Российская нефтедобыча обойдется без иностранных инвестиций. Но зарубежные компании не теряют надежды заполучить долю российской нефти: взамен они предлагают прогрессивный опыт и технологии
Ирина Крючкова
"Никакая работа не может быть настолько срочной, чтобы нельзя было обеспечить ее безопасность", - гласит девиз компании Salym Petroleum Development (SPD), совместного предприятия англо-голландской Royal Dutch/Shell и ОАО НК "Эвихон" (дочернего предприятия англо-российской Sibir Energy). В день визита российских и иностранных журналистов на месторождения SPD (компания работает вблизи поселка Салым Ханты-Мансийского автономного округа) на одной из ее площадок произошло ЧП: российский рабочий спрыгнул с бетонной сваи и сломал ногу. "Зачем он это сделал? Ведь мог же спокойно спуститься по лестнице, не подвергая себя опасности. Это неправильно", - сокрушенно качал головой генеральный директор SPD Дэйл Роллинз.
Охрана здоровья, труда и окружающей среды - один из главных принципов, на которых строится работа не только SPD, но и других иностранных компаний. Требования к рабочим строги. Самые "знаковые": скорость на автомобиле в пределах лицензионной территории - не выше 40 км/час, за пределами - 60 - 70 км/час, водитель и пассажир обязательно должны пристегиваться ремнями безопасности. Ежемесячно в вахтовом лагере компании устраивают учебную пожарную тревогу.
А еще в SPD строго запрещено употребление алкоголя. "Наши мужики сначала посмеивались, мол, в других компаниях тоже запрещено, но ведь помаленьку пили, и нефть после этого также качалась. Но потом поняли: с менеджерами компании (почти все они - иностранцы) шутить опасно. Не соблюдаешь правила - увольняют. Причем если в комнате или вагончике находят бутылку водки, увольняют всех проживающих без разбора. Конечно, были недовольные", - рассказывает один из "ветеранов" совместного предприятия.
Пример SPD хорошо показывает особенности работы зарубежных инвесторов на российском нефтяном рынке. Лицензия на месторождения еще не гарантирует успех: нужно ломать российский менталитет "снизу", от подрядчиков до рабочих, и приспосабливаться к правилам игры, диктуемым "сверху" - российскими органами власти.
Полоса препятствий
Тендер по Салымской группе нефтяных месторождений (Западно-Салымское с запасами по категории С1-С2 до 113,3 млн тонн, Верхне-Салымское - 21,3 млн тонн, Ваделыпское - 18 млн тонн) компания Shell выиграла еще в 1993 году, получив право долевого (вместе с "Эвихоном") участия в ее разработке. В 1996 году учредили совместное предприятие Salym Petroleum Development. Но вплоть до 2003 года работы по освоению месторождений практически не велись. В Shell ждали заключения соглашения о разделе продукции (СРП подразумевает льготный налоговый режим: перенос основного налогового бремени на период, когда инвестиции окупаются) и разрешения на 100-процентный экспорт нефти.
Между тем зимой 2003 года правительство РФ приняло решение о заключении СРП лишь в исключительных случаях, и Салым в эту категорию не попал. Крест, поставленный на СРП, стал первой серьезной неприятностью для Shell. В конце марта - начале апреля 2003 года проверку работы компании на Салымских месторождениях провело министерство природных ресурсов РФ. В результате Salym Petroleum Development предъявили ряд серьезных претензий. Главная - за девять с лишним лет компания практически не вела работы по освоению и доразведке Салыма, а объем инвестиций в 2002 году не превысил 12,9 млн долларов (34% от запланированного). По лицензионному соглашению уже в 2003 году добыча на Верхнем Салыме должна была составить 600 - 700 тыс. тонн нефти. В июле 2003 года Минприроды пригрозило совместному предприятию Shell и "Эвихона" отзывом лицензии и выдало предписание приостановить на Верхне-Салымском месторождении работы, связанные с бурением и добычей нефти.
России не хватает предсказуемости. Десять лет власти водили за нос компанию Shell, не говоря ни да, ни нет по поводу заключения СРП в Салымском проекте
|
Shell развила бурную деятельность. Предписание Минприроды оспорили в арбитражном суде Москвы. А в начале сентября 2003 года состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и председателя комитета управляющих директоров концерна Royal Dutch/Shell Филипа Уоттса, где главу государства заверили: Shell намерена наращивать вложения в российские проекты, в том числе в нефтегазодобычу (включая разработку Салымских месторождений). Владимир Путин в свою очередь обещал: для иностранных инвесторов в России будут создаваться "стабильные условия".
Страница: 1 | 2 | следующая >