"ЮКОС" серьезно подготовился к вынесению приговора своему бывшему шефу Михаилу Ходорковскому. Сразу после того как Мещанский суд приговорил основателя нефтяной империи к 9 годам тюрьмы, стало известно о двух многомиллиардных исках против участников аукциона по "Юганскнефтегазу" и владельцев "Сибнефти". Эксперты расценивают это как абсолютно грамотный и правовой ход, но уверены, что его перспективы лежат в той же политической плоскости, что и дело Ходорковского.
Более чем 42-страничный иск, подписанный президентом "ЮКОСа" Стивеном Тиди, во вторник был подан в Арбитражный суд Москвы. Компания требует компенсацию на сумму почти в $11,5 млрд. Дело будет рассматриваться 16 июня. Ответчиками по иску выступают сразу 6 организаций, третьими сторонами - еще 4. Обвинения касаются нарушений как в процедуре подготовки "ЮНГ" к продаже, так и самих оснований для возбуждения исполнительного производства против компании по фактам уклонения от налогов.
Большинство претензий "ЮКОСа" адресовано Российскому фонду федерального имущества (РФФИ). Компания "Газпромнефть" формально не приняла участия в аукционе, "так как согласно тексту протокола об итогах аукциона, она ни разу не заявила о желании приобрести акции, в том числе и по начальной цене", - говорится в документе, оказавшемся в распоряжении "Известий". Поэтому, считают юристы "ЮКОСа", в аукционе участвовала только "Байкалфинансгруп". Что противоречит законодательству. Но "Газпрому" иск также предъявлен. Юристы компании также отмечают, что ни один российский банк не мог профинансировать даже задаток для участия в аукционе без нарушения инструкций ЦБ РФ, а нарушение сроков подготовки к аукциону не позволилило даже теоретически участовать в нем потенциальным покупателям - "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и "ЛУКОЙЛу". Что касается победителя аукциона - "Байкалфинансгруп" - она была лишь "ширмой" для "Роснефти", отмечают юристы. Последняя же не приняла формального участия в аукционе. Защита "ЮКОСа" квалифицирует такую сделку, как "совершенную под влиянием обмана и злонамеренного соглашения".
Эксперты-юристы, опрошенные "Известиями", в один голос заявили, что ни о каком рассмотрении дела по существу речи не идет. "Ведь приговор Ходорковскому это ясно показывает. Мы говорим не о виновности или невиновности, а о том, что суд в отношении "дела "ЮКОСа" игнорирует доводы адвокатов", - пояснил партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Гуща.
Второй иск подан в Лондоне против владельцев "Сибнефти" за отказ от слияния с "ЮКОСом". Точная сумма ущерба не называется, но отмечается, что она многократно превышает оговоренные в соглашениях о слиянии $3 млрд. "Акционеры "ЮКОСа", наверное, отчаялись вести переговоры с "Сибнефтью" о возврате $3 млрд в обмен на 20% акций "Сибнефти" и подали в суд", - считает Михаил Зак из "Велес-Капитал".
Рынки не заметили приговора
Российский фондовый рынок не отреагировал на оглашение вердикта Мещанского суда по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева никак. Если не считать того, что сразу после появления новости котировки акций несколько повысились. Общепризнанного объяснения у этого феномена нет. Специалисты терялись в догадках: то ли игроки ожидали худшего, то ли некоторые из них просто откупали акции, проданные в ожидании приговора. Дело "ЮКОСа" долго давило на рынок акций тяжким грузом. По расчетам аналитиков инвестиционного банка "Центринвест", за 22 месяца, прошедшие с начала преследования "ЮКОСа" государством, до конца 2004 года, индекс РТС недосчитался из-за связанных с этим делом событий примерно четверти своей капитализации. Однако, по словам Сергея Жирникова, главного дилера БИН-банка, дело "ЮКОСа" уже почти год не оказывает никакого влияния на рынок. После того как акции компании стали стоить 15-18 рублей, инвесторы зафиксировали убытки и история была закрыта. Сегодня гораздо большее влияние на российские рынки оказывает ситуация на западных торговых площадках, например динамика курса доллара. "Для фондового рынка дело "ЮКОСа" может получить продолжение в том случае, если его рассмотрение в Европейском суде по правам человека будет сопровождаться массированной кампанией в западных СМИ, - считает эксперт. - Это, конечно, будет иметь негативные для рынка последствия. И совсем тяжелым ударом по рынку могло бы стать второе дело "ЮКОСа" - аналогичные действия против какой-нибудь другой компании, в ходе которых первое дело будет восприниматься как прецедент. Однако на подачу апелляций в России и рассмотрение дела в Страсбурге может уйти еще 1,5-2 года, а к тому времени на первый план для рынка выйдут другие факторы, такие, как выборы 2008 года".