За первое полугодие 2005 г. в Москве было совершено 47 силовых захватов бизнеса, в 2004 году в столице было зафиксировано 190 захватов бизнеса. Об этом говорится в докладе Управления правительства Москвы по экономической безопасности, который был представлен вчера на круглом столе "Рейдеры: бизнес или криминал? Закон и реальность".
В круглом столе, который прошел вчера в Москве, приняли участие председатель Комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский, начальник Управления реализации программ промышленного потенциала Департамента науки и промышленной политики города Москвы Юрий Волчок, адвокат Московской областной коллегии адвокатов Олег Губинский и др.
"Рейдерство (вывод активов из владения законных собственников) – безусловный криминал, - считает Ю. Волчок, - так как этот вид деятельности всегда сопряжен с нарушением закона". "Заниматься захватами все равно что торговать украденными автомобилями", - заявил он. По словам чиновника, в этом году наметилось снижение темпов силовых поглощений. Тенденция обусловлена, во-первых, принятием земельного закона, регулирующего некоторые городские зоны, согласно которому при смене владельца предприятия профиль его деятельности должен оставаться неизменным. Во-вторых, жертвой захвата все чаще становится малый и средний бизнес, что снижает доходность рэйдерства. В связи с этим компании-захватчики уходят в регионы.
В то же время, адвокат Олег Губинский считает, что захваты могут быть вызваны и попытками настоящих собственников вернуть свой бизнес – после того как закон оказывается бессилен бороться с рейдерами и "серыми" риэлторами. По мнению председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, основной причиной распространения рейдерства является несовершенство законодательства, его "лоскутность", включение в законодательство нормативных актов ведомств. Каждое ведомство действует без согласования с другими.
Приводя примеры из своей практики, Олег Губинский отметил ряд нашумевших только этим летом захватов. Это и вывод активов из крупного оборонного НИИ шинной промышленности (НИИШП), и битва двух сотен людей за особняк в Гранатном переулке, а крупный карельский завод "Карелия ДСП" у собственника просто отобрали, заставив под пытками подписать отказ от собственности.
Так, по сообщению столичных СМИ, группа рейдеров Шпурова-Олевинского "приканчивает" стратегический для российской оборонной промышленности НИИШП, где производятся резиновые катки для танков и противопульные покрышки для БТР. Игнорируя арест активов НИИШП Арбитражным судом Москвы, Э. Олевинский и И. Шпуров в июне 2004 года "организовали" в Москомрегистрации перерегистрацию арестованного имущества НИИШП на компанию И. Шпурова. Связка Олевинского-Шпурова давно засветилась в ряде захватов московских и подмосковных предприятий. По сообщению газеты Управления делами президента РФ "Российские вести", Э. Оливинский и И. Шпуров открыто бравируют своими связями в Генпрокуратуре и федеральных силовых ведомствах. По информации из Арбитражного суда Казани, уже имели место телефонные звонки в суд из Генпрокуратуры в связи с предстоящим процессом по делу НИИШПа. Впрочем, эти рейдеры (Шпуров, Олевинский, тот же Кузнецов, фигурирующий в криминальном деле "Карелии ДСП" и др.) уже находятся в разработке УВД Москвы.
Участники круглого стола пришли к выводу, что пока однозначной защиты против силовых захватов государство предложить собственнику не может. Необходимо комплексное совершенствование законодательства, наработки практики борьбы и прочие долговременные меры, так что рейдерство будет продолжаться, не позволяя России подняться с нижних строчек таблицы стран с наименее защищенными правами собственников.