Интерес компании "Альфа Телеком" к УРС вызывает глубокий скепсис в среде аналитиков. Осторожно отнеслись к сделке и представители Антимонопольного комитета.
Тридцатого мая гендиректор "ВымпелКома" Александр Изосимов сообщил о том, что, по настоянию "Альфа Телеком", его компания нашла способ купить GSM-оператора "Украинские радиосистемы". Самым примечательным в этой истории стало то, что решение было принято вопреки категорическому несогласию одного из акционеров "ВымпелКома" - норвежской компании Telenor.
Задумка такова: к покупке УРС российский оператор планирует привлечь частный инвестиционный фонд. Об этом на днях сообщил гендиректор "ВымпелКома" Александр Изосимов на встрече с аналитиками инвестиционных компаний. Как говорится в отчетах московских компаний "Атона" и ОФГ, Изосимов предположил, что в сделке мог бы поучаствовать один из частных инвестфондов, который приобрел бы компанию, заключив при этом с "ВымпелКомом" договор опциона - контракта на приобретение пакета через время, как только у него появится такая возможность, на определенных условиях. Аналитики сочли эту схему жизнеспособной, хотя и отмечают, что "ВымпелКом" рискует переплатить за украинского оператора.
Данное решение, малопримечательное само по себе, вызывает интерес в связи с конфликтом, который начался год назад. В 2004-м менеджмент "ВымпелКома" договорился с украинской группой "Приват" о покупке у нее "Украинских радиосистем" за 200 млн. долл. Эту сделку поддержал один из акционеров российского оператора - "Альфа Телеком".
Другой же владелец - Telenor - заблокировал операцию на заседании совета директоров "ВымпелКома". Норвежцы объяснили, что считают покупку УРС экономически нецелесообразной и предложили "Альфе" объединить "ВымпелКом" с другим их совместным активом - украинским оператором "Киевстар". При этом Telenor выдвинул условие - в объединенной компании у него должен быть контроль. В ответ "Альфа" обратилась в московский арбитраж, требуя признать покупку УРС состоявшейся, а голоса норвежской телекоммуникационной компании Telenor в совете при голосовании по этой сделке не учитывать.
Норвежцы по-прежнему против покупки УРС. Как заявил представитель компании Telenor Даг Мельгаард, "лучше бы "ВымпелКом" сосредоточился на других целях - например, на повышении качества своих услуг в России". Масла в огонь подлил министр торговли и промышленности Норвегии Берге Бренд, который заявил в интервью Reuters, что скептически относится к решениям компании "Альфа Телеком".
Существуют и более радикальные точки зрения. Сторонние эксперты полагают, что покупка УРС - это лишь предлог для "Альфа Телеком", и компания имеет далеко идущие планы. Например, выдвигается версия, что "Альфа" использует судебные инстанции для давления на Telenor, чтобы выгодно продать свою долю в "ВымпелКоме". Или, того хуже, обменять ее на акции самой норвежской компании. Такое мнение высказала аналитик "Атона" Елена Баженова. "Если это верно, Украина должна быть осмотрительной, чтобы акции УРС не стали разменной монетой в чьей-то игре", - предостерегает она.
Аналитик "Проспекта" Ирина Ложкина посетовала, что российский партнер постоянно оказывает давление на Telenor. "Альфа" могла бы положить конец конфликту с норвежцами, продав им свой пакет в "ВымпелКоме" в обмен на долю в самом Telenor", - предположила Ложкина.
Пока на просторах России разгораются страсти, украинскому рынку мобильной связи остается только ожидать развязки конфликта и надеяться на лучшее. Очевидно одно - с покупкой УРС "Альфа Телекомом" в Украине увеличится концентрация на рынке мобильной связи, а это, теоретически, означает, что конкурентные условия на нем ухудшатся.
"В случае покупки "Альфой" пакета акций УРС на рынке может сложиться фактическая монополия, поскольку "Альфа" вместе с Telenor являются акционерами компании "Киевстар", - подчеркнул Андрей Дмитренко, аналитик Dragon Capital.
Похоже, этот аспект сделки не остается незамеченным для государства.
"Перед покупкой УРС мы еще раз внимательно проанализируем предложение "Альфы", и примем соответствующее решение. Думаю, что если там будут признаки монопольного влияния на рынок, то ни о какой продаже УРС даже и речи быть не может", - отметил Алексей Костусев, председатель правления Антимонопольного комитета Украины.
Как же поступить, чтобы избежать монополизации рынка мобильной связи? Аналитики видят выход в привлечении собственников из различных уголков мира, а не зацикливаться в их поиске на России.
"На украинском рынке телекоммуникаций не хватает реальных инвесторов, причем не одних и тех же, а разнообразных. Конкуренция пошла бы только на пользу рынку", - считает Андрей Дмитренко из Dragon Capital.
С ним солидарен украинский парламентарий Александр Гудыма.
"В условиях, когда в Украине владельцы компаний мобильной связи почти все из России (например, МТС владеет UMC), нам нужны, прежде всего, западные инвесторы". Например, Telenor - компания с мировым именем, совладельцем которой выступает норвежское государство. Возможно, предпочтительнее для Украины работать не только с российскими структурами, но и с такой корпорацией. Это вопрос экономической безопасности государства", - уверен депутат.
© Олег Гавриш, "Киевские ведомости"