Могут ли "Форд" или, скажем, "Макдоналдс" перенести свои штаб-квартиры в Россию? Предположение из области ненаучной фантастики. Между тем, судя по нескольким сигналам, последовавшим один за другим, у государства на этот счет имеются планы не менее амбициозные, чем удвоение ВВП. Глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович говорит о возможности отмены налога на дивиденды, а замминистра финансов Сергей Шаталов утверждает, что "Россия имеет уникальный шанс стать страной, привлекательной для создания холдингов". Но при этом создается впечатление, что власть обзавелась alter ego, которое нашептывает свои правила игры, и эти правила совершенно несовместимы с либеральными проектами.
Райские дивиденды
Впервые предложением пересмотреть налог на дивиденды удивил президент в бюджетном послании. Но тогда оно было воспринято скорее как знак утешения бизнесу, деморализованному делом "ЮКОСа". Ведь одновременно налоговики предприняли попытку отменить срок давности по налоговым нарушениям и саботируют введение ограничений в налоговых проверках. Но на последовавшей за этим конференции, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей, Аркадий Дворкович и Сергей Шаталов эту идею постарались утвердить в сознании членов профсоюза олигархов.
Вообще весь комплекс очередных налоговых новаций выглядит революционно. Уже подписан закон об изменении расчета налога на прибыль в пользу бизнеса, на прошлой неделе Госдума одобрила отмену налога на наследство. Настойчиво повторяются предложения по ликвидации НДС, а теперь чиновники вслед за президентом проговаривают на публике еще и идею отмены налога на дивиденды. На кого рассчитан весь этот пакет приманок? Ясно, что не на физических лиц, которым, возможно, при ликвидации НДС придется платить налог с продаж. Что касается налога на наследство, то граждане давно научились его миновать, заранее оформляя дарение на скромное имущество или иными способами. Налог на дивиденды вообще до сих пор кажется экзотикой, как и сами дивиденды, которые у нас акционерные общества платят своим владельцам крайне редко. Общая цель очевидна - создание налогового рая для бизнеса, стимулирование возврата российских средств из-за рубежа и привлечение иностранного капитала. Просматривается и конкретный адресат - это умы и сердца руководителей российских холдинговых структур и транснациональных корпораций.
В бюджетном послании Владимир Путин говорил о пересмотре налога на дивиденды, получаемые от иностранных "дочек". Сейчас его ставка для нерезидентов составляет 15 процентов, для россиян - 9. Однако, по мнению руководителя налоговой практики компании "Эрнст энд Янг" Петра Медведева, простая отмена налога не даст результата. Одна из проблем состоит в том, что в России вообще нет концепции налоговых групп: "Например, у холдинговой компании есть три дочерние компании, две из которых несут убытки, а одна получает сверхприбыль. На сегодняшний день все эти четыре компании в России рассматриваются как отдельные налогоплательщики в отличие от большинства развитых стран, где налоговые результаты могут консолидироваться на уровне группы, а движение денежных средств внутри холдинга игнорируется для целей налогообложения". Таким образом, налогообложение групп выходит не только на цель возврата их средств из-за рубежа, но и на необходимость ликвидации трансфертного ценообразования внутри холдинга. Ведь если налог на прибыль взимается не со структурных частей, а с головной компании, то возможностей манипулировать со списанием затрат на себестоимость становится значительно меньше. Значит, прежде чем выходить на ту самую амбициозную цель привлечения в Россию штаб-квартир транснациональных корпораций, нужно разобраться с концепцией налоговых групп.
А такая цель, пусть и на отдаленную перспективу, ставится. Когда Сергей Шаталов говорил о намерении сделать Россию привлекательной для создания холдингов, он имел в виду именно транснациональные корпорации. Во всяком случае на конференции РСПП "Итогам" это подтвердил сотрудник Экспертного управления президента Станислав Воскресенский.
