Месяц назад, 30 июня, "Известия" писали о митинге москвичей, протестовавших против строительства жилого комплекса "Седьмое небо" на улице Академика Королева, 8, корпус 2. Спустя неделю, 6 июля, Арбитражный суд Москвы по иску городской прокуратуры признал недействительными и ничтожными договоры аренды земли, заключенные инвестором проекта - ООО "РосЕвроИнвест" - с департаментом земельных ресурсов города. Главный довод истца, и суд с ним согласился, - расположение земельных участков в охранной зоне музея-усадьбы "Останкино", где действует запрет на строительство.
Во вторник за инвестора вступился подрядчик - небезызвестный "ДОН-строй". Пресс-служба компании напомнила журналистам, что решение суда не вступило в силу и обжалуется в установленном порядке. В пресс-релизе перечисляются те документы, которые не были прямо оспорены судом, начиная с распоряжения правительства Москвы о проектировании и строительстве дома.
Инвестора и подрядчика можно понять: действительно, именно правительство Москвы назначило инвестиционный конкурс в охранной зоне. И, между прочим, не впервые. Строительство в охранных зонах было обыкновенной практикой в Москве до лета прошлого года - до принятия городского закона об особом порядке градостроительной деятельности на исторических территориях, прямо запретившего такое строительство. Распоряжение правительства Москвы касательно Останкина вышло раньше закона; но в это время уже действовал федеральный закон об объектах культурного наследия, разрешающий в охранных зонах только компенсационное (регенерационное) строительство. Многоэтажный дом с подземным гаражом и торговым центром не назовешь регенерацией усадебной территории.
Ответчик настаивал в суде, что признанию договоров аренды недействительными должно предшествовать признание недействительными постановления правительства Москвы и других актов исполнительной власти, сделавших возможными аренду. Однако эти акты не оспаривались истцом. Смелость Московского арбитражного суда также не распространилась столь далеко. Органы исполнительной власти города, за исключением департамента природных ресурсов, фигурировали на суде в качестве третьей стороны. Интересно, что все они держали сторону ответчика.
Так, Москомархитектура (ведомство главного архитектора) ссылалась на совместное решение московского и федерального научно-методических советов по охране памятников, которые на следующий день после распоряжения правительства Москвы нашли возможным согласиться со строительством - при условии корректировки охранной зоны. Институт Генплана подготовил такую корректировку, то есть, попросту говоря, исключение спорного участка из охранной зоны, и даже получил необходимые согласования проекта, включая федеральные. Проект, однако, до сих пор не утвержден распоряжением правительства Москвы. Почему Юрий Лужков не сделал этого - загадка. Известно, что именно так он намеревается поступить, например, с Нескучным садом, где ради легализации строительства Дома фотографии зреет изменение даже не охранной зоны, а самой территории памятника. Ясно, что выход подобного постановления по Останкину не сделал бы законными ранее выданные согласования, но позволил бы получить новые.
Тем временем первый заместитель прокурора города известил все согласующие инстанции о решении суда и сделал им внушения. Особенно досталось Мосгосэкспертизе, положительное заключение которой, по мнению прокуратуры, выдано незаконно - и не в первый раз. Москомархитектуре и Москомнаследию предложено подумать о пересмотре разрешительной документации, выданной "РосЕвроИнвесту", а инспекции Госархстройнадзора и административно-технической инспекции - отозвать разрешение и ордер на производство строительно-монтажных работ.
Работы, однако, продолжаются. "ДОН-строй" (будем говорить о нем как о действительном хозяине стройплощадки) не останавливается, поскольку полагает, что рискует репутацией и деньгами покупателей квартир. Однако продолжение незаконных работ - тоже риск для покупателей. Пресс-служба "ДОН-строя" утверждает, что для продолжения и завершения строительства есть все основания.
Сейчас на участке вырыт котлован, который неожиданно для всех оказался заполнен водой. Останкинцы предполагают, что строители задели линзу грунтовых вод.
Вчера в 18 часов на улице Королева, 8 у ближайшего жилого дома прошел очередной разрешенный пикет. В сегодняшней Москве нет другого места, где бы москвичи так массово.