Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ) не может смириться с утратой прав на “Советское шампанское”. Но пока отбить эту марку у ФКП “Союзплодоимпорт” заводу не удалось. Антимонопольное ведомство второй раз отказалось рассматривать этот спор. Теперь завод надеется на благосклонность Роспатента и московского арбитража.
|
НЗШВ является одним из крупнейших российских производителей шампанского. Сейчас мощность завода составляет 16,8 млн бутылок шампанского в год. В 2004 г. предприятие выпустило 792 400 дал и, по собственным данным, занимало около 23% рынка России. По данным агентства “Бизнес Аналитика”, объем российского рынка игристых вин в 2004 г. составил $516 млн. На “Советское” приходится 53%. Федеральное казенное предприятие (ФКП) “Союзплодоимпорт” от имени государства распоряжается товарными знаками русских водок (Stolichnaya, “Русская” и др.), во времена СССР принадлежавшими объединению “Союзплодоимпорт”, а также товарным знаком “Советское шампанское”. |
|
ФКП “Союзплодоимпорт” зарегистрировало в Роспатенте знак “Советское шампанское” год назад на том основании, что с 1968 г. он был закреплен за внешнеторговым объединением “Союзплодоимпорт”. После этого ФКП направило письма производителям “Советского шампанского” с предложением заключить лицензионный договор.
НЗШВ не согласился с этим и с ноября прошлого года пытается оспорить право “Союзплодоимпорта” распоряжаться товарным знаком. В прошлом году нижегородский производитель пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), написав в заявлении, что “Союзплодоимпорт” ограничивает деятельность других производителей шампанского. В феврале ФАС отказалась возбуждать дело, сославшись на то, что “Союзплодоимпорт” не является конкурентом НЗШВ: ФКП не производит и не реализует алкогольную продукцию, а продает свои товарные знаки. Но в решении ФАС была оговорка, что, если нижегородский завод предоставит документы, доказывающие, что НЗШВ и “Союзплодоимпорт” являются конкурентами, служба вернется к этому делу.
Завод собрал необходимые бумаги и в начале апреля направил их в ФАС. Но и на этот раз служба не выявила нарушения закона о конкуренции, сообщил “Ведомостям” юрист НЗШВ Владимир Егоров, сославшись на письмо из антимонопольного ведомства, полученное в начале июня.
Теперь нижегородскому производителю шампанского остается надеяться на Палату по патентным спорам, рассмотрение иска в которой пройдет в ноябре, и на московский арбитраж, куда НЗШВ подал иск в конце мая.
До окончательного решения по этому спору на заводе приостановлен выпуск “Советского шампанского”, сообщил Егоров. Он считает несправедливым, что производитель, который 70 лет выпускал “Советское шампанское”, поставлен в положение нарушителя закона.
В “Союзплодоимпорте” вчера не смогли прокомментировать ситуацию.
Пытались оспорить право ФКП на марку “Советское шампанское” и другие производители. Московский комбинат шампанских вин весной подавал возражения на регистрацию этого товарного знака в патентное ведомство. Но Федеральная служба по интеллектуальной собственности признала регистрацию товарного знака правомерной, и осенью московский завод заключил лицензионное соглашение с ФКП. Позднее аналогичные договоры подписали московский производитель шампанского “Империал Олимп”, Дагестанский завод шампанских вин, санкт-петербургский завод “Игристые вина”, Российско-ирландское совместное предприятие (РИСП) и компания “Исток”.
Аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов полагает, что наиболее приемлемым вариантом для нижегородской компании является заключение лицензионного соглашения с “Союзплодоимпортом”. А через несколько лет можно вывести на рынок новую марку. “Отказ сейчас от марки "Советское" может сильно снизить долю завода на российском рынке”, — подчеркивает Ибрагимов. С ним согласен и аналитик “Атона” Алексей Языков. Даже если НЗШВ запустит свой новый брэнд, доля завода на рынке значительно сократится, считает он.
ВНОВЬ УБЫТКИ
Нижегородский завод шампанских вин в I квартале 2005 г. увеличил чистый убыток по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 6,7% до 5,4 млн руб., сообщается в официальных документах НЗШВ. Выручка от продаж выросла на 22,4% до 55,611 млн руб., себестоимость — на 21,1% до 55,143 млн руб. Убыток от продаж снизился на 32,7% до 565 000 руб., убыток до налогообложения вырос на 6,2% до 5,2 млн руб. Дебиторская задолженность увеличилась на 3,8% до 17,602 млн руб., кредиторская — снизилась на 3,8% до 151,164 млн руб.