Правда, по мнению Петра Медведева, перевод глобальной штаб-квартиры международной компании в Россию невозможен в принципе и правильнее говорить о перспективах перемещения в нашу страну региональных штаб-квартир. Например, холдингов, имеющих намерение собирать дивиденды в России из других стран СНГ. Пока это невыгодно, поскольку компания платит налоги во всех юрисдикциях. "Сейчас, например, открыть штаб-квартиру в Голландии "и под ней" открывать дочерние структуры на Украине, может быть, проще, чем сделать это через Россию", - говорит Петр Медведев. По его словам, если в Голландии существует холдинговая головная компания и она получает доход в виде дивидендов из России, то для освобождения этого дохода от российского налогообложения голландская компания должна представить так называемый сертификат голландского налогового резидентства, который она, как правило, получает без значительных усилий в течение пары недель по месту регистрации. "В России же за получением сертификата компания должна обращаться в Федеральную налоговую службу, преодолевая множество бюрократических барьеров, несмотря на то что выдача такого сертификата в интересах бюджета страны", - говорит эксперт компании "Эрнст энд Янг". Значит, для того чтобы привлечь в Россию региональные штабы транснациональных колоссов, необходимо отрегулировать налоговое законодательство внутри СНГ.
Не только налоги
Если транснациональные холдинги всерьез задумаются о создании штаб-квартиры в России, то они столкнутся с проблемами трансграничных капитальных операций. Например, сейчас, покупая завод где-нибудь в Венгрии, выгоднее зарегистрировать "дочку", скажем, на Виргинских островах, вместо того чтобы оформлять сделку напрямую из Москвы или Нижнего Новгорода. И так будет до тех пор, пока национальная валюта не станет полностью конвертируемой. Сейчас рубль конвертируем только по текущим операциям, то есть его можно свободно обменять на любую другую иностранную валюту, а вот расплатиться с зарубежными партнерами невозможно.
До недавних пор, вплоть до появления в прошлом году нового Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", российское государство контролировало валютный рынок исключительно запретительными мерами - устанавливало нормы обязательной продажи валютной выручки, запрещало размещать средства на счетах в зарубежных банках без разрешения российского ЦБ, ограничивало сумму вывозимых денег российскими гражданами. Все это не способствует полноценности рубля. А в прошлом году Центральный банк ввел еще и норму резервирования как вывозимой, так и ввозимой в Россию валюты. Для того чтобы совершить импортную сделку, нужно "кредитовать" Центробанк на сумму в размере трех процентов от ее объема, а для того чтобы вывезти средства - зарезервировать 50 процентов всей суммы сроком на 15 дней. В результате сделки становятся дороже, за что валютные ограничения и называют "налогоподобными". Но в 2007 году по новому "валютному" закону все они будут сняты.
Наконец, если холдинговая компания зарегистрирована в России и имеет дочерние структуры в Европе или Китае, у нее должна быть возможность привезти в Россию сотрудников из других стран и получить для них здесь разрешение на работу. А для этого придется еще и либерализовать миграционное законодательство, о чем, впрочем, также регулярно говорится на всех уровнях власти.
В целом сомнений в благих намерениях вроде бы не должно оставаться. Но параллельное брожение "силовых" идей способно похоронить все эти начинания. Три недели назад Конституционный суд принял к рассмотрению запрос Московского арбитражного суда на предмет соответствия Основному закону 113-й статьи Налогового кодекса. Запрос инициирован налоговиками, которые хотели бы отменить не только трехлетний срок давности по налоговым нарушениям, но и ограничение четырьмя годами срока хранения налоговой отчетности. И если Конституционный суд удовлетворит запрос, то о транснациональных холдингах придется забыть даже как о мечте.
Ведь, кроме этого, до сих пор не определен закрытый перечень документов, которые должны предоставляться налоговому инспектору при проверке предприятия. Сейчас, как известно, он может изымать чуть ли не всю бухгалтерскую отчетность независимо от того, имеет она отношение к выплате причитающихся государству сумм или нет. Сохраняется и неопределенность в возможности проведения повторных проверок, а также превращения камеральных проверок (по декларациям) в выездные, а налогоплательщик все еще предоставляет подлинники документов.
В конкурентную борьбу за право называть транснациональные компании своими вступили многие страны. Ради этого радикально меняется налоговый режим в Австрии, большие усилия прилагает Эстония, не говоря уже о Голландии, Швейцарии и Кипре, обладающих целым набором юрисдикций для холдинговых компаний. А российский налоговый терроризм - если благие либеральные намерения останутся намерениями - может перечеркнуть все запланированные конкурентные преимущества.