Новый русский банк не увернулся от ликвидации.
Арбитражный суд Москвы принял вчера решение о принудительной ликвидации Нового русского банка, у которого Банк России в начале июля отозвал лицензию за "отмывание". От ликвидации банк не спасло даже то, что он оспорил отзыв лицензии и это дело рассматривается в том же арбитражном суде.
Банк России отозвал лицензию у Нового русского банка с 8 июля. Одной из причин стало нарушение банком закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По заключению ЦБ, за январь-май 2005 года банк провел кассовые операции по выдаче наличных денег на сумму более 37 млрд рублей при активах в 48,3 млн рублей и капитале в 13,7 млн рублей (по состоянию на 1 апреля).
Вчера арбитражный суд Москвы удовлетворил требование ЦБ о принудительной ликвидации Нового русского банка. Это произошло, несмотря на то, что днем раньше арбитражный суд Москвы провел предварительное заседание по жалобе Нового русского банка, считающего отзыв у него лицензии незаконным. Но суд не стал дожидаться рассмотрения этой жалобы по существу и решил начать ликвидацию банка безотлагательно.
Закон эту ситуацию однозначно не решает. Если два дела взаимосвязаны, то Арбитражный процессуальный кодекс обязывает суд приостановить одно дело до разрешения другого. Вместе с тем закон о банках прямо говорит, что обжалование приказа об отзыве лицензии не приостанавливает его исполнение. Суды решают эту коллизию по-разному, хотя очевидно, что обжалование отзыва лицензии может занять несколько месяцев.
При этом временная администрация, назначенная ЦБ и действующая в Новом русском банке с 8 июля, отменила действие всех доверенностей, которые 1 июля успел подписать председатель правления банка Сергей Козлов. В результате суд оставил без рассмотрения ходатайство банка о приостановлении ликвидации, поскольку у представителей банка не было полномочий его заявлять. Суд пояснил, что сейчас представители банка вправе только оспаривать отзыв лицензии, а вмешиваться в процедуру ликвидации не могут.
Стоит отметить, что с финансовой точки зрения у ЦБ к банку претензий нет: временная администрация не выявила у него признаков банкротства. Ранее таким же образом пытались ликвидировать Содбизнесбанк, также обвинявшийся в "отмывании". Среди банков, обвиняемых в отмывании доходов, оспорить отзыв лицензии пока решился один Новый русский банк. И если впоследствии суд восстановит у него лицензию, ситуация сложится довольно интересная. Автоматически процедура ликвидации, начатая вчера, не прекратится, и лицензию придется возвращать фактически умертвляемому банку. Подобный курьез уже имел место в конце 1999 - начале 2000 года, когда банк "Империал", признанный банкротом, отсудил лицензию и существовал как "банкрот с лицензией" вплоть до прекращения судом конкурсного производства. Тем не менее 16 марта 2004 года "Империал" стал банкротом окончательно.
Впрочем, повторить подвиг "Империала" Новому русскому банку будет непросто - после поучительной истории банка "Империал" попытки банков отсуживать лицензии, отозванные ЦБ, заканчивались провалом. В прошлом году арбитражный суд отклонил жалобу Нефтегазбанка, в начале этого года - аналогичное заявление банка "Национальный".