинг. Более 50% акций АО контролируются председателем совета директоров авиакомпании Александром и его супругой Ольгой Плешаковыми.
До сих пор "Трансаэро" было единственным перевозчиком России, эксплуатирующим воздушные суда только иностранного производства (в этом году авиакомпания "ВИМ-Авиа" сформировала парк из 12 самолетов Boeing 757-200). В 1994 году перевозчик получил от правительства полное освобождение от уплаты пошлин, сборов и налогов на ввоз иностранных самолетов -- сейчас около 40% от стоимости техники. В 1999 году оно было продлено в обмен на обязательство приобрести десять отечественных самолетов семейства Ту-204/214. В этом году "Трансаэро" и Финансовая лизинговая компания подписали договор лизинга десяти Ту-214, первый из которых должен быть поставлен в декабре.
Однако, как стало известно Ъ, на этом планы "Трансаэро" по расширению парка не ограничиваются. Гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова сообщила вчера Ъ, что в августе перевозчик и компания Pegasus Aviation Finance подписали твердый контракт на поставку в лизинг шести новых пассажирских среднемагистральных самолетов Boeing 737-800 Next Generation (вместимость в двухклассной компоновке -- 162 пассажира). Переговоры продолжались в течение года. Речь идет об операционном лизинге на семь лет, первый самолет будет поставлен в июле 2006 года, вся серия -- в течение двух лет.
Сумма сделки официально не разглашается. Получить комментарии в компаниях Pegasus Aviation Finance и Boeing (при посредничестве последней и был заключен контракт) Ъ не удалось, однако в августовском релизе Boeing о покупке лизинговой компанией шести новых Boeing 737-800 (как оказалось, они и достанутся "Трансаэро") говорится, что цена сделки, исходя из каталожной стоимости воздушных судов, -- $400 млн. Участник рынка, пожелавший остаться неназванным, считает, что с учетом традиционного дисконта от производителей авиатехники один новый Boeing 737-800 стоит около $45 млн. "Самолеты очень не дешевые, хотя предложение, которое нам сделал Boeing, беспрецедентно", -- заявила госпожа Плешакова. Анонимный источник Ъ на рынке пояснил, что, найдя "Трансаэро" в качестве заказчика, Boeing наверняка продал партию этих самолетов компании Pegasus Aviation Finance с существенным дисконтом, от которого зависит и ежемесячный лизинговый платеж. Рыночные лизинговые ставки за самолеты этого типа сейчас варьируются от $280 до 400 тыс. в месяц. Не исключено, что "Трансаэро" ввезет новые самолеты беспошлинно -- в отличие от "Аэрофлота", получившего в 1994 году госпреференции на 27 иномарок, у компании количество ввозимых судов не лимитировано. И, несмотря на то, что срок действия инвестсоглашения, по которому ввозились предыдущие суда, истек, продление действия его условий могло найти свое отражение в допсоглашении, заключенном Минэкономразвития и "Трансаэро" в конце 2004 года. Официально стороны эту информацию не комментируют.
Отметим, что сейчас самолеты Boeing 737 семейства Next Generation в России не эксплуатируются, а поставок самолетов Boeing в Россию с конвейера не было в течение последних нескольких лет.
СЕРГЕЙ РЫЖКИН, АННА ВОЛКОВА
SPI возвращается в российский суд
пищевая промышленность
Группа SPI предпринимателя Юрия Шефлера снова начинает судиться в России со своим самым принципиальным оппонентом -- ФКП "Союзплодоимпорт". Вчера стало известно, что компания "СПИ-РВВК", представляющая интересы SPI, обратилась в арбитражный суд Москвы с иском против нескольких решений Роспатента, закрепившего за ФКП исключительные права на словосочетание "русская водка". По данным Ъ, в борьбе за "русскую водку" поддержать Юрия Шефлера готовы российские ликероводочные заводы.
В начале 2003 года Роспатент зарегистрировал за ФКП "Союзплодоимпорт" словосочетание "русская водка" в качестве "наименования места происхождения" -- так может называться только водка, выпущенная в России. Кроме того в начале этой недели (см Ъ от 13 сентября) Роспатент по заявке ФКП признал товарный знак "Русская водка", принадлежащий "Союзплодоимпорту", общеизвестным. После этого в России не может быть зарегистрирован ни один товарный знак, хотя бы похожий на него.
Вчера стало известно, что компания "СПИ-РВВК" обратилась в арбитражный суд Москвы с требованием признать недействительным решение палаты по патентным спорам Роспатента о регистрации за ФКП словосочетания "русская водка" в качестве наименования места происхождения. "СПИ-РВВК" обосновывает свое требование тем, что ФКП не является производителем. "'Союзплодоимпорт' не только не является производителем водки, но и вообще не производит никакой продукции, следовательно, данное предприятие не вправе было инициировать регистрацию наименования 'русская водка'", -- говорится в исковом заявлении "СПИ-РВВК".
Так же в ближайшее время "СПИ-РВВК" пообещал оспорить регистрацию Роспатентом по заявке ФКП товарного знака "Русская водка" как общеизвестного. "Существует иллюзия, что 'Союзплодоимпорт' протекционистская организация, представляющая интересы государства, -- заявил Ъ заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин, -- если мы не будем оспаривать ее незаконные действия, то нормального баланса сил на рынке не будет и ФКП будет диктовать условия всем производителям".
"Я прекрасно понимаю, решение Роспатента очень болезненно для SPI, -- заявил в ответ глава ФКП Владимир Логинов, -- это говорит о том, что наша заявка на регистрацию общеизвестной марки Stolichnaya имеет очень хорошую перспективу".
Для обеих сторон разгоревшийся вокруг "русской водки" конфликт является составной частью борьбы за контроль над продажами самого привлекательно бренда -- Stolichnaya. SPI, которая владеет правами на Stolycnhanya на международных рынках, позиционирует свою водку как русскую. Более того, на этикетках Stolichnaya написано Russian Vodka. Напомним, что недавно ФКП и частные лица-граждане США инициировали в Америке (ключевом для SPI рынке с объемом годовых продаж $350 млн) серию исков, с требованием запретить продавать и рекламировать на территории США водку Stolichnaya как русскую. Сумма компенсации, в случае проигрыша SPI, может превысить $1 млрд. Оспорив в России регистрацию "русской водки" как наименование по месту происхождения, а также одноименного товарного знака как общеизвестного, SPI получит сильный козырь в борьбе с ФКП в судах США.
На этот раз у SPI появились союзники. "В настоящее время мы готовим коллективный иск, -- заявил Ъ владелец ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко, -- то, что сейчас происходит это уже полный беспредел". По словам господина Зивенко им уже собран пул из 10 недовольных предприятий. При этом раскрыть их названия он отказался. Крупные участники рынка действия господина Зивнеко поддерживают. "Пока ни о каких исках мы не думали, -- заявил Ъ совладелец холдинга 'Ладога' Вениамин Грабар, -- но того, что 'Русская водка' оказалось в одних руках не допустим".
Впрочем, по мнению экспертов в области патентного права, "Союзплодоимпорту" под силу справиться с недовольными производителями. "Я не помню еще ни одного дела, которое проиграл ФКП, -- говорит патентный поверенный Вадим Усков, -- если им удалось заставить платить всех производителей 'Советского', то и тут у него не возникнет сложностей. Поэтому реально обжаловать решение Роспатента практически невозможно".
РОМАН ОВЧИННИКОВ