Американская сеть Starbucks вынуждена открыть первую кофейню в Москве в помещении посольства США, где не действуют российские законы, поскольку права на эту марку в России держит ООО “Старбакс”. Представитель ООО Сергей Зуйков готов уступить ее американцам за $600 000. На помощь Starbucks позвала председателя РСПП Аркадия Вольского, который нажаловался на Сергея Зуйкова в прокуратуру.
|
Американская Starbucks Corp. со штаб-квартирой в Сиэтле управляет сетью из 8500 кофеен и магазинов более чем в 30 странах, оборот в 2004 г. превысил $5 млрд. Starbucks зарегистрировала свой товарный знак в России в 1997 г. В 2002 г. компания “Пресс” попросила патентное ведомство аннулировать эту регистрацию, так как товарный знак более трех лет не использовался. Роспатент согласился и отменил регистрацию товарного знака Starbucks Coffee по классам “минеральные и фруктовые напитки” и “услуги ресторанов, кафе”. В сентябре 2004 г. слово Starbucks зарегистрировало в качестве товарного знака ООО “Старбакс”, а в середине июля 2005 г. палата по патентным спорам лишила “Старбакс” прав на одноименную марку по жалобе американской корпорации Starbucks. Арбитражный суд Москвы запретил главе Роспатента Борису Симонову утвердить решение палаты в качестве обеспечительных мер по иску ООО “Старбакс”. |
|
На завтра в Арбитражном суде Москвы запланировано рассмотрение иска ООО “Старбакс” к Роспатенту. Представитель ООО “Старбакс” Сергей Зуйков требует признать незаконными действия патентного ведомства по аннулированию товарного знака Starbucks, принадлежащего ООО. Зуйков известен спорами вокруг всемирно известных брэндов — например, Audi пришлось выкупить у него права на модель Diablo марки Lamborghini. Как утверждает сам Зуйков, это обошлось Audi не более чем в $15 000-20 000.
Американцы нашли поддержку в борьбе с Зуйковым у председателя РСПП и сопредседателя “Российско-американского коммерческого энергодиалога” Аркадия Вольского. По словам Вольского, он обратился к заместителю генерального прокурора Александру Звягинцеву с указанием на “недобросовестные действия” Зуйкова в отношении международных товарных знаков. “В конце мая на нашей встрече министр торговли США Карлос Гутьерес поднял вопрос о защите интеллектуальной собственности в России и привел в пример проблему компании Starbucks”, — рассказывает Вольский. По его словам, обращению в прокуратуру предшествовала встреча представителей РСПП с Зуйковым, который попросил за отказ от борьбы за знак Starbucks $600 000. Это подтвердил “Ведомостям” и сам Зуйков, отказавшись объяснить, чем обусловлена именно такая сумма. В июльском рейтинге 100 лучших брэндов мира агентства Interbrand Starbucks находится на 99-м месте с оценкой стоимости марки $2,576 млрд.
В американской корпорации не стали комментировать предложения Зуйкова. “Starbucks Corp. является единственным владельцем своих марок в России”, — говорится в официальном ответе компании “Ведомостям” со ссылкой на Хулио Гутьереса, президента Starbucks по Европе, Ближнему Востоку и Африке. По его словам, сейчас кофе Starbucks продается в России лишь в Renaissance Moscow Hotel в рамках глобального соглашения компании с Marriott International. Зуйков же не имеет претензий к заведению: “Вывески там нигде нет, а продажа кофе и услуги кофейни — это разные вещи”.
В Starbucks в пятницу не смогли уточнить, родственники ли Карлос и Хулио Гутьересы. В Министерстве торговли США на запрос “Ведомостей” не ответили.
Источник, знакомый с планами компании, рассказал “Ведомостям”, что кофейня Starbucks все-таки появится в России — в здании посольства США. “Кофейня откроется в октябре, пока только для сотрудников посольства. Договор о намерениях уже подписан”, — подтвердил сотрудник посольства. В самой корпорации эту информацию оставили без комментариев. “На территории посольства действуют законы США, а российское законодательство, в том числе в области товарных знаков, там не действует”, — объясняет Виктор Станковский, директор петербургского офиса юридической фирмы “Городисский и партнеры”.
Исполнительный директор организации производителей кофе в России Алексей Поповичев считает, что Starbucks припозднилась с выходом на российский рынок, “пик роста которого пришелся на 2003 г.”. По его данным, Starbucks продолжает вести переговоры с несколькими сетями кофеен. Ранее американцы обсуждали возможность сотрудничества с “Ростик'с” и “Кофе-Хауз”, рассказали в этих компаниях.