В мае 2004 года
Арбитражный суд Москвы подтвердил правоту министерства по антимонопольной политике (ныне Федеральная антимонопольная служба), предписавшего в декабре 2003 года убрать из договора между АвтоВАЗом и General Motors пункт о прекращении выпуска «Нивы» по мере роста выпуска Chevrolet Niva. Тем самым АвтоВАЗ вновь получил право выпускать «Ниву», утерянное им ранее при заключении договора со стратегическим партнером. Именно тогда начался первый этап обострения отношений между АвтоВАЗом и General Motors. В 2004 году, после решения
Арбитражного суда Москвы, АвтоВАЗ выпустил 30 тыс. «Нив». По словам вице-президента АвтоВАЗа Юрия Степанова, в 2005 году завод планирует увеличить их выпуск примерно до 30-40 тыс. штук. Также господин Степанов не исключил, что из-за этого у СП могут возникнуть проблемы со сбытом Chevrolet Niva.
Вчера главный конструктор АвтоВАЗа Владимир Губа объявил о том, что Волжский автозавод уже в 2005 году приступит к серийному выпуску автомобиля Lada Niva с двигателем, соответствующим требованиям стандарта Euro-4. «В настоящее время проект прошел согласование технического комитета предприятия, однако решение о производстве будет принято после маркетингового изучения рынка», — заявил господин Губа. Как сообщили в пресс-службе автозавода, сейчас новая «Нива» проходит испытания на полигоне, а ее технические характеристики будут разглашены позднее. Между тем источник „Ъ“ на АвтоВАЗе сообщил, что помимо нового двигателя в «Ниве» изменятся салон и коробка передач. Кроме того, уже сейчас с уверенностью можно утверждать что на первых рейсталинговых «Нивах» будет устанавливаться импортный двигатель, так как российский автопром силовые агрегаты, соответствующие стандарту Euro -4, пока не выпускает. (На АвтоВАЗе заявляют, что в перспективе нормам Euro-4 будет соответствовать новый 1,6-литровый двигатель — „Ъ“). «Правда, по уровню пассивной безопасности новый внедорожник все же существенно уступит европейским аналогам, и участвовать в конкурентной борьбе мы сможем только за счет цены», — считает источник „Ъ“ на АвтоВАЗе. По его словам, определяя цену новой Lada Niva, экономисты АвтоВАЗа руководствовались соображением «сделать ее несколько дешевле Chevrolet Niva». «По моим прогнозам, обновленная версия внедорожника будет стоить $8-10 в зависимости от комплектации», — сказал он.
Отметим, что если Вол-жский автозавод все же начнет производство обновленной «Нивы», то это существенно ударит по позициям СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающего Chevrolet Niva. Сейчас СП испытывает существенные сложности со сбытом «Шеви Нив». В частности, в 2005 году план производства этого автомобиля руководством «GM- АвтоВАЗа» официально снижен с 75 тыс. до 55 тыс. автомобилей. Кроме того, недавно руководство предприятия официально признало проблему затоваривания. Ситуацию могла бы спасти Chevrolet Niva с двигателем Opel, однако о сроках начала производства этой модели пока ничего неизвестно. «Как только советом директоров и собранием акционеров будет дано одобрение, мы сразу же об этом объявим, в том числе и цены. Объявлять цены сейчас мы считаем неразумным. Сейчас идет работа над этим проектом, и я пока не могу назвать точно, когда именно он будет закончен», — сказала „Ъ“ эксперт по PR «GM-АвтоВАЗа» Наталья Крамаренко.
По прогнозам менеджеров компании «Самара-Лада» (является дилером АвтоВАЗа и «GM-АвтоВАЗа» — „Ъ“), новая Lada Niva может составить серьезную конкуренцию Chevrolet Niva благодаря общеизвестному бренду. «Потребитель так до сих пор и не понял, что за машина Chevrolet Niva – импортная или российская, поэтому интерес к этой марке не столь велик, как мог бы», — заявили „Ъ“ в «Самара-Ладае».
Источник „Ъ“ на «GM-АвтоВАЗе» заметил, «вполне возможно, что обновленный внедорожник будет конкурировать с «Шеви Нивой», во всяком случае, на внутреннем рынке. Но у меня больше сомнения в том , что АвтоВАЗ сможет осилить производство конкурентноспособного автомобиля. Я думаю, тут скорее можно говорить о расхождениях в стратегических интересах между нами и ВАЗом», — сказал он.
Представитель АвтоВАЗа считает, что «похолодание отношений между Волжским автозаводом и его стратегическим партнером выражается еще и в том, что General Motors, скорее всего, отстранят от участия в проектировании и выпуске новой модели автомобиля класса С, еще не имеющего названия. Известно лишь, что это будет переднеприводная модель, которую закончат разрабатывать к началу 2009 года. «Уже сейчас научные разработки идут двумя линиями – НТЦ АвтоВАЗа и General Motors. По окончании планируется объявить тендер и выбрать из двух проектов лучший, но уже сейчас понятно, что предпочтение будет отдано вазовским наработкам», - считает источник.
МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